Развитие действий с предметами.
Цель: развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук.
Значительное место в логопедической работе занимает коррекция моторики рук ребенка. В процессе игр-занятий развиваются манипулятивная деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев. В занятиях с игрушками по развитию моторики рук ребенку с церебральным параличом предлагают различные по трудности движения и действия. Ход занятий следующий: 1) для расслабления кистей рук используют приемы щеточного массажа, потряхивания кисти и др.; 2) затем побуждают ребенка правильно взять игрушку из разных положений - сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть ее, ощупать, взять в рот, поманипулировать ею; 3) вслед за этим развивают простые действия. Вначале они выполняются пассивно, то есть логопед выполняет их рукой ребенка. Отрабатываются следующие действия:
- произвольное опускание игрушки из руки (по слову «дай»);
- произвольное опускание игрушки при складывании ее в коробку;
- вынуть - вложить, пассивно - активно;
- покатать машину, мяч;
- открыть - закрыть коробку, крышку;
- снять - надеть колечки пирамидки;
- наложить - снять 2-3 кубика;
- покачать куклу;
- подражательные действия - «ладушки», «до свидания»;
- собирать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя их вес, форму, величину;
- брать всей кистью крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки;
- брать предметы сразу двумя руками (менять фактуру, объем, вес этих предметов). Упражнение проводится ежедневно в течение 5-8 минут.
Развитие понимания речи.
Цель: вырабатывать понимание речевых инструкций в конкретной ситуации. Расширение пассивного словаря.
Комплексность логопедической работы предусматривает развитие всех сторон деятельности ребенка. Учитывая это, все моменты логопедической работы сопровождают речевыми инструкциями и комментариями. Кроме этого, в плане логопедической работы намечается специальное занятие по развитию понимания речи.
Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают.
Для развития понимания речи необходимым условием является правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов. Наряду с нарушениями зрительного восприятия у детей, страдающих церебральным параличом, нередко длительно сохраняется и недостаточность слухового восприятия, выражающаяся в нарушении возможности локализации звуков в пространстве, что связано в одних случаях с двигательной недостаточностью, а в других со снижением акустической установки на звуки. Нарушение слухового восприятия в значительной степени задерживает развитие импрессивной речи.
Положительной предпосылкой, способствующей формированию и совершенствованию понимания речи, является развитие двигательно-кинестетического анализатора. Кинестетическое восприятие у детей, страдающих церебральным параличом, часто грубо нарушено, что препятствует правильному представлению об окружающих предметах, которое создается на основе зрительно-моторно-кинестетического восприятия. А первая связь слова с определенным предметом создается на основе сочетания его слухового обозначения со зрительно-кинестетическим ощущением этого предмета. Таким образом, ребенок лучше запоминает те предметы, с которыми он активно манипулирует, осязает, ощупывает, исследует тактильно.
Учитывая все эти особенности ребенка с церебральным параличом, детям предлагают для запоминания яркие игрушки, отличающиеся от часто встречающихся по внешнему виду, цвету, размеру, форме, материалу и вызывающие сильные ориентировочные реакции. Используются для запоминания двуслоговые слова, например, ляля, миша, лиса, киса и другие. Предъявление игрушек детям с церебральным параличом имеет ряд особенностей:
1) при обучающих занятиях одномоментно с предъявлением игрушки произносят слово, обозначающее ее название;
2) слово произносят в моменты фиксации взора на игрушке, или игрушка пассивно располагается в поле зрения ребенка. Слово - название игрушки произносится во время совместного фиксирования внимания, совместного наблюдения за действиями с предметом;
3) предъявляемое слово произносится мелодично, певуче, на разные интонации с некоторым интервалом;
4) вырабатывая понимание данного слова, включают слуховой, зрительный и кожно-мышечный анализаторы, пассивно выполняют рукой ребенка различные манипуляции с игрушкой (ощупывание, поглаживание);
5) игрушка перемещается на расстояние не более двух метров от ее первоначального места расположения и от самого ребенка, так как более удаленный предмет дети часто не могут найти взором;
6) обучая поиску требуемой игрушки с помощью выработки кинестетических ощущений, используют пассивный поворот головы в сторону названного предмета;
7) в момент проверки узнавания предмета по названию произносимое слово включается в простую фразу, где значительно выделяется интонацией;
8) узнавание предмета по слову определяется по попытке остановить взор на игрушке или повороту взора или головы в направлении контрольного предмета;
9) выработав узнавание названия одного предмета, переходят к новой игрушке, которая занимает место, пространственно отличное от предыдущего.
Работая над пониманием речи с ребенком, страдающим церебральным параличом, используют и все известные приемы, предложенные Н.М. Аксариной. Постоянно стремятся обогатить впечатления ребенка, что также способствует развитию понимания речи.
На этом этапе отрабатываются следующие моменты в развитии понимания речи:
1) названия простых действий;
2) названия окружающих предметов;
3) названия игрушек;
4) понимание инструкций;
5) название окружающих явлений;
6) формирование обобщающих понятий;
7) узнавание игрушек, предметов, изображенных на картинке; и другие.
Занятия по развитию понимания речи проводят в определенной последовательности в зависимости от возраста ребенка и уровня импрессивной речи.
Все логопедическое занятие строится в виде игры, которая для здорового ребенка, а особенно для ребенка, страдающего церебральным параличом, является важнейшим процессом познания. Упражнения проводят в течение 5-6 минут ежедневно.
В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, страдающим церебральным параличом, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии.
Таким образом, коррекционно-логопедическая работа проводится в соответствии с уровнем развития ребенка по этапам и включает постепенно усложняющиеся приемы, направленные на развитие всех функций.
Система коррекционно-логопедической работы предусматривает раннее начало логопедического воздействия.
При планировании занятий учитывается не только возраст ребенка, но прежде всего уровень его развития. Логопед в своей работе опирается на сохранные функции ребенка.
В работе с детьми широко используется метод двигательно-кинестетической стимуляции в развитии моторики органов артикуляции, в формировании зрительно-моторной координации, в коррекции сенсорных и речевых функций.
В коррекционно-логопедической работе с детьми, страдающими церебральным параличом, используются основные дидактические принципы. Основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную.
Все перечисленные коррекционно-логопедические мероприятия направлены на стимуляцию речевого и психического развития детей. На каждом отдельном занятии ставится конкретная цель с учетом «зоны ближайшего развития».
Система коррекционно-логопедической работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Родители обучаются на занятиях, ведут дневники, где записывают задание на текущий день. При окончании курса занятий родителям дают письменные рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка в домашних условиях.