Циклограмма деятельности классного руководителя
Ежедневно
1. Встреча детей.
2. Уборка кабинета.
3. Контроль посещаемости.
4. Встреча с учителями-предметниками, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
5. Организация питания.
Еженедельно
1. Классный час.
2. Проверка дневников.
3. Индивидуальная работа с родителями и детьми.
4. Внеклассные мероприятия по планам предметных недель.
5. Ведение классного журнала.
6. Работа с активом класса.
Каждый месяц
1. Посещение уроков своего класса.
2. Линейка.
Каждую четверть
1. Родительское собрание.
2. Генеральная уборка кабинетов.
3. Экскурсии и культпоходы.
4. Подведение итогов четверти.
Каждый год
Август: встреча учащихся по классам; проверка личных дел; получение учебников.
Сентябрь: День знаний; День здоровья; «трудовой десант».
Октябрь: осенний бал.
Ноябрь: классные вечера; экскурсии.
Декабрь: проведение предметных олимпиад, новогодних праздников.
Январь: культпоходы на каникулах.
Февраль: вечер встречи выпускников; годовщина Сталинградской битвы; День защитников Отечества.
Март: праздник 8 Марта.
Апрель: юморина; «трудовой десант».
Май: День физкультурника; праздник последнего звонка; переводные экзамены.
Июнь: заполнение личных дел учащихся; сдача классных журналов; выпускные экзамены и вечер; ремонт учебных кабинетов; сдача учебников.
Список литературы
1. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1984.
2. Методические рекомендации по планированию системы работы классного руководителя. Волгоград, 1989.
3. Практикум по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. З.И. Васильевой. М., 1988. С. 125 – 133.
4. О некоторых итогах I этапа эксперимента «Содержание и условия деятельности освобождённого классного руководителя (классного воспитателя)» // Вестник образования: Справ.-информ. изд. Мин-ва образования Российской Федерации. 1992. № 1. С. 2 – 51; 1991. № 8.
5. Вестник образования: Справ.-информ. Изд. Мин-ва образования Российской Федерации. 1991. № 8.
Задания к занятию
1. Оцените ситуацию, в которой оказался классный руководитель:
· Какие задачи предлагают решить классному руководителю учителя-коллеги? Может ли он отказаться от их решения?
· Можно надеяться, что Ольга Петровна оправдает надежды своих коллег?
· А как бы вы вели себя на месте классного руководителя? на месте каждого из учителей?
2. Познакомившись с разработкой занятия, найдите дополнительный материал в рекомендованной литературе. Ответьте на вопросы:
· Что такое план работы классного руководителя? В чём его назначение?
· Какие элементы плана классного руководителя обязательны? Какие возможны по усмотрению классного руководителя?
· Какие существуют принципы и требования к планированию?
· План, проект, целевая программа, сценарий... – каково соотношение этих понятий?
· Каково соотношение планов работы школы и классного руководителя?
3. Для подготовки к работе с экспертами на занятии выпишите свои предложения каждому эксперту на отдельный листок. Это ускорит их анализ. В том числе выполните задание 6 в книге: Практикум по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. З.И. Васильевой. М.: Просвещение, 1988. С. 132 -133.
Обратите внимание, что для подготовки к занятию необходимо побеседовать с работающими учителями, познакомиться с их опытом эффективной организации работы классного руководителя.
4. Заготовьте для себя «Путевой лист» и перепишите в тетрадь материалы, которые будут дорабатываться на занятии, чтобы дополнять их во время третьего этапа занятия.
Задания к СРС, УИРС
1. Подготовьте выступления на тему:
· Составляющие мастерства воспитателя.
· Документация классного руководителя.
· Взаимодействие классного руководителя с учителями, родителями, администрацией и общественностью в воспитании детей.
2. Составьте план воспитательной работы с классом на четверть, приготовьтесь к его защите перед преподавателем.
Контрольные вопросы
1. В чём состоит основное назначение классного руководителя: какие его функции не могут выполнить другие педагоги?
2. В чём состоят основные служебные обязанности классного руководителя?
3. Как регулируется рабочее время классного руководителя?
4. Как оплачивается эта работа?
5. Кем и как назначается классный руководитель? Требуется ли при этом согласие самого педагога?
6. Какие направления в содержании воспитательной работы классного руководителя возможно выделить? Чем обосновано это выделение?
7. Какие формы плана классного руководителя вы знаете? Чем они различаются? когда целесообразно применять каждую из них?
8. Какая ещё существует организационно-педагогическая документация, ведение которой для классного руководителя обязательно?
9. Каковы особенности методической работы классного руководителя в сравнении с учителем-предметником?