Советы по эффективному общению

Общение как психологический феномен. Коммуникативная сторона общения

Условия эффективного общения

Упражнение “Поговорим!”

Предлагается разбиться на пары и поговорить на любые интересующие их темы:

– начать разговор, сидя (стоя) лицом друг к другу;

– продолжить разговор, сменив позиции (один партнер сидит, второй стоит);

– партнеры меняются позициями и говорят дальше;

– продолжить разговор, повернувшись спиной друг к другу (сидя или стоя).

Обсуждение результатов выполнения упражнения:

В каком положении разговор было вести сложнее всего. Почему?

Какие чувства вы испытывали, ведя разговор сверху? Снизу вверх?

Какое положение для разговора оказалось для вас самым комфортным?

Задание: Составить список условий эффективности общения.

Коммуникативная сторона общения.

Как в виде схемы можно изобразить процесс передачи информации?

Если вернуться к условиям эффективности общения, то можно заметить, что выстроенная коммуникативная цепочка и эти условия взаимосвязаны (указать, в чем взаимосвязь).

Невербальные средства общения и их роль в коммуникации.

Какие средств общения вы знаете? Что такое вербальные и невербальные средства общения?

Сколько примерно % в передаче информации приходится на вербальные и сколько на невербальные средства общения? Почему именно такое распределение?

Как вы уже знаете речь сегодня у нас пойдет о культуре педагогического общения, о педагогической этике и этикете.

Что же такое педагогическая этика и этикет?

Усвоение хороших манер подчинено общей задаче: воспитанию хороших, добрых манер жизни, глубинной культуре поведения. Однако, не приходилось ли вам встречать людей, за утончённой вежливостью которых не чувствуется их искреннего тепла и доброжелательности, ни подлинной внутренней культуры.

Что же такое внешняя и внутренняя культура.

Значит дело не в знании правил этикета самом по себе, а в том, чтобы это знание правил шло от сердца и тогда в человеке будет не только внешняя, но и внутренняя культура. И он будет понимать, что существует определённая мера в поведении.

В чём же выражается определённая мера в поведении (по отношению к детям, коллегам, родителям, администрации).

В каждой сфере общения используется то или иное поведение и разновидность литературного языка или стиль общения – официально-деловой, художественный или разговорный.

Какие же недостатки мешают в работе?

Запрещается своей речью наносить разного рода моральный ущерб: обиду, оскорбление. Следует избегать прямых, негативных оценок личности собеседника.

Все высказывания типа «растяпа», «бестолочь», «перестань пороть глупости», «ещё никогда не встречала такого бестолкового собеседника» и т. п. не способствуют достижению успехов в работе.

В чём выражается стремление к усовершенствованию?

Самая главная деятельность педагога – это речевая деятельность. Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым педагог должен умело прикасаться к сердцам своих воспитанников.

Вывод теоретической части: человек, не овладевший в детстве элементарным речевым этикетом, в дальнейшей жизни будет испытывать трудности при контактах с другими.

Советы по эффективному общению

- Коммуникативные навыки приобретаются, а не наследуются.

- Предположите, что сообщение, отправленное вами, поймут неправильно.

- Значит, вам надо давать информацию более осмысленно, прогнозируя обратную связь .

- Не бойтесь того, что вы выражаетесь просто, больше волнуйтесь о том, чтобы вас правильно поняли.

Люди больше обращают внимание на тон, а не на их содержание.

Приблизительно 90% из того, о чем вы говорите, воспринимается благодаря тону вашего голоса и жестам.

- Когда люди вместе, они общаются, ведь они без общения не могут.

- 87% информации можно получить, глянув в глаза собеседнику. Если ваши слова расходятся с вашим поведением, ваш собеседник поверит вашим поступкам.

- Общение – это сложный поведенческий, динамичный и сменный процесс.

Это не просто обмен словами. Можно сделать много ошибок, поступить неправильно, если общение будет на уровне непонимания.

- В словаре вы можете и не найти значение слова. Нужно помнить, что мы передаем не значения, а сообщения, которые отражают для людей значения этих слов.

Вся наша жизнь – это межличностное взаимодействие, общение. В работе педагога очень часто встречаются нестандартные, сложные ситуации общения.

Давайте попробуем проанализировать некоторые из них.

Лицо, является главным источником информации о психологических состояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Дети легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.

Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.

Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ребенку свободно и безбоязненно вступать с ним в общение. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелательности по отношению к людям.

Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней дети оценивают происходящее. Поэтому педагог должен "конструировать" позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим. Когда поза сознательно выстраивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений - она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Дети должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям детей, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Дети в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.

Методика «Стиль педагогического общения»

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

А) делиться с вами своими мыслями, чувствами;

Б) говорить вам только то, что сам захочет;

В) оставлять свои мысли при себе.

2. Если ребенок взял без разрешения личные вещи другого, то вы:

А) доверительно с ним поговорите и дадите ему возможность

самостоятельно найти нужное решение;

Б) пусть дети сами разбираются в своих проблемах;

В) проинформируете об этом всех детей, заставите его возвратить вещь и извиниться.

3. Непоседливый, недисциплинированный ребенок сегодня был сосредоточен

и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:

А) похвалите его и всем детям покажите работу;

Б) заинтересуетесь, выясните, почему так хорошо все получилось сегодня;

В) скажите ему: «Всегда бы так».

4. Ребенок вошел в комнату и не поздоровался с вами. Ваши действия:

А) заставите его громко при всех поздороваться;

Б) не обратите на это внимание;

В) сразу же начнете общаться с ребенком, не напоминая о ее промахах.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка. Что бы вы

сделали?

А) спокойно, не вмешиваясь, наблюдаете, как они работают и общаются;

Б) поможете, подскажите, сделаете замечание;

В) будете заниматься своими делами (записи, проверка тетрадей и т.д.)

6. Какая точка зрения вам кажется правильной:

А) чувства, переживания ребенка – это поверхностные, быстро проходят, на них не нужно обращать внимание;

Б) эмоции ребенка и переживания – это важные факторы, которые помогут в обучении и воспитании;

В) чувства ребенка удивительные, переживания его значимы, и к ним нужно относиться осторожно, тактично.

7. Ваша основополагающая позиция в работе с детьми:

А) ребенок – слабый, неразумный, неопытный, и только взрослый может и должен обучить и воспитать его;

Б) у ребенка много предпосылок для саморазвития, а сотрудничество с взрослым максимально повысит ее активность;

В) ребенок развивается под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная забота о здоровье, сбалансированном питании, дисциплинированности.

8. Ребенок не захотел выполнять задание, потому что сделал его дома.

Ваши действия:

А) скажите: «То и не надо»;

Б) заставите переделать;

В) предложите выполнить другое.

9. Какая позиция, с вашей точки зрения, правильнее:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о себе;

Б) если ребенок не осознает, что о нем заботятся, не ценит этого, то это его дело, когда-нибудь он об этом пожалеет;

В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

10. По вашему мнению окружающие считают ваш стиль педагогического общения:

А) авторитарным;

Б) демократичным;

В) либеральным.

Наши рекомендации