Итоговый контроль знаний. Решение ситуационных задач. 1. Среднее артериальное давление равно 100 мм
1. Среднее артериальное давление равно 100 мм. Рассчитайте величину сопротивления сосудистой стенки, если частота сердечных сокращений равна 70 в мин, а ударный объем сердца 74 мл.
2. Давление в капилляре равно 20 м рт.ст. Какая часть давления, сообщенного аорте сердцем, затратилась на преодоление сопротивления сосудов до капилляра, если общее сопротивление сосудистой системы равно 37 мм рт.ст./л/сек, а МОК = 5 л.?
3. Чему равна линейная скорость движения крови в сосуде диаметром 0,3 см., если за 1 сек через него проходит 500 мл крови?
4. Определите линейную скорость движения крови в капиллярах артерии А, если в ней самой она равна 25 см/сек. а просвет капиллярной сети в 1000 раз больше просвета артерии.
5. Человек находится в затонувшей подводной лодке уже несколько часов. Системы жизнеобеспечения разрушены. Какие изменения работы сердца и АД следует ожидать у такого человека?
6. Определите периферическое сопротивление (ПС), если АД 130/70 мм рт.ст., ЧСС 75 в мин., а УОС 70 мл.
7. Какие свойства пульса Вы сможете отметить при анализе приведенных сфигмограмм?
Нормальная сфигмограмма Сфигмограмма больного
8. Рассмотрите приведенную ниже сфигмограмму. Что это такое? Замените цифры обозначениями.
9 В эксперименте раздражается центральный конец перерезанного нерва Геринга. Как в этом случае изменится работа сердца и артериальное давление?
10. Из раны на шее животного выступает конец вагуса. Можно ли определить, центральный это конец, или периферический?
11. Определите скорость распространения пульсовой волны, если вы получили следующую запись. Расстояние между датчиками 60 см. Отметка времени – 50 сек.
.
12. Ниже приведены вещества, обладающие сосудорасширяющим или сосудосуживающим действием. Назовите, какие из них относятся к вазодилятаторам, какие к вазоконстрикторам.
Адреналин, ацетилхолин, ренин, вазопрессин, гистамин, кортизон, норадреналин, брадикинин, никотиновая кислота.
13. На месте действия горчичника появляется гиперемия - покраснение кожи. Объясните механизм гиперемии.
14. У здорового человека, находящегося в спокойном состоянии, студент, подсчитывая частоту пульса, получил 130 ударов в минуту. В чем возможная причина ошибки?
15. Если змею долго держать в вертикальном положении головой вверх, то через несколько часов она погибает. Почему?
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Кратко дайте ответы на следующие вопросы:
1. Какие законы гидродинамики применимы к сосудистой системе?
2. Назовите функциональные отделы сосудистой системы.
3. Что такое артериальное давление? Как оно создается?
4. Что такое линейная скорость кровотока? Как она меняется по ходу сосудистого русла?
5. Назовите величины линейной скорости кровотока в различных отделах сосудистой системы.
6. Что такое объемная скорость кровотока? Как она меняется по ходу сосудистого русла?
7. Чем объясняется разная скорость течения крови у стенки и по оси сосуда?
8. Назовите величины объемной скорости кровотока в различных отделах сосудистой системы.
9. В какой части сосудистого русла давление крови падает наиболее резко? Почему?
10. На что расходуется давление крови по мере ее продвижения по кровеносным сосудам?
11. Какую роль в аорте и артериях играют их эластические стенки?
12. Как изменяется сопротивление в различных участках сосудистого русла?
13. Какое давление называют систолическим и диастолическим?
14. Какова изменчивость артериального давления с возрастом?
15. Что такое среднее давление? По какой формуле оно рассчитывается?
16. Перечислите факторы, определяющие величину артериального давления.
17. Чему равно давление крови в капилляре?
18. Каково время полного оборота крови и какой способ лежит в основе его измерения?
19. Какие волны выделяют на кривой записи кровяного давления?
20. Что такое пульсовое давление?
21. Что такое “дежурные” капилляры?
22. Что такое “мышечный насос”?
23. Что такое “дыхательный насос”?
24. Что такое “сердечный насос”?
25. Какими свойствами обладает артериальный пульс?
26. Каков механизм происхождения артериального пульса?
27. Каков механизм происхождения венозного пульса?
28. Какова скорость распространения пульсовой волны в норме?
29. Что такое сфигмограмма? Что она отражает?
30. Что такое флебограмма? Что она отражает?
31. Перечислите механизмы регуляции сосудистого тонуса.
32. Кто открыл сосудосуживающие сосуды? Опишите схему опыта.
33. К какому отделу нервной системы относятся все сосудодвигательные нервы?
34. Какой нерв непрерывно несет информацию в сосудодвигательный центр из каротидного синуса, аортальной зоны?
35. Где находится анатомический (ведущий) сосудодвигательный центр и что он собой представляет?
36. Какие основные гуморальные вещества оказывают сосудосуживающее действие на просвет сосудов?
37. Как изменится просвет сосудов при местном действии на них углекислого газа?
38. Что такое ренин? Каков его механизм действия?
39. Как изменится уровень АД при введении вазопрессина?
40. Что такое гистамин и как он действует на просвет сосудов?
41. Что такое серотонин и как он действует на просвет сосудов?
42. Перечислите гуморальные вазодилятаторы.
43. Назовите главные рефлексогенные зоны сердечно-сосудистой системы.
7. Рекомендации по УИРС. Примерные темы рефератов по теме:
1. Оценка АД в покое и после физической нагрузки у студентов с разным уровнем физической подготовки.
2. Оценка АД в покое и после физической нагрузки у курящих и некурящих студентов.
3. Оценка АД в покое и после эмоциональной нагрузки (экзамен) у студентов.
4. Влияние гиподинамии на сосудистую систему.
5. Влияние курения на сосудистую систему.
6. Вес ребенка при рождении как риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у ребенка и матери.
7. Артериальная гипертензия и хроническая сердечная недостаточность: клинико – инструментальные сопоставления.
1. Тема занятия 15: «Физиология СИСТЕМЫ КРОВИ И сердечно – сосудистой системы. Итоговое занятие».
2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
3. Цели обучения: глубокое усвоение студентами физиологии человека, обеспечивающее понимание организации, осуществления и регуляции физиологических функций, а также успешное изучение других дисциплин и применение полученных теоретических знаний в практической деятельности.
Общая цель: контроль качества знаний, практических навыков и умений.
Учебная цель: оценить знания у каждого студента по контрольным вопросам и умения выполнять практически требуемые по программе исследования показателей крови.
Психолого – педагогическая цель: необходимо прививать студентам чувство гуманности к людям, доброе, чуткое, щадящее, внимательное отношение к ним, особенно к страдающим различными недугами. Воспитательная цель сводится и к тому, чтобы сформировать у студентов стремление к аккуратности, честности, добросовестному выполнению порученной им работы.
СТРУКТУРА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗА ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Этапы | Количество | min | мах | Отлично | Хорошо | Удовл. |
I - тесты | 91-100 | 81-90 | 70-80 | |||
II –практические знания при решении задач | 9 - 10 | |||||
III - контрольный вопрос | 9 - 10 |
РЕЙТИНГ ОЦЕНКИ
итогового занятия по теме «ФИЗИОЛОГИЯ ССС» рассчитывается по формуле:
ОЦЕНКА = А*0,3 + В*3 + С*4 (баллов),
где: А – балл за тестовый контроль
В – балл за практические знания
С – балл за решение ситуационных задач
Студент, набравший 91-100 баллов получает оценку - ОТЛИЧНО
81 – 90 баллов - ХОРОШО
63 – 80 баллов - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПРИ УСТНОМ СОБЕСЕДОВАНИИ
ОЦЕНКА | КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ |
ОТЛИЧНО | Ответ правильный, полный, допускаются лишь мелкие неточности, не влияющие на существо ответа. Весь алгоритм действий при выполнении практического навыка воспроизводится без ошибок |
ХОРОШО | Ответ правильный, но не совсем полный. Допускаются мелкие неточности и не более двух ошибок, которые после уточнения студент способен исправить самостоятельно. Все действия при выполнении практического навыка верные, ошибки и неточности выявляются и исправляются самостоятельно |
УДОВЛЕТ-ВОРИТЕЛЬНО | Ответ в целом правильный, но не полный, поверхностный. Ошибки и неточности, как при выполнении работы, так и при устном ответе студент способен исправить после наводящих вопросов. Допускается не более двух не исправленных ошибок. |
НЕ УДОВЛЕТВО-РИТЕЛЬНО | Ответ неверный. После наводящих вопросов никаких исправлений не дано. Кроме определений и дефиниций студент не может дать никаких пояснений о механизмах физиологических процессов, нормативах показателей гомеостаза. Самостоятельно выполнить практический навык не может. |
При подготовке к контрольной работе вопросы для собеседования, тестовые задания и задачи, использовать из текущих занятий по данной теме.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
Навыки
1. Измерение артериального давления методом Короткова и Рива-Рочи.
2. Запись ЭКГ переносным портативным прибором.
Умения
1. Оценить ЭКГ, вариант нормы.
1. Тема занятия 16 «ФИЗИОЛОГИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ. ЗУБЫ И ПАРОДОНТ. ЖЕВАТЕЛЬНАЯ МУСКУЛАТУРА, ЕЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ»
2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
3. Значение темы: Стоматологическая физиология является частным разделом физиологии человека, который рассматривает, прежде всего вопросы участия челюстно-лицевой области в процессах пищеварения, защиты организма от повреждающих факторов внешней среды, формирования речи, а также эстетические проблемы.
4. Цели обучения: глубокое усвоение студентами физиологии человека, обеспечивающее понимание организации, осуществления и регуляции физиологических функций, а также успешное изучение других дисциплин и применение полученных теоретических знаний в практической деятельности.
Общая цель: изучить участие челюстно-лицевой области в процессах пищеварения.
Учебная цель: изучить физиологию зубов и пародонта и получить представление о методах электродиагностики зубочелюстной системы.
Психолого-педагогическая цель: необходимо прививать студентам чувство гуманности к людям, доброе, чуткое, щадящее, внимательное отношение к ним, особенно к людям, страдающим различными недугами.
Воспитательная цель сводится и к тому, чтобы сформировать у студентов стремление к аккуратности, честности, добросовестному выполнению порученной им работы.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Тестовые задания по теме: «ФИЗИОЛОГИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ»
1. ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ МЫШЦЫ, МЫШЦЫ, ОПУСКАЮЩИЕ НИЖНЮЮ ЧЕЛЮСТЬ, ЯЗЫК, МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА, ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНЫЕ СУСТАВЫ, ЗУБНЫЕ РЯДЫ, ПАРОДОНТ ВХОДЯТ В СОСТАВ:
1) функционального челюстного элемента
2) функциональной ротовой системы
3) зубочелюстной системы
4) жевательного аппарата
2. АРТИКУЛЯЦИОННО-МУСКУЛЯРНЫЙ РЕФЛЕКС НАЧИНАЕТСЯ С РЕЦЕПТОРОВ, ЗАЛОЖЕННЫХ В:
1) пародонте
2) периодонте
3) связках и капсуле височно-нижнечелюстного сустава
4) функкциональном элементе зуба
3. ГИНГИВО-МУСКУЛЯРНЫЙ РЕФЛЕКС НАЧИНАЕТСЯ С РЕЦЕПТОРОВ, ЛОКАЛИЗОВАННЫХ В:
1) дентинных канальцах
2) слизистой десны
3) периодонте
4) пульпе зуба
4. ПЕРИОДОНТО-МУСКУЛЯРНЫЙ РЕФЛЕКС НАЧИНАЕТСЯ С РЕЦЕПТОРОВ, ЛОКАЛИЗОВАННЫХ В:
1) слюнных железах
2) пульпе хуба
3) слизистой десны
4) околозубных тканях
5. ГДЕ В ПОЛОСТИ РТА СИНТЕЗИРУЮТСЯ ИММУНОГЛОБУЛИНЫ?
1) только в плазматических клетках слизистой
2) в плазматических клетках и слюнных железах
3) в подъязычной слюнной железе.
6. КАКИЕ ВЕЩЕСТВА ПРИДАЮТ СЛЮНЕ БАКТЕРИЦИДНЫЕ И АНТИТОКСИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА?
1) лизоцим, лактоферрин, миелопероксидаза
2) только лизоцим
3) метаболиты, выделяющиеся в полости рта
4) протеолитические ферменты слюны
7. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ПРАВИЛЬНО РАНЖИРОВАНА ПО УБЫВАЮЩЕЙ ПРОЧНОСТЬ ТКАНЕВЫХ БАРЬЕРОВ ПОЛОСТИ РТА:
1) язык, десна, слизистая щеки
2) язык, слизистая щеки, десна
3) слизистая щеки, язык, десна
8. КАКИЕ СКОПЛЕНИЯ ЛИМФОИДНОЙ ТКАНИ (МИНДАЛИНЫ) ВЫПОЛНЯЮТ ЗАЩИТНУЮ ФУНКЦИЮ В ПОЛОСТИ РТА?
1) Глоточные
2) Небные
3) подъязычные
4) язычные
9. ПРИ НАРУШЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ ПОКРОВНЫХ ОБОЛОЧЕК И СНИЖЕНИИ УРОВНЯ КИСЛОРОДНОГО ДЫХАНИЯ ФОРМИРУЕТСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА:
1) поддержания газовой констаты крови
2) стабилизации осмотического давления
3) поддержания системного АД
4) обеспечения целостности тканей
10. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ТКАНЕЙ В КАЧЕСТВЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ВКЛЮЧАЕТ ПОВЕДЕНИЕ:
1) ориентировочно-исследовательское
2) пассивнооборонительное
3) активнооборонительное
4) пищедобывательное
11. ПОВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕСЯ В НАСТОРАЖИВАНИИ, УКРЫВАНИИ, ЗАТАИВАНИИ, ИЗБЕГАНИИ, ОТНОСИТСЯ К ТИПУ:
1) активно оборонительного
2) пассивно оборонительного
3) подражательного
4) пищедобывательного
12. ПОВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕСЯ В АКТИВНОМ СОПРОТИВЛЕНИИ, АГРЕСИИ, ОБРАЩЕНИЯИ К ВРАЧУ, ПОИСКЕ ЛЕКАРСТВ, ОТНОСИТСЯ К ТИПУ:
1) активно оборонительного
2) пассивно оборонительного
3) подражательного
4) пищедобывательного
13. БАКТЕРИЦИДНЫЙ ЭФФЕКТ, СВЯЗАННЫЙ С НАЛИЧИЕМ ЛИЗОЦИМА, ЛАКТОФЕРИНА, ИОНОВ ЛИТИЯ, ИММУНОГЛОБУЛИНОВ, РЕАЛИЗУЕТСЯ:
1) слизистой оболочкой полости рта
2) ротовой жидкостью
3) форменными элементами крови
4) клетками соединительной ткани
14. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАЩИТНЫХ ФУНКЦИЙ БАРЬЕРОВ ЗАВИСИТ ОТ:
1) локализации на органах полости рта
2) строения эпителия слизистой оболочки
3) количества лейкоцитов в подслизистом слое
15. НАИБОЛЬШЕЙ ПРОНИЦАЕМОСТЬЮ, И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СЛАБОСТЬЮ, ОБЛАДАЕТ БАРЬЕР ОТДЕЛА СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ДЕСНЫ:
1) прикрепляющийся
2) маргинальный
3) сулькулярный
16. В ПОДСЛИЗИСТОМ СЛОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФАГОЦИТИРУЮЩИХ КЛЕТОК БОЛЬШЕ В СТРУКТУРАХ:
1) десны
2) языка
3) щеки
17. ПЕРВЫЙ ЭТАП ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА ОТ ДЕЙСТВИЯ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В ПОЛОСТИ РТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ:
1) факторов ротовой жидкости
2) функции тканевых барьеров
3) механизмов естественной резистентности
18. ВТОРОЙ ЭТАП ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА ОТ ДЕЙСТВИЯ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В ПОЛОСТИ РТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ:
1) факторов ротовой жидкости
2) функции тканевых барьеров
3) механизмов естественной резистентности
19. ТРЕТИЙ ЭТАП ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА ОТ ДЕЙСТВИЯ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В ПОЛОСТИ РТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ:
1) факторов ротовой жидкости
2) функции тканевых барьеров
3) механизмов естественной резистентности
20. ПРИ ПОПАДАНИИ В ПОЛОСТЬ РТА ОТВЕРГАЕМЫХ ВЕЩЕСТВ ОСНОВНОЙ ФОРМОЙ ЗАЩИТНОЙ РЕАКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) оборонительное поведение
2) мобилизация барьеров
3) активация механизмов естественной резистентности
4) саливация
21. ДЕЙСТВИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ, ЭКЗО - И ЭНДОТОКСИНОВ, АНТИГЕНОВ, ПРЕОДОЛЕВШИХ БАРЬЕРЫ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА, БЛОКИРУЮТСЯ:
1) оборонительным поведением
2) механизмами естественной резистентности
3) саливацией
22. ФИКСИРОВАННЫЕ ФАГОЦИТЫ, РЕТИКУЛОЭНДОТЕЛИАЛЬНАЯ СЕТЬ, ТУЧНЫЕ КЛЕТКИ-ГИСТИОЦИТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ КОМПОНЕНТЫ:
1) тканевого функционального элемента
2) барьеров
3) микроциркуляторного русла
4) специфической резистентности
23. НЕФИКСИРОВАННЫЕ ФАГОЦИТЫ, КОМПЛЕМЕНТ, ЕСТЕСТЕННЫЕ КЛЕТКИ-КИЛЛЕРЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ КОМПОНЕНТЫ:
1) тканевого функционального элемента
2) барьеров
3) микроциркуляторного русла
4) неспецифической резистентности
24. Т-ЛИМФОЦИТЫ, В-ЛИМФОЦИТЫ, ЛИМФОКИНЫ, ИНТЕРЛЕЙКИНЫ, ИМУНОГЛОБУЛИНЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ КОМПОНЕНТЫ:
1) тканевого функционального элемента
2) барьеров
3) микроцуиркуляторного русла
4) специфической резистентности
25. ПРОДУКЦИЮ ФАКТОРОВ ЕСТЕСТВЕН-НОЙ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ И СПЕЦИФИ-ЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ СТИМУЛИ-РУЮТ:
1) АКТГ
2) Инсулин
3) гастро-интестинальный пептид
4) миелопептиды
26. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ФАКТОРЫ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ТКАНЕВОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА
1) фиксированные фагоциты
2) нефиксированные фагоциты
3) мононуклеарные лейкоциты
4) полинуклеарные фагоциты
5) ретикуло-эндотелиальная сеть
6) тучные клетки
7) клетки-киллеры
8) гистиоциты
27. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ФАКТОРЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ
1) нефиксированные фагоциты
2) мононуклеарные лейкоциты
3) полинуклеарные фагоциты
4) ретикуло-эндотелиальная сеть
5) комплемент
6) тучные клетки
7) клетки-киллеры
8) гистиоциты
28. ЧТО ОТНОСИТСЯ К ФАКТОРАМ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ?
1) Т-лимфоциты
2) нефиксированные фагоциты
3) комплемент
4) иммунорегуляторы, интерлейкины, лимфокины
5) клетки-киллеры
6) В-лимфоциты
29. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ФАКТОРЫ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ
1) Т-лимфоциты
2) нефиксированные фагоциты
3) комплемент
4) иммунорегуляторы, интерлейкины, лимфокины
5) клетки-киллеры
6) В-лимфоциты
30. ОБЛАДАЮТ ЛИ ЗУБЫ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ?
1) Не обладают
2) Обладают как тепловой, так и холодовой чувствительностью
3) Обладают только холодовой чувствительностью
4) Обладают только тепловой
31. АРТЕРИОЛО-ВЕНУЛЯРНЫЕ АНАСТАМО-ЗЫ В ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЭЛЕМЕНТЕ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ:
1) Обмена веществ между кровью и такнями
2) Объединения соединительно-тканных компонентов функционального элемента
3) Переноса крови из артерий в вену, минуя капиллярную сеть
32. ПРОЦЕСС ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПОТОКОВ ЖИДКОСТЕЙ НА УРОВНЕ КЛЕТКИ, КЛЕТОЧНЫХ ОРГАНЕЛЛ, МЕЖКЛЕТОЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ, ВОЛОКНИСТЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НАЗЫВАЕТСЯ:
1) гемодинамикой
2) ультрациркуляцией
3) микуроциркуляцией
4) макроциркуляцией
33. ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ ДИАМЕТРОМ ОТ 2 ДО 200 МКМ НАЗЫВАЕТСЯ:
1) гемодинамикой
2) ультрациркуляцией
3) микуроциркуляцией
4) макроциркуляцией
34. ТУЧНЫЕ КЛЕТКИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ОРГАНА ВЫРАБАТЫВАЮТ:
1) ацетилхолин,норадреналин
2) гепарин, гистамин, серотонин, дофамин
3) протеолитические ферменты
4) альфа-амилазу, альфа-глюкозидазу
35. УКАЖИТЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ, В КОТОРЫХ УЧАСТВУЮТ ЗУБЫ:
1) пищеварительная, сенсорная,
2) коммуникативная, защитная
3) секреторная, защитная
4) экскреторная, трофическая
5) регуляторная, секреторная
36. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ:
1) термовизиографией
2) пороговой густометрией
3) реопарадонтографией
4) реодентографией
37. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗБУДИМОСТИ ПУЛЬПЫ ЗУБА НАЗЫВАЕТСЯ:
1) густометрией
2) электрометрией
3) сиалографией
4) электроодонтометрией
38. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ КРОВОНАПОЛ-НЕНИЯ, ОСНОВАННЫЙ НА РЕГИСТРАЦИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРИ ПРОПУСКАНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА ЧЕРЕЗ ТКАНИ И ОРГАНЫ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ, НАЗЫВЕТСЯ:
1) термовизиографией
2) кимографией
3) реографией
4) сиалографией
39. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ КРОВОНАПОЛ-НЕНИЯ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТА, ОСНОВАННЫЙ НА РЕГИСТРАЦИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРИ ПРОПУСКАНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА, НАЗЫВАЕТСЯ:
1) сиалографией
2) электроодонтографией
3) реоодонтографией
4) реопародонтографией
40. СЕКРЕЦИЮ КОЛЛАГЕНА, ЭЛАСТИНА, ПРОРДУКЦИЮ ГЛИКОПРОТЕИДОВ, СИНТЕЗ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, А ТАКЖЕ ЗАЩИТНУЮ,ОПОРНУЮ И ТРОФИЧЕСКУЮ ФУНКЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ……… КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ОРГАНА
1) соединительнотканный
2) нервный
3) гуморальный
4) сосудистый
41. МИКРОЦИРКУЛЯТОРНОЕ РУСЛО И СОЕДИНИТЕЛЬНОТКАННЫЙ КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ПАРОДОНТА ВЫПОЛНЯЮТ ……. ФУНКЦИИ
1) рефлекторную и регуляторную
2) координационную и экскреторную
3) коммуникативную и защитную
4) амортизационную и экскреторную
42. КАПИЛЛЯР В СОСТАВЕ МИКРО-ЦИРКУЛЯТОРНОЙ ЕДИНИЦЫ ФУНКЦИО-НАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ОТНОСИТСЯ К СОСУДАМ ….ТИПА
1) резистивного
2) компрессионного
3) обменного
4) емкостного
43. ВЕНОЗНЫЕ СОСУДЫ В СОСТАВЕ МИКРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ЕДИНИЦЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ОТНОСЯТСЯ К СОСУДАМ …. ТИПА
1) емкостного
2) компрессионного
3) обменного
4) резистивного
44. АРТЕРИОЛЫ И ПРЕКАПИЛЛЯРНЫЕ СФИНКТЕРЫ В СОСТАВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА ОТНОСЯТСЯ К СОСУДАМ …. ТИПА
1) емкостного
2) компрессионного
3) обменного
4) резистивного
45. НАИМЕНЬШЕЙ БОЛЕВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬ-НОСТЬЮ ОБЛАДАЕТ:
1) оральная поверхность десен
2) корень языка
3) вестибулярная поверхность десен
4) мягкое небо
46. ИЗ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ НА ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ БЫСТРЕЕЕ ВСЕГО РЕАГИРУЕТ:
1) болевая
2) тепловая
3) холодовая
47. СЛИЗИСТАЯ ОБОЛОЧКА ПОЛОСТИ РТА ЛИШЕНА БОЛЕВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ:
1) ивнутренней поверхности щек
2) вестибулярной поверхности десен
3) оральной поверхности десен
4) мягкого неба
48. ИЗ ВСЕХ ГРУПП ЗУБОВ НАИБОЛЬШИЙ ПОРОГ ХОЛОДОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ИМЕЮТ:
1) клыки
2) резцы
3) премоляры
4) моляры
49. ИЗ ВСЕХ ГРУПП ЗУБОВ НАИМЕНЬШИЙ ПОРОГ ТЕПЛОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ИМЕЮТ:
1) клыки
2) резцы
3) премоляры
4) моляры
50. ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ДЕСНЕВЫХ СОСОЧКОВ АЛЬВЕОЛЯРНОЙ ДУГИ УМЕНЬШАЕТСЯ:
1) слева направо
2) от периферии к центру
3) справа налево
4) от центра в дистальном направлении
51. ОБЩИМ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ НЕРВОМ ДЛЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ РТА ЯВЛЯЕТСЯ:
1) первая ветвь тройничного нерва
2) вторая и третья ветви тройцничного нерва
3) лицевой нерв
4) языкоглоточный нерв
52. НА ТЕПЛОВЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ ДЕПУЛЬПИРОВАННЫЙ ЗУБ ОТВЕЧАЕТ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ЧУВСТВА:
1) боли
2) тепла
3) холода
4) не реагирует
53. КАКИЕ РЕЦЕПТОРЫ ПОЛОСТИ РТА НЕЛЬЗЯ ОТНЕСТИ К СОМАТОСЕНСОРНЫМ?
1) вкусовые
2) тактильные
3) температурные
4) болевые
54. БАКТЕРИЦИДНЫЙ ЭФФЕКТ, СВЯЗАННЫЙ С НАЛИЧИЕМ ЛИЗОЦИМА, ЛАКТОФЕРИНА, ИОНОВ ЛИТИЯ, ИММУНОГЛОБУЛИНОВ, РЕАЛИЗУЕТСЯ:
1) слизистой оболочкой полости рта
2) ротовой жидкостью
3) форменными элементами крови
4) клетками соединительной ткани
55. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАЩИТНЫХ ФУНКЦИЙ БАРЬЕРОВ ЗАВИСИТ ОТ:
1) локализации на органах полости рта
2) строения эпителия слизистой оболочки
3) количества лейкоцитов в подслизистом слое
56. НАИБОЛЬШЕЙ ПРОНИЦАЕМОСТЬЮ, И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СЛАБОСТЬЮ, ОБЛАДАЕТ БАРЬЕР ОТДЕЛА СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ДЕСНЫ:
1) прикрепляющийся
2) маргинальный
3) сукулярный
57. В ПОДСЛИЗИСТОМ СЛОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФАГОЦИТИРУЮЩИХ КЛЕТОК БОЛЬШЕ В СТРУКТУРАХ:
1) десны
2) языка
3) щеки
58. ПЕРВЫЙ ЭТАП ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА ОТ ДЕЙСТВИЯ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В ПОЛОСТИ РТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ:
1) факторов ротовой жидкости
2) функции тканевых барьеров
3) механизмов естественной резистентности
59. ВТОРОЙ ЭТАП ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА ОТ ДЕЙСТВИЯ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В ПОЛОСТИ РТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ:
1) факторов ротовой жидкости
2) функции тканевых барьеров
3) механизмов естественной резистентности
60. ТРЕТИЙ ЭТАП ЗАЩИТЫ ОРГАНИЗМА ОТ ДЕЙСТВИЯ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В ПОЛОСТИ РТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ:
1) факторов ротовой жидкости
2) функции тканевых барьеров
3) механизмов естественной резистентности
61. ПРИ ПОПАДАНИИ В ПОЛОСТЬ РТА ОТВЕРГАЕМЫХ ВЕЩЕСТВ ОСНОВНОЙ ФОРМОЙ ЗАЩИТНОЙ РЕАКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) оборонительное поведение
2) мобилизация барьеров
3) активация механизмов естественной резистентности
4) саливация
62. ДЕЙСТВИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ, ЭКЗО - И ЭНДОТОКСИНОВ, АНТИГЕНОВ, ПРЕОДОЛЕВШИХ БАРЬЕРЫ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА, БЛОКИРУЮТСЯ:
1) оборонительным поведением
2) механизмами естественной резистентности
3) саливацией
63. ФИКСИРОВАННЫЕ ФАГОЦИТЫ, РЕТИКУЛОЭНДОТЕЛИАЛЬНАЯ СЕТЬ, ТУЧНЫЕ КЛЕТКИ-ГИСТИОЦИТЫ ПРЕДСТАВ-ЛЯЮТ СОБОЙ КОМПОНЕНТЫ:
1) тканевого функционального элемента
2) барьеров
3) микроциркуляторного русла
4) специфической резистентности
64. НЕФИКСИРОВАННЫЕ ФАГОЦИТЫ, КОМПЛЕМЕНТ, ЕСТЕСТЕННЫЕ КЛЕТКИ-КИЛЛЕРЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ КОМПОНЕНТЫ:
1) тканевого функционального элемента
2) барьеров
3) микроциркуляторного русла
4) неспецифической резистентности
65. Т-ЛИМФОЦИТЫ, В-ЛИМФОЦИТЫ, ЛИМФОКИНЫ, ИНТЕРЛЕЙКИНЫ, ИМУНОГЛОБУЛИНЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ КОМПОНЕНТЫ:
1) тканевого функционального элемента
2) барьеров
3) микроциркуляторного русла
4) специфической резистентности
66. В ТКАНЯХ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ ВОДА, УМЕНЬШАЕТСЯ ОРОГОВЕНИЕ КЛЕТОК И УВЕЛИЧИВАЕТСЯ АКТИВНОСТЬ МИТОЗА ПОД ВЛИЯНИЕМ ГОРМОНА:
1) прогестерона
2) соматотропного
3) инсулина
4) эстрогена
67. НАРУШЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕНТИНА И ГИПОПЛАЗИЯ ЭМАЛИ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ ГИПОФУНКЦИИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ:
1) вилочковой железы
2) околощитовидных желез
3) аденогипофиза
4) поджелудочной железы
68. СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВЫРАЖАТЬ ЧУВСТВА, МЫСЛИ, ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЫШЦ ЛИЦА НАЗЫВАЕТСЯ:
1) эмоциональность
2) невротичность
3) облик
4) мимика
69. ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, ОБУСЛОВЛЕННОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ, ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ:
1) лицевой экспрессии
2) темперамента
3) эмоциональности
4) мимики
70. ВОЗМОЖНОСТЬ СОКРАЩАТЬ НЕБОЛЬШИЕ ПУЧКИ МЫШЕЧНЫХ ВОЛОКОН В МИМИЧЕСКИХ МЫШЦАХ ОБУСЛОВЛЕНА:
1) особенностью прикрепления
2) особенностями возбудимости
3) отсутствием фасциального покрытия
4) обильностью иннервации
71. СОВОКУПНОСТЬ ЗВУКОВ, ПРОИЗВОДИМЫХ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛЬНОГО АППАРАТА, ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ:
1) фонемы
2) экспрессии
3) звука
4) голоса
72. ФИЗИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ МЕХАНИЗМА АРТИКУЛЯЦИИ В ЗВУКООБРАЗОВАНИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) резонанс полых пространств
2) модулирующая способность носоглотки
3) фонационная составляющая гортани
4) тоновый и шумовой механизм генерации звука
73. ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ АРТИКУЛЯЦИОН-НОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) экспрессивная речь
2) импрессивная речь
3) фонемоообразование
4) шепотная речь
74. ГЕНЕРАТОРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕЧИ ЗВУК:
1) усиливает
2) ослабляет
3) изменяет
4) формирует
75. РЕЗОНАТОРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕЧИ ЗВУК:
1) усиливает
2) ослабляет
3) изменяет
4) формирует
76. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕЧИ ЗВУК:
1) усиливает
2) ослабляет
3) изменяет
4) формирует
77. ГОРТАНЬ, ГЛОТКА, МЯГКОЕ НЕБО, ГУБЫ ОТНОСЯТСЯ К ОРГАНАМ:
1) пассивным
2) активным
3) усиливающим звук
4) ослабляющим звук
78. ШЕПОТНАЯ РЕЧЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ …… МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ.
1) Генераторного
2) Фонационного
3) Резонаторного
4) артикуляционного
79. К ПРОИЗВОЛЬНЫМ КОМПОНЕНТАМ МИМИКИ ОТНОСЯТСЯ:
1) глаза
2) щеки
3) зубы
4) брови
5) рот
6) веки
80. К НЕПРОИЗВОЛЬНЫМ КОМПОНЕНТАМ МИМИКИ ОТНОСЯТСЯ:
1) глаза
2) щеки
3) зубы
4) брови
5) рот
6) веки
81. К ПАССИВНЫМ ОРГАНАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В ЗВУКООБРАЗОВАНИИ, ОТНОСЯТСЯ:
1) гортань
2) зубы
3) глотка
4) твердое небо
5) мягкое небо
6) полость рта
7) губы
8) придаточные полости
82. К ГЕНЕРАТОРНОМУ КОМПОНЕНТУ ЗВУКОПРОИЗВОДСТВА ОТНОСЯТСЯ:
1) тоновый
2) модулирующий
3) шумовой
4) не модулирующий
83. К РЕЗОНАТОРНОМУ КОМПОНЕНТУ ЗВУКОПРОИЗВОДСТВА ОТНОСЯТСЯ:
1) тоновый
2) модулирующий
3) шумовой
4) модулирующий
84. К ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМУ КОМПОНЕНТУ ЗВУКОПРОИЗВОДСТВА ОТНОСЯТСЯ:
1) модулирующий
2) не модулирующий
3) межреберный
4) диафрагмальный
5) гладкомышечный
6) брюшной
85. В РЕАЛИЗАЦИИ ВРОЖДЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА АКТА СОСАНИЯ В ПЕРВЫЕ 2-3 ДНЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ С РЕЦЕПТОРОВ:
1) тактильных
2) температурных
3) проприорецепторов
4) вкусовых
5) давления
86. В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОБРЕТЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА АКТА СОСАНИЯ, НАЧИНАЯ СО ВТОРОЙ НЕДЕЛИ ЖИЗНИ, ПРИНИ
АЮТ УЧАСТИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ С РЕЦЕПТОРОВ
1) вкусовых
2) температурных
3) давления
4) тактильных
87. АКТ ЖЕВАНИЯ НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОСЛЕ ПРОРЕЗЫВАНИЯ:
1) нижних клыков
2) верхних резцов
3) верхних моляров
4) нижних моляров
5) нижних резцов
88. ПЛАЧ РЕБЕНКА ЯВЛЯЕТСЯ РЕАКЦИЕЙ:
1) приобретенной
2) врожденной
3) условно - и безусловно-рефлекторной
89. ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ И АССОЦИАТИВНЫХ ЦЕНТРОВ В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЭКСПРЕССИЯ ЛИЦА РЕБЕНКА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ
1) быстрее
2) медленнее
3) скачкообразно
4) волнообразно
90. АКТ СОСАНИЯ ПР
ЯВЛЯЕТСЯ В …… ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА
1) пренатальном
2) постнатальном
91. КАКИЕ ОРГАНЫ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В РЕЧЕОБРАЗОВАНИИ?
1) органы дыхания и все органы зубочелюстной системы
2) органы дыхания и некоторые органы зубочелюстной системы
3) органы дыхания, язык и щеки, голосовые связки
92. К ПАССИВНЫМ ЗВУКООБРАЗУЮЩИМ ОРГАНАМ ОТНОСЯТ:
1) зубы, твердое небо, полость носа и придаточные пазухи
2) гортань, глотка, мягкое небо, язык, губы
3) зубы, твердое небо, мягкое небо
93. В КАКУЮ ФАЗУ ДЫХАНИЯ ПРОИСХОДИТ ФОНАЦИЯ?
1) на выдохе
2) на вдохе
3) может происходить в любую фазу
94. КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СЕКРЕТОРНОЙ ФУНКЦИИ СЛЮННЫХ ЖЕЛЕЗ И СЛИЗИСТОЙ РТА ВЛИЯЮТ НА РЕЧЕОБРАЗОВАНИЕ?
1) усиление секреции
2) ослабление секреции
3) как ослабление, так и чрезмерное усиление
95. КАКИЕ НАРУШЕНИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ ПРИВОДЯТ К НАРУШЕНИЯМ РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ?
1) нарушение целостности зубных рядов,
2) патологические образования на спинке языка
3) нарушения в области губ
4) измененный прикус
5) врожденные уродства
6) наличие зубных протезов
7) все перечисленное
96. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ:
1) начинает формироваться с 8-10 месяцев и заканчивается к 2.5-3 годам.
2) начинает формироваться с 3-6 месяцев и заканчивается к 2-3 годам.
3) начинает формироваться с 1 года жизни и заканчивается к 5 годам.
97. ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА В ОТВЕТ НА ИЗМЕНЕНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ В ИЗМЕНЕНИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА НАЗЫВАЮТСЯ:
1) гомеостазом
2) адаптацией
3) компенсацией
4) гомеокинезом
98. ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ПОВРЕЖДЕНИЕ, КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНЫ НА СОХРАНЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ПРОЯВЛЯЮТСЯ В КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ, НАЗЫВАЮТСЯ:
1) гомеостазом
2) адаптацией
3) компенсацией
4) гомеокинезом
99. КАК ВОСПРИНИМАЕТСЯ ПАЦИЕНТОМ ЗУБНОЙ ПРОТЕЗ, ПОСТАВЛЕННЫЙ ВПЕРВЫЕ?
1) как инородное тело или как отвергаемой продукт
2) если хорошо выполнен, то индифферентно
3) как источник раздражения слизистой рта и десен
100. ПОСЛЕ НАЛОЖЕНИЯ ЗУБНОГО ПРОТЕЗА СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ:
1) усиливается
2) уменьшается
3) не меняется
5.2. Основные понятия и положения темы:
Содержание темы – см. соответствующий раздел лекций и учебника по физиологии, а также материалы Атласов и Пособий по теме занятия на сайте КрасГМУ:
5.3. Самостоятельная работа на занятии:
Практическая работа №1. «ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ» (ИСПЫТАНИЕ ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ).
Выполняется в учебном кабинете функциональной диагностики. Ход работы – см. Руководство «Уроки физиологии с BIOPAC Student Lab”.
5.4. Итоговый контроль знаний:
Вопросы для обсуждения на занятии:
1.Физиология органов зубочелюстной системы. Зубы и пародонт. Особенности трофики эмали и дентина зуба.
2. Взаимосвязь органов челюстно-лицевой области с другими областями организма.
3. Особенности жевательных и мимических мышц. Сила и работа жевательной мускулатуры.
4. Участие мышц челюстно – лицевой области в функциях жевания, глотания, дыхания и речеобразования.
5. Коммуникативная функция челюстно-лицевой области (речь, мимика). Функциональная система обеспечения речи, ее центральные и периферические механизмы.
6. Электродиагностика, электромиография, их физиологические основы и клиническое значение.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия:
Дайте краткие ответы на следующие вопросы
1. Что такое пищеварение?
2. Опишите типы пищеварения?
3. Значение пищеварения для организма?
4. В чем заключается механическая обработка пищи в ротовой полости?
5. Как осуществляется регуляция жевания?
6. Перечислите фазы жевательного цикла?
7. От чего зависит время нахождения пищевых масс в ротовой полости?
8. Перечислите методы изучения механической обработки пищи в ротовой полости.
9. Что такое зубочелюстная система, и чем она представлена?
10. Перечислите функции зубочелюстной системы.
11. На какие группы подразделяются мышцы челюстно–лицевой системы?
12. В чем заключается участие мимической мускулатуры в акте жевания?
13. К жевательным мышцам относятся?
14. Что такое ЭМГ. На чем основана ЭМГ?
15. Из чего состоит зуб?
16. Что такое «клинический корень»?
17. Что такое «клиническая коронка»?
18. Что удерживает корень зуба в зубной ячейке?
19. Чем заполнена внутренняя полость зуба?
20. Что такое пульпа и чем она представлена?
21. В чем выражается трофическая функция пульпы?
22. В чем выражается пластическая функция пульпы?
23. В чем выражается защитная функция пульпы?
24. Изобразите зубную формулу взрослого человека.
25. Зубная формула детей в молочном прикусе.
26. Что такое пародонт?
27. Перечислите функции пародонта?
28. Что такое атрофия зубной ячейки и когда она может наблюдаться?
29. От чего зависит образование и разрушение кости в альвеолярном отростке?
30. Физиологично ли стирание зубов?
31. Прорезывание зубов это… .
32. Какое прорезывание называется активным, а какое пассивным?
33. В каких плоскостях перемещается нижняя челюсть во время жевания, и какое положение является исходным?
34. Чем контролируется объем и степень размельчения пищи?
7. Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС) или курсантов. Темы рефератов:
1. Особенности трофики эмали и дентина.
2. Особенности жевательных и мимических мышц. Участие мышц челюстно-лицевой области в функциях жевания, глотания и речеобразования.
3. Контрактура жевательной и мимической мускулатуры и ее последствия.
4. Пародонт, его выносливость к жевательному давлению. Гнатодинамометрия.
Литература для составления рефератов:
1. Нормальная физиология. Учебное пособие. /Под ред. В.А.Полянцева.-М.:Медицина,1989 г.
2. Ортопедическая стоматология. Учебник / Щербаков А.С. и др. 5-е изд. – СПб. 1997
3. Функциональная диагностика в стоматологической практике. Библиотека практического врача, М.: Медицина. 1980, с.271.
4. Физиологические основы стоматологии. /. Ленинград: медицина, 1970. – с. 333.
5. Терапевтическая стоматология. Учебник / Под ред. – М.; Медицина, 1999. С.
6. Хирургическая стоматология. Учебник / Под ред. Т.Г.Робостовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1996.-688с.
1. Тема занятия 17 «ОБРАБОТКА ПИЩИ В ПОЛОСТИ РТА. ЖЕВАНИЕ. ГЛОТАНИЕ»
2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
3. Значение темы: Стоматологическая физиология является частным разделом физиологии человека, который рассматривает, прежде всего, вопросы участия челюстно-лицевой области в процессах пищеварения, защиты организма от повреждающих факторов внешней среды, формирования речи, а также эстетические проблемы.
4. Цели обучения: глубокое усвоение студентами физиологии человека, обеспечивающее понимание организации, осуществления и регуляции физиологических функций, а также успешное изучение других дисциплин и применение полученных теоретических знаний в практической деятельности.
Общая цель: изучить участие челюстно-лицевой области в процессах пищеварения
Учебная цель: изучить роль полости рта в приеме, анализе и механической обработке пищи.
Психолого-педагогическая цель: необходимо прививать студентам чувство гуманности к людям, доброе, чуткое, щадящее, внимательное отношение к ним, особенно к людям, страдающим различными недугами.
Воспитательная цель сводится и к тому, чтобы сформировать у студентов стремление к аккуратности, честности, добросовестному выполнению порученной им работы.
5. План изучения темы:
5.1.Контроль исходного уровня знаний:
Тестовые задания по теме:
1. ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ МЫШЦЫ, МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА,ЗУБНЫЕ РЯДЫ, СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ, КРОВООБРАЩЕНИЕ, ДЫХАНИЕ ОТНОСЯТСЯ К ….. ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИЩЕВОГО КОМКА, ПРИГОДНОГО ДЛЯ ПРОГЛАТЫВАНИЯ
1) обратной афферентации
2) аппаратам контроля
3) аппаратам управления
4) исполнительным механизмам
2. УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФАЗ МАСТИКА-ЦИО ГРАММЫ:
1) формирование пищевого комка,
2) прием пищи,
3) покой, истинное жевание,
4) ориентировочное жевание,
5) глотание
3. РЕЦЕПТОРЫ, РАЗДРАЖЕНИЕ КОТОРЫХ ВЫЗЫВАЕТ РЕФЛЕКС ГЛОТАНИЯ, РАСПОЛАГАЮТСЯ НА:
1) Корне языка
2) Передней трети языка
3) Средней трети языка
4) Боковой поверхности языка
4. ЗАПИСЬ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ НАЗЫВАЕТСЯ:
1) Гнатодинамометрия
2) Миография
3) Мастикациография
4) Сиалография
5. ЦЕНТР ГЛОТАНИЯ НАХОДИТСЯ В:
1) Продолговатом мозге
2) Среднем мозге
3) Промежуточном мозге
4) Ядрах моста
6. УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФАЗ ЖЕВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА:
1) Ориентировочное глотание,
2) Глотание,
3) Прием пищи,
4) Истинные жевательные движения
7. В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ФИЗИОЛОГИ-ЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ АКТОВ ГЛОТАНИЯ И ДЫХАНИЯ?
1) Такой взаимосвязи нет
2) При глотании происходит рефлекторная остановка дыхания
3) При глотании учащается дыхание
4) Глотание возможно только на вдохе
8. ПРИ ПОЛНОМ ОТСУТСТВИИ ЖЕВАНИЯ КИСЛОТНОСТЬ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА:
1) не меняется
2) повышается
3) понижается
9. ПРОЦЕСС ЖЕВАНИЯ И СЕКРЕЦИЯ ЖЕЛУДКА НАХОДЯТСЯ:
1) вне зависимости друг от друга
2) в обратной зависимости
3) в прямой зависимости
10. ПРИ ГЛОТАНИИ ПИЩЕВОГО КОМКА ГЛАДКИЕ МЫШЦЫ ЖЕЛУДКА:
1) расслабляются
2) сокращаются
3) изотоничны
4) изометричны
11. ПРИ ИНТЕНСИВНОМ ЖЕВАНИИ ГЛАДКИЕ МЫЩЦЫ ЖЕЛУДКА:
1) расслабляются
2) попеременно расслабляются и сокращаются
3) перистальтически сокращаются
4) тонически сокращаются
12. ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ, ЧТО ПРИЕМ ПИЩИ – ЭТО АКТ ИНФЕКЦИОННО-ТОКСИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ?
1) Верно
2) не верно
3) верно, только для приема сырой пищи
13. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НЕ ОТНОСЯТСЯ К МЕХАНИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ЗАЩИТНОЙ ФУНКЦИИ ПОЛОСТИ РТА?
1) барьерная роль слизистой
2) выплевывание и смывание слюной
3) адгезия на клетках слущенного эпителия
4) лизоцим слюны
14. К ВКУСОВЫМ СОСОЧКАМ ЯЗЫКА НЕ ОТНОСЯТСЯ:
1) грибовидные
2) листовидные
3) желобоватые
4) нитевидные
15. ХОЛОДОВЫЕ ТЕРМОРЕЦЕПТОРЫ ПРЕОБЛАДАЮТ НА:
1) корне языка
2) вестибулярной поверхности десен
3) небных дужках
4) мягком небе
16. НАИМЕНЬШЕЙ БОЛЕВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬ-НОСТЬЮ ОБЛАДАЕТ:
1) оральная поверхность десен
2) корень языка
3) вестибулярная поверхность десен
4) мягкое небо
17. ИЗ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ НА ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ БЫСТРЕЕЕ ВСЕГО РЕАГИРУЕТ:
1) болевая
2) тепловая
3) холодовая
18. СЛИЗИСТАЯ ОБОЛОЧКА ПОЛОСТИ РТА ЛИШЕНА БОЛЕВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ:
1) внутренней поверхности щек
2) вестибулярной поврехности десен
3) оральной поверности десен
4) мягкого неба
19. ИЗ ВСЕХ ГРУПП ЗУБОВ НАИБОЛЬШИЙ ПОРОГ ХОЛОДОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ИМЕЮТ:
1) клыки
2) резцы
3) премоляры
4) моляры
20. ИЗ ВСЕХ ГРУПП ЗУБОВ НАИМЕНЬШИЙ ПОРОГ ТЕПЛОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ИМЕЮТ:
1) клыки
2) резцы
3) премоляры
4) моляры
21. ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ДЕСНЕВЫХ СОСОЧКОВ АЛЬВЕОЛЯРНОЙ ДУГИ УМЕНЬШАЕТСЯ:
1) слева направо
2) от периферии к центру
3) справа налево
4) от центра в дистальном направлении
22. К СОСОЧКАМ, ПОКРЫТЫМ ОРОГОВЕВАЮЩИМ ЭПИТЕЛИЕМ, ОТНОСЯТСЯ:
1) листовидные
2) желобоватые
3) грибовидные
4) нитевидные
23. ОБЩИМ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ НЕРВОМ ДЛЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ РТА ЯВЛЯЕТСЯ:
1) первая ветвь тройничного нерва
2) вторая и третья ветви тройцничного нерва
3) лицевой нерв
4) языкоглоточный нерв
24. НА ТЕПЛОВЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ ДЕПУЛЬПИРОВАННЫЙ ЗУБ ОТВЕЧАЕТ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ЧУВСТВА:
1) боли
2) тепла
3) холода
4) не рагирует
25. КАКИЕ РЕЦЕПТОРЫ ПОЛОСТИ РТА НЕЛЬЗЯ ОТНЕСТИ К СОМАТОСЕНСОРНЫМ?
1) вкусовые
2) тактильные
3) температурные
4) болевые
26. КАКИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ МОГУТ БЫТЬ ВЫЗВАНЫ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ?
1) отвергание продукта
2) овладение пищей
3) целенаправленный отбор пищи
4) любое из указанных, в зависимости от интенсивности голода или насыщения
27. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОТБОР ВКУСОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ?
1) определяется врожденным типом питания
2) формируется в ходе обучения
3) от функционального состояния вкусовых рецепторов
4) от состояния организма (голод или насыщение)
5) в различной степени от всех перечисленных факторов.
28. СЛАДКИЕ ВЕЩЕСТВА ПРИ ДЕЙСТВИИ НА ВКУСОВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ ОКАЗЫВАЮТ:
1) сосудосуживающий эффект
2) сосудорасширяющий эффект
3) спазм сосудов
4) не оказывают эффекта
29. КИСЛЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРИ ДЕЙСТВИИ НА ВКУСОВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ ОКАЗЫВАЮТ:
1) сосудосуживающий эффект
2) сосудорасширяющий эффект
3) не оказывают влияния на тонус сосудов
30. СОЛЕНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРИ ДЕЙСТВИИ НА ВКУСОВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ ВЫЗЫВАЮТ:
1) только расширение сосудов
2) только сужение сосудов
3) кратковременное сужение и стойкое расширение сосудов
4) не оказывают влияния
31. КАКИЕ ВИДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ИМЕЮТСЯ В ПОЛОСТИ РТА:
1) вкусовая, холодовая, тепловая, тактильная, болевая, проприоцептивная
2) вкусовая, температурная, тактильная, болевая
3) вкусовая, температурная, тактильная, болевая, хеморецептивная
32. ГДЕ В ПОЛОСТИ РТА МОГУТ БЫТЬ РАСПОЛОЖЕНЫ ВКУСОВЫЕ ЛУКОВИЦЫ?
1) только на сосочках языка
2) на слизистой неба, глотки, гортани
3) в слизистой миндалин и небной занавески
4) во всех перечисленных образованиях
33. СКОЛЬКО ВКУСОВЫХ ЛУКОВИЦ У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА?
1) 2-5 тысяч
2) 9-10 тысяч
3) 20-30 тысяч
4) больше 30 тысяч
34. У КОГО БОЛЬШЕ ВКУСОВЫХ ЛУКОВИЦ?
1) у человека
2) у хищников
3) у растительноядных животных
35. ПРИ РАЗДРАЖЕНИИ КАКИХ РЕЦЕПТОРОВ ВОЗНИКАЕТ ВЯЖУЩИЙ ВКУС?
1) тактильных рецепторов
2) хеморецепторов
3) вкусовых луковиц сладкого и горького одновременно
36. ПРИ РАЗДРАЖЕНИИ КАКИХ РЕЦЕПТОРОВ ВОЗНИКАЕТ ЖГУЧИЙ ВКУС?
1) тактильных рецепторов
2) хеморецепторов
3) болевых рецепторов языка
4) терморецепторов
37. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПОРОГ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ?
1) от концентрации вещества
2) от состояния организма
3) от температуры и химического состава пищи
4) от возбудимости пищевого центра
5) от всего перечисленного
38. КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ВЫЗЫВАЮТ КИСЛЫЕ ПРОДУКТЫ?
1) уменьшают кровоток конечностей, увеличивают кровоток мозга, снижают кожную температуру, вызывают учащение пульса и повышение кровяного давления
2) увеличение кровотока конечностей, уменьшение кровотока мозга и повышение кожной температуры
3) расширение мозговых и периферических сосудов
39. КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ВЫЗЫВАЮТ ГОРЬКИЕ ПРОДУКТЫ?
1) уменьшают кровоток конечностей, увеличивают кровоток мозга, снижают кожную температуру, вызывают учащение пульса и повышение кровяного давления
2) увеличение кровотока конечностей, уменьшение кровотока мозга и повышение кожной температуры
3) расширение мозговых и периферических сосудов
40. КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ВЫЗЫВАЮТ СЛАДКИЕ ПРОДУКТЫ?
1) уменьшают кровоток конечностей, увеличивают кровоток мозга, снижают кожную температуру, вызывают учащение пульса и повышение кровяного давления
2) увеличение кровотока конечностей, уменьшение кровотока мозга и повышение кожной температуры
3) расширение мозговых и периферических сосудов
41. КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ВЫЗЫВАЮТ СОЛЕНЫЕ ПРОДУКТЫ?
1) уменьшают кровоток конечностей, увеличивают кровоток мозга, снижают кожную температуру, вызывают учащение пульса и повышение кровяного давления
2) увеличение кровотока конечностей, уменьшение кровотока мозга и повышение кожной температуры,
3) расширение мозговых и периферических сосудов
42. НАИБОЛЬШЕЙ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИ-ТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЛАДАЮТ:
1) кончик языка и красная кайма обеих губ
2) вся поверхность языка
3) кончик языка, красная кайма и слизистая верхней губы
43. НАИМЕНЬШЕЙ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИ-ТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЛАДАЮТ:
1) поверхность языка
2) вестибулярная поверхность десен
3) слизистая оболочка твердого неба
44. ЧЕМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ТЕМПЕРА-ТУРНЫЙ ГРАДИЕНТ ПОЛОСТИ РТА?
1) Холодовые рецепторы преобладают в передних отделах полости рта, а тепловые – в задних.
2) Тепловые рецепторы преобладают в передних отделах полости рта, а холодовые – в задних.
3) Наибольшей тепловой чувствительностью обладает центральная часть языка.
45. К СОСОЧКАМ, ПОКРЫТЫМ ОРОГОВЕВАЮЩИМ ЭПИТЕЛИЕМ, ОТНОСЯТСЯ:
1) Листовидные
2) Желобоватые
3) Грибовидные
4) нитевидные
46. ПРОЦЕСС ЖЕВАНИЯ И СЕКРЕЦИЯ ЖЕЛУДКА НАХОДЯТСЯ:
1) вне зависимости друг от друга
2) в обратной зависимости
3) в прямой зависимости
47. ПРИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВАХ У ЛИЦ-ВАГОТОНИКОВ СЕРДЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1) замедляется
2) ускоряется
3) не меняется
48. КИЕ ВЕЩЕСТВА ПРИ ДЕЙСТВИИ НА ВКУСОВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ ОКАЗЫВАЮТ:
1) сосудосуживающий эффект
2) сосудорасширяющий эффект
3) спазм сосудов
4) не оказывают эффекта
49. РАЗЛИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЯХ В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯЯ И РАЗВИТИЯ ЗУБОВ СЛЕДУЕТ ДУМАТЬ О НАРУШЕНИЯХ В СИСТЕМЕ:
1) сердечно-сосудистой
2) пищеварительной
3) эндокринной
4) экскреторной
50. СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬ-СТВАХ У ЛИЦ-СИМПАТИКОТОНИКОВ СЕРДЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1) замедляется
2) ускоряется
3) не меняется
51. СКЛОННОСТЬ К КРОВОТОЧИВОСТИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА МОЖЕТ БЫТЬ ОБУСЛОВЛЕНА ВЛИЯНИЕМ ГОРМОНА:
1) эстрогена
2) инсулина
3) прогестерона
4) соматотропного
52. КИСЛЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРИ ДЕЙСТВИИ НА ВКУСОВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ ОКАЗЫВАЮТ:
1) сосудосуживающий эффект
2) сосудорасширяющий эффект
3) не оказывают влияния на тонус сосудов
53. СОЛЕНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРИ ДЕЙСТВИИ НА ВКУСОВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ ВЫЗЫВАЮТ:
1) только расширение сосудов
2) только сужение сосудов
3) кратковременное сужение и стойкое расширение сосудов
4) не оказывают влияния
54. С КАКОГО ВОЗРАСТА МАСТИКАЦИ-ОГРАММА РЕБЕНКА НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МАСТИКАЦИОГРАММЫ ВЗРОСЛОГО?
1) с 10 лет
2) с 12-13 лет
3) с 17-18 лет
55. НАЗОВИТЕ ОСОБЕННОСТИ МАСТИКАЦИОГРАММЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ:
1) снижение амплитуды жевательных движений и исчезновение дополнительных волн
2) увеличение амплитуды жевательных движений и появление дополнительных волн
3) снижение амплитуды жевательных движений и появление дополнительных волн
5.2. Основные понятия и положения темы:
Содержание темы – см. соответствующий раздел лекций и учебника по физиологии, а также материалы Атласов и Пособий по теме занятия на сайте КрасГМУ:
5.3. ПРАКТИЧЕСКАЯ работа студентов: