Характерные особенности программы
ВДОХНОВЕНИЕ
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Под редакцией И.Е. Федосовой
Руководитель авторского коллектива В.К. Загвоздкин
Авторский коллектив программы: С.Н. Бондарева, А.И. Буренина, В.К. Загвоздкин, А.М. Лельчук, Л.В. Свирская, С.С.Славин, Т.Э. Тютюнникова, И.Е. Федосова.
"Программа «Вдохновение» — новая образовательная программа, разработанная коллективом авторов на основе новых стандартов с учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни.
Особенность программы — ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. - 6 Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляетпедагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.
Практические примеры и советы, которыми насыщена программа, — это «ярмарка идей», на которой педагоги смогут найти как готовые решения, так и основу для создания своих оригинальных решений образовательных задач.
О девизе программы
Девиз программы— «Вдохновлять!». Только тот воспитатель сможет выстроить полноценный и качественный образовательно-воспитательный процесс, кто воодушевлен своей работой, видит в ней смысл и выполняет ее с радостью и удовольствием.
Вдохновение дарит педагогам чувство собственной профессиональной компетентности, профессиональную свободу, создает плодотворную почву для повышения профессионального уровня.
Создание своей профессиональной компетентности является важнейшей мотивационной основой профессиональной деятельности.
Каждый воспитатель должен понимать, что, зачем и почему он делает, только тогда он будет чувствовать уверенность, надежную основу для своей педагогической деятельности. Поэтому в тексте программы дается убедительное научное обоснование каждого положения, приводятся важнейшие данные современных исследований, а также яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик нашей страны и мира.
Только компетентный педагог сможет гибко выстраивать педагогический процесс в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями ребенка, добиваясь прекрасных образовательных результатов каждого.
Компетентному и уверенному в своих силах педагогу программа предоставляет простор для творчества, открывая ему необходимую и осознанную свободу в профессиональной деятельности.
Не будет ли программа слишком сложной для большинства педагогов?
Авторы программы руководствуются позитивным образом воспитателя и убеждены в компетентности и способности наших педагогических кадров к развитию.
Вдохновение» предусматривает повышение квалификации педагогов и предлагает модульные краткосрочную и долгосрочную программы повышения квалификации.
Программа написана по принципу «просто о сложном», все положения иллюстрируются наглядными примерами, сопровождаются конкретными методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, организации пространства и предметно-развивающей среды.
Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на созидание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед. Живое, а не формальное отношение к образовательному процессу — главное кредо педагогов «Вдохновения».
Характерные особенности программы
1. Программа предполагает вариативностьее использования в зависимости от конкретной ситуации и места расположения детского сада, специфики состава детей и их семей. Программа не только допускает, но и предполагает различные формы ее реализации. Например, ее содержание может быть реализовано как в группах одного возраста, так и разновозрастных группах, в группах с малым составом детей и в больших группах, в группах полного дня и группах кратковременного пребывания.
2. Содержание и способы работы с детьми построены на надежном и современном научно- практическом фундаменте, в котором:
- учитываются социокультурные изменения в современном мире — их анализу посвящен отдельный раздел программы;
- уделяется значительное внимание различным аспектам детского развития, индивидуальным особенностям развития, различиям между паспортным и реальным возрастом ребенка;
- раскрываются цели и возможности предоставления детям активной роли в образовательном процессе.
Только на таком фундаменте можно построить подлинно развивающее образование, которое избегает как перегрузок и избыточного ускорения в детском развитии, так и недогрузок и замедления индивидуальной скорости развития (работа педагога должна идти «в зоне ближайшего развития», которая у каждого ребенка своя!).
3. Рамочный характер программы позволяет при ее реализации учесть условия, жизненные контексты, состав детей в конкретных дошкольных организациях, адаптировать ее к специфическим условиям образовательной деятельности.
4. Программа содержит конкретные практические указания и советы («ярмарка идей»), основанные на образцах лучшей педагогической практики. Эти образцы собраны как из отечественного, так и из зарубежного образовательного пространства. Тем самым программа дает в руки педагогов множество возможностей для выбора, гибкость в реализации с ориентацией на научно обоснованные стратегии.