Методические рекомендации для преподавателей
Процессуальная процедура осуществления правосудия по уголовным делам в правовом демократическом государстве представляет особую значимость и ценность, поскольку затрагивает наиболее значимые для человеческой личности права и свободы, закрепленные на конституционном уровне. Отсюда вытекает, что во время обучения настоящего курса необходимо уделять особое внимание разъяснению демократических принципов, лежащих в основе отправления правосудия по уголовным делам, направленным на то, чтобы раскрыть преступление, наказать виновных и не допустить судебной ошибки. Необходимо увязать новую процессуальную процедуру, воплощенную в УПК РФ с общей тенденцией, направленной на повышение способности государства защищать права и интересы граждан. Необходимо концентрировать внимание студентов на недопустимости нарушения процессуальной процедуры, направленной на установление истины по делу и обеспечивающей защиту граждан от необоснованного обвинения и осуждения.
В процессе изучения процессуальной процедуры по уголовным делам необходимо широко использовать решения как Конституционного Суда РФ, так Европейского Суда по правам человека, принятых по вопросам уголовно-процессуального права. В решениях этих судебных инстанций содержится толкование конституционного смысла ряда основополагающих элементов процессуальной процедуры, входящих в систему общепризнанных принципов и международных правовых норм в области прав человека. Это будет способствовать пониманию значимости и формированию у студентов уважения к процессуальной процедуре, в рамках которой решаются не только жизненно важные вопросы, но, зачастую, и судьба человека. Студенты должны быть ознакомлены с судебной практикой, содержащейся в решениях Верховного Суда РФ, в том числе в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения уголовно-процессуального закона. Поскольку судебная реформа продолжается, и в УПК РФ постоянно вносятся изменения и дополнения, преподаватель должен своевременно информировать об этом студентов и объяснять причины изменения законодательства.
В процессе изучения дисциплины используются лекционные и семинарские занятия, проводятся дискуссии по актуальным проблемам правосудия в правовом государстве, ведению процесса в условиях состязательности и соблюдения принципа презумпции невиновности. Для развития творческой активности студентов рекомендуется привлекать их к подготовке рефератов, докладов по актуальным проблемам уголовно-процессуального права. Примерная тематика курсовых и дипломных работ содержится в настоящем пособии.
При проведении семинаров преподаватель вначале должен четко формулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания студенческих докладов необходимо подчеркнуть положительные моменты работы их авторов. Обратить внимание на имеющиеся неточности и ошибки. После обсуждения намеченных вопросов необходимо оценить деятельность каждого выступающего студента, выделяя наиболее активных.