Особенности самосознания детей с ЗПР
Самосознание — образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствованию.
Объектом самосознания является сам человек, его «Я». Я" - понятие, отражающее единство и целостность личности.
Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими.
В самосознании личности одновременно сосуществует множество "Я". Эти "Я"- образы могут не совпадать, вступать между собой в конфликт, являясь источниками различных противоречий личности.
Можно выделить физическое "Я" ("Я"-как организм), социальное "Я" ("Я" как социальный индивид),' "Я"-духовное, или личностное ("Я" как личность).
По времени можно дифференцировать "Я"-прошлое, "Я"-настоящее и "Я"-будущее; по модальности - реальное "Я" (каков я есть на самом деле), идеальное "Я" (каким бы я хотел быть), идеализированное "Я" (избирательно реконструированное, искаженное представление, о себе); рефлексивное, или зеркальное "Я" (каким меня воспринимают другие).
Центральным образованием самосознания является "Я"-концепция - согласованная, непротиворечивая и вербально зафиксированная система представлении человека о самом себе. Это итог познания и оценки самого себя.
Процесс самосознания осуществляется посредством динамики различных образов "Я", а, результатом является сформированное, стабильное представление о самом себе, благодаря которому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, самоидентпчности.
«Я»-концепция является вершиной самосознания. Это наиболее осознанный, рациональный ее компонент.
У детей с ЗПР представления о себе не складываются в устойчивую систему. Они функционируют в форме отдельных ситуативных образов "Я", не оформляясь в "Я"-концепцию, которая является показателем зрелости самосознания.
При нормальном психическом развитии ребенка и благоприятных воспитательных воздействиях самосознание формируется стихийно.
При нарушенном психическом развитии (интеллектуальных и личностных нарушениях), неадекватных воспитательных и коррекционных воздействиях стихийное формирование самосознания затруднительно, а чаще всего, невозможно.
При ЗПР представления о смене возрастных ролей у детей к школьному возрасту в определенной степени формируются, большинство детей правильно определяют свою половозрастную идентификацию.
Однако, детям сложно ответить на вопросы, которые касаются их образов в прошлом и будущем. Представления о прошлых и будущих возрастных ролях складываются с большими трудностями.
Для коррекции и развития понятия смены половозрастных ролей и представления ребенка о себе, можно предложить следующие методы.
Беседу, работу с семейными альбомами. Желательно, чтобы в этой работе участвовали и члены семьи каждого ребенка.
Темы для бесед: "Что мне нравится в детском саду?" и соответственно "Что не нравится?", "Что меня веселит?", "Что меня огорчает и чего я боюсь?".
С некоторыми детьми лучше беседовать индивидуально, хорошо, если эти беседы проводит психолог.
можно предложить ребенку обсудить его планы на будущее, его желания, надежды. Темы для бесед: "Каким бы я хотел быть?", "Что я буду делать, когда вырасту?", "Кто из взрослых мне больше всего нравится". Эти беседы развивают воображение, способствуют осознанию желаний и потребностей. Одновременно педагоги и родители могут многое узнать о детях, могут поделиться с детьми своими детскими мечтами и планами на будущее.
Помимо Я-концепции, самосознание включает и другие компоненты.
Одой из таких составляющих самосознания является самооценка - система эмоционально ценностных установок в адрес собственного "Я". Она проявляется в виде глобального чувства "за" или "против" самого себя. Эти чувства выражаются в специфических внутренних оценках, таких, как самоодобрение, самопохвала, самообвинение, самопорицание.
Самооценка формируется при общении ребенка с другими людьми.
Для формирования самооценки важна деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.
Для детей с ЗПР характерна неадекватная самооценка: завышенный или заниженный уровень самооценки.
Исследования А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельникова, посвящённые изучению самооценки детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР), показали, что для младших школьников с ЗПР, обучающихся какое–то время до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Заниженная самооценка объяснялась авторами тем, что дети претерпевали длительные учебные неудачи на фоне успевающих нормально развивающихся учеников.
В экспериментальном исследовании под руководством Т.А.Власовой, было доказано, что обучаясь в специальных классах под влиянием успехов в учёбе, доброжелательного отношения со стороны учителя, учащиеся обретают уверенность, чувство собственного достоинства, самооценка приближается к адекватной.
Н.А. Жулидова в своём исследовании приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития у младших школьников, тем в большей степени школьники завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе. Такую же закономерность автор обнаруживает и при анализе уровня притязаний у младших школьников с ЗПР: чем в большей степени выражена задержка, тем выше уровень притязаний.
И.В. Коротенко пришла к выводу, что у младших школьников с ЗПР, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком. Такие психозащитные тенденции у младших школьников с ЗПР обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка.
Дети, имеющие неадекватно завышенную самооценку, переоценивают себя, свои качества и возможности, у них не развита самокритика. При этом уровень притязаний у этих детей либо находится на одном уровне с самооценкой, либо превышает ее.