Анализ психолого-педагогической литературы
Введение.
Одной из примет современного времени является глобализация культуры. Новая Россия осмысливает себя как составная часть мирового культурного сообщества. Происходящие сегодня коренные изменения во всех областях жизни приводят к изменениям мировоззренческих парадигм. Меняются человеческие ценности – сознание, психология, духовный мир людей.
Ребенку предстоит жить в современной ему культуре. Это потребует огромных физических и духовных усилий со стороны учителя, родителей, детей. За короткий период становления ребенку предстоит стать «культурно компетентным» человеком. Какой смысл вкладывается в это понятие? Педагог-культуролог А.Я.Флиер так расшифровывает это понятие: «Культурная компетентность» означает ту степень социализированности и инкультурированности личности в обществе проживания, которая позволяет этой личности свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю совокупность обыденных знаний, составляющих норму социальной эрудированности человека в данной среде»1.
Как неотъемлемая часть культуры образование, как известно, обеспечивает сохранение, передачу, воспроизведение ее ценностей в опыте поколений. Конечно, передача культурного опыта не исчерпывается системой образовательных учреждений, но именно здесь этот процесс протекает осознанно и целенаправленно.
Учитывая эти факторы, школа приходит к цели воспитывать целостную, готовую к самоопределению в социуме и культурном пространстве личность. Перед учителем стоит сложнейшая задача – помочь ребенку освоить огромный пласт культурных ценностей. В свете этого все больше образовательных учреждений выбирают не просто гуманитарный подход, а культурологическую направленность всего учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день в образовании разрабатываются несколько направлений культурологического подхода.
Первое направление связано с интеграцией образования2. Второе направление связано с введением культурологических предметов3. Третье направление – с введением культурологического компонента воспитательную работу школьного учителя. В этом случае воспитательный процесс предстает как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в культурное пространство.
Для реализации этой цели образовательные стандарты предполагают включение множества авторских курсов для реализации образовательных программ, являющихся частью воспитательной работы школы.
Нередко предметы вариативного раздела становятся обязательными, профилирующими в силу своей значимости и актуальности для конкретного образовательного учреждения и находят свое продолжение в воспитательной работе. Такими базовыми предметами в школах г. Кирова нередко становятся дисциплины художественно-эстетического цикла, среди которых свое особое место занимает краеведение и курс «Мировая художественная культура». Как региональный компонент в рамках этих предметов стоит рассматривать и художественное краеведение.
Введение курса «Художественное краеведение» на правах факультативных занятий по «Мировой художественной культуре» позволит представить более широкую картину историко-культурных процессов, используя в качестве иллюстративного материала местные памятники искусства, глубже понять суть того или иного культурного явления.
Привлечение местного материала в процессе обучения помогает побудить у учащихся интерес к знаниям, а, значит, повысить качество последних, активно формирует научное мировоззрение, дает возможность приобщения к творческому труду и науке как школьников, так и педагогов, возможность взглянуть «другими глазами» на прежде обыденные вещи. Занятия по краеведению следует воспринимать не только как форму преподнесения знаний, но и как способ духовного общения с детьми, позволяющий любому самому стеснительному ученику самовыражаться и самоутверждаться в непринужденной обстановке, получая ценный опыт общения со сверстниками.
В каждом городе есть свои национальные святыни – произведения великих художественных ценностей. В лучших произведениях поэтов, музыкантов, композиторов, живописцев, зодчих народ утверждает свое национальное самосознание, выражает самого себя, осознает свое место и роль в историческом процессе, и эти творения становятся достойным вкладом народа в сокровищницу мировой общечеловеческой культуры. Интерес к краеведению связан с повышением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечения населения к охране памятников истории и культуры.
«Краеведение поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном крае, селе, городе. Благодаря такой работе хранится историческая память, воспитывается духовная оседлость»4.
«Краеведение – совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т.д.»5.
Поэтому, в связи с актуальностью краеведения в школе была выбрана тема дипломной работы «Архитектура г. Вятки (Кирова). Программа и методические рекомендации к факультативному курсу «Художественное краеведение».
Целью работы является создание авторской программы «Архитектура г. Вятки (Кирова)» как одного из разделов курса «Художественное краеведение», предназначенного для факультативной работы с учащимися 8 класса образовательных учреждений г. Кирова.
Цель дипломной работы предопределила следующие задачи работы:
1. анализ краеведческой, психолого-педагогической и методической литературы;
2. исследование значения культурологического воспитания и образования для формирования личности подростка в рамках художественного краеведения;
3. раскрытие специфики художественного краеведения в школе;
4. раскрытие особенностей и приемов изучения памятников архитектуры в школе с учетом психолого-педагогических способностей подростков;
5. создание авторской программы факультатива по художественному краеведению «Архитектура г. Вятки (Кирова)»;
6. разработка моделей урока к данному факультативу.
Решение этих задач осуществляется в двух аспектах: теоретическом (глава 1 и 2) и практическом (глава 3). Работа носит методическую направленность, поэтому акцент в работе сделан на главе 3.
Объект исследования – методика изучения памятников архитектуры в курсе художественного краеведения.
Предмет исследования – методический комплекс факультатива по художественному краеведению «Архитектура г. Вятки (Кирова). Программа и методические рекомендации».
По теме дипломной работы имеется следующая литература, которую можно разделить на методическую, психолого-педагогическую и краеведческую.
Анализ психолого-педагогической литературы
Психолого-педагогическая проблематика освещена следующими авторами: Р.С.Немовым (1990), В.А.Крутецким (1965), Ю.К.Бабанским (1989). Также для написания дипломной работы были использованы исследования Н.Е.Щурковой (2000), М.Г.Яновской (1998), посвященных разработке подходов к воспитанию с позиции культуры; обобщающие педагогический опыт исследования В.П.Созонова (2000), М.И.Рожкова (2000), В.А.Караковского и соавторов (2000). Кроме того, в наших исследованиях использована литература по общей и возрастной психологии таких авторов как: Г.С.Абрамовой (2002), Ф.Райса (2000), С.П.Рубинштейн (1999) и др.
Благодаря всем этим работам нами осуществлено описание психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста и особенности воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, что учитывалось при составлении программы.