Пк 2.2. организовывать и проводить занятия
Задание 4. Разработайте и проведите 10 занятий в социально-педагогической области дополнительного образования, опишите их по схеме.
В соответствии с программой практики студент должен разработать и провести не менее 10 занятий в социально-педагогической области дополнительного образования:
- кружковые занятия социализирующего типа (не менее 2);
- клубные занятия по пропаганде здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом (не менее 2);
- познавательные занятия развивающего типа (не менее 2);
- профилактические занятия (не менее 2);
- тренинговые занятия (не менее 2).
Примеры конспектов занятий представлены далее.
Кружковые занятия социализирующего типа
Тренинговые занятия
План-конспект занятия
Название учреждения:Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» Дата, время и место проведения занятия:25.02.15., 16.30., игровая комната Возраст и год обучения группы (учащегося):12-15 лет, первый год обучения Фамилия, имя, отчество (полностью) педагога:Котовщикова Анна Сергеевна | |
Название темы | «Сплочение коллектива» |
Цель занятия | Образовательная цель– познакомить с понятием «тренинг», научить формулировать правила работы в группе, высказывать своё мнение в ситуации взаимодействия, анализировать высказывания других; Развивающая цель– развивать коммуникативные умения, способствовать созданию положительного микроклимата в группе; Воспитательная цель – воспитывать эмпатию, способности к адекватному и наиболее полному познанию себя и других. |
Методы обучения | - словесный - практический |
Формы обучения | групповая работа |
Тип занятия | трениговое занятие на сплочение коллектива |
Оборудование, материалы и основные источники информации | Литература: |
Предварительная подготовка: | Разработка плана-конспекта занятия. Подготовка помещения для проведения занятия. Расстановка мебели с учетом требований техники безопасности. Лист бумаги. Фломастеры. Символический предмет. Ватман. |
Ход занятия | |
Актуализация 10 минут | Педагог: Здравствуйте ребята. Невозможно сделать всю работу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха. И сегодня мы попытаемся сплотиться с вами еще больше, чтоб каждый из вас был уверен, что его смогут поддержать в трудную минуту. Наше занятие будет проходить в форме тренинга. Вы знаете, что такое тренинг? Дети: Не помним. Что-то знакомое. Педагог:Сейчас вспомним. Тренинг - это форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков, это как тренировка способностей или образа действий. На нашем сегодняшнем тренинге мы будем развивать умения работать в команде. Но прежде чем мы начнем, мне хотелось бы познакомить вас с правилами тренинга. А потом вы сможете записать те из них, которые считаете важными для работы в вашей группе. Детям дается листок, на котором они записывают правила. После написания правил, они кладут их в круг. Правило единой формы обращения Обычно под такой формой понимается обращение на «ты» и по имени, однако это не обязательно. Участники могут говорить друг другу «Вы». Главное, чтобы при этом все, включая тренера, находились в равных условиях. Правило актуального общения Это правило тренинга подразумевает, что всё общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе. Правило конфиденциальности На любом тренинге люди оказываются гораздо более уязвимы, чем в повседневной жизни. Чтобы снизить тревожность, опасения и дискомфорт, связанные с этим, на тренинге вводится правило конфиденциальности: в группе все находятся в равных условиях, а вот вынесение чего-либо о происходящем за рамки группы признается недопустимым. Правило высказываний Любые высказывания вида: «Все знают, что…», «Мы все считаем…» всегда являются либо продуктом предельно субъективного мышления, либо попыткой манипуляции. Ни то, ни другое не продуктивно само по себе и безусловно мешает достижению целей тренинга. Поэтому автор любого высказывания на тренинге должен говорить только от своего имени: «Я считаю, я думаю, я уверен». Правило искренности и уважительности Чрезмерная тактичность редко идет на благо человеку в осознании и разрешении его проблем. Поэтому обратная связь должна быть искренней, но уважительной. Правило пунктуальности Для того, чтобы успеть качественно выполнить и освоить все содержание занятия, необходима пунктуальность. Все участники должны стремиться соблюдать регламент. |
Изучение нового материала, формирование новых умений и навыков 25 минут 7 мин 15 мин 5 мин 15мин 10 мин | Педагог:Теперь, ознакомившись с правилами, мы можем приступить. Упражнение 1: «Имена». Ведущий представляется участникам, и просит представиться в ответ, но при этом участники должны продолжить фразу: Меня зовут…, Я люблю.... Упражнение 2:«Постройтесь по росту!» Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет. Упражнение 3: «угадай кто» Ведущий просит выйти из группы одного человека, остальные выбирают человека из группы которого должен будет описать ребенок который вышел, а группа сможет отвечать только на вопросы да или нет, человека можно будет описать по следующим признакам (характер, поведение, чем любит заниматься, активный ли он и.т.д кроме одежды) Упражнение 4: «Нужный цвет» По команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Упражнение 5: .Инсценируйте ситуацию: контролер в общественном транспорте; хирург в операционной; композитор сочиняет музыку; вор в чужой квартире Упражнение 6: Ведущий предлагает участникам, 4-6 человек вытянуть, как на экзамене заранее заготовленные на бумажных листах задания. Это могут быть цитаты из сказок, пословицы и поговорки, строки песен. Цель игры состоит в том, что участнику необходимо мимикой и жестами донести смысл до гостей. Стараться, как можно точнее передать смысл, чтобы быть понятым зрителями. Участник, чей магический язык жест будет более понятен гостям. Который сумеет быстрее передать смысл заданной фразы и побеждает Упражнение 2. 8. Цель: развитие мышления. Инструкция: я предложу вам два слова, мало связанных между собой. Например: консервная банка и чашка, дерево и дом, мел и мука, матрешка и конструктор, блюдо и лодка. За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков для пары предметов. Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «блюдо» и «лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину».Необходимо указать как можно больше и таких признаков. Но особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете ». |
Рефлексия 10 минут | Педагог: Вот и подошёл к концу наш тренинг. Вот видите, сколько у вас общего. «Дружественная ладошка» На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает своё имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему). Упражнение «Унисон» Члены группы встают вместе в круг, держась за руки, и начинают напевать с закрытым ртом какую-либо ноту, постепенно двигаясь к центру круга и сближаясь. Они должны нащупать общую тональность и единую ноту своего звучания, т.е. пропеть в унисон. Ощущение единства возникает тогда, когда рождается общий хор, тянущий одну ноту. Те, кому понравилась такая форма проведения занятия могут подарить друг другу аплодисменты. Те, кто сегодня познакомился с новыми людьми, поднимите руки вверх. Те, кто узнал сегодня что-то новое, могут поднять большой палец вверх. Всем спасибо. |
Задание 5. Подготовьте презентацию проведенного занятия в социально-педагогической области дополнительного образования с видеофрагментами в соответствии с этапами занятия.