Профессиональная подготовка и трудоустройство
Поддерживаемое трудоустройство и помощь в личностном планиpoBaHии будущего (англ. supported employment) как задачи специальной программы были выдвинуты ассоциацией для лиц, нуждающихся в поддерживаемом трудоустройстве (Association [ог Persons in Supported Employment).
Согласно этой программе, личность поставлена во главу процесса, который направлен на выявление индивидуальных особенностей и возможностей человека, предоставление ему рабочего места и, наконец, содействие, контроль и сопровождение его интеграции в ходе профессиональной деятельности. Основу всех действий составляет обращение к личности, к планированию ее будущего, раскрытию способностей, ресурсов, развитию профессиональных представлений, умению ставить цели и достигать их. Индивидуальное планирование базируется на новом понимании не только особенностей человека с ограниченными возможностями, но и способов организации помощи ему и его поддержки. В отличие от реабилитационного подхода данная концепция характеризуется радикальным обращением к возможностям человека.
Одной из наиболее часто используемых мер включения людей с ограниченными возможностями в трудовую жизнь являются модели по приобретению ими определенной профессиональной квалификации. Как показывает многолетний опыт профессионального обучения людей с ограниченной трудоспособностью в странах Европы, расширение и дифференциация профессиональной подготовки в форме различных программ и курсов с невысокими требованиями к обучению и с возможностями последующего получения определенных сертификатов оказываются очень эффективными. Например, в Австрии и Швейцарии реализуется немало проектов по тренингу определенных умений для успешной деятельности в разных производственных областях.
Однако среди молодых людей с особыми потребностями имеются и такие, кто не может освоить необходимые компетенции в результате 2- 3-летнего тренинга. Поэтому в такой, по сути, реабилитационной ориентации на получение определенной квалификации может крыться опасность возникновения ложного представления о том, что при обретение конкретной квалификации открывает человеку с инвалидностью доступ в общий мир труда. Нельзя забывать, что мир труда и его требования постоянно меняются. Не все молодые люди с ограниченными возможностями и не всегда успевают или в состоянии овладеть на курсах необходимым уровнем квалификации для того, чтобы затем успешно трудиться в том или ином производстве. Поэтому современная зарубежная практика социально-профессиональной интеграции людей с ограниченной трудоспособностью все больше склоняется к тому, что в профессиональнои подготовке разных групп людей с инвалидностью должны быть использованы различные стратегии (или модели), в частности, стратегии «обучение рабоqее место» «<Train and place» - сначала обучить, а затем трудоустроить), «рабочее место - обучение,) (<<Place and train,) - сначала трудоустроить и затем там обучать), а также «защитная модель безопасного труда» и некоторые другие.
Сегодня специалисты выделяют как наиболее эффективные несколько моделей профессионально-трудовой подготовки и адаптации молодых людей с ограниченной трудоспособностью, получивших признание в развитых странах (Баранаускене И., Карвялис В., 2007).
Модель (<рабочее место - профессиональное обучение» (авторы называют ее моделью социально-профессиональной или рыночной либеральной инклюзии) предусматривает первоначальное изучение возможностей и потребностей человека с ограниченной трудоспособностью, нахождение для него, в соответствии с требуемыми параметрами, рабочего места по договоренности с работодателем. Затем профессиональная подготовка осуществляется непосредственно на рабочем месте, при этом обеспечивается теоретическое и практическое профессиональное обучение, социально-психологическая и иная помощь, вплоть до организации доставки такого человека к месту работы. После завершения полного цикла обучения на рабочем месте специалист службы сопровождения продолжает сотрудничать со своим клиентом до тех пор, пока тот либо полностью адаптируется на рабочем месте и будет безоговорочно принят на эту должность, либо, в случае неудачи, будет проведен совместный поиск более доступного вида труда с последующим обучением на новом рабочем месте. Так делается до тех пор, пока данный человек с ограниченной трудоспособностью полностью не закрепится на рабочем месте.
Такая модель распространена во многих странах Западной Европы и в первую очередь в Англии.
для подобного сопровождения людей с ограниченной трудоспособностью действуют специальные агентства или службы, финансируемые государством. Необходимость их создания обусловлена не только конкретными задачами трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями. Процесс перехода бывших учеников к самостоятельной жизни не сводится только к вступлению в мир труда. Наступает новая еще незнакомая жизненная фаза, что означает смену доминирующей формы деятельности, т. е. учения, и кроме того нeCeT и собой глобальные перемены в социальном положении: менЯЮТСЯ социальные роли, а с ними и социальный статус, и социальные отношения. Одновременно актуализируются задачи дистанцирования с родительским домом, семьей, выстраивается новая самоконцепция и др. Молодые люди с особыми потребностями довольно сложно переживают такие процессы выстраивания иных, еще не освоенных, форм жизни и бытия, внесения изменений в сформированную раннее «Я-концепцию». В целом приобретение новых, значИМЫХ для рынка, рабочих квалификаций и компетенций сопряжено со многими личностными трудностями и не может рассматриваться только в одном профессионально-трудовом измерении.
Поэтому профессионально-трудовая интеграция особых людей должна пониматься всеми его участниками как часть продолжительного и сложного перехода, предполагающего значительные социальные перемены, неизбежные изменения на интерактивном уровне с их положительными и негативными взаимовлияниями.
Модель «профессиональное обучение - рабочее место» (в авторской редакции - модель профессиональной конкурентоспособности, или дуальная модель) широко распространена в немецкоязычных странах Западной Европы и характеризуется тем, что молодые люди с ограниченной трудоспособностью, заключив договор на обучение, в течение трех лет осваивают конкретную специальность, при этом каждую неделю часть времени (два дня) они занимаются в профессиональной школе, где получают теоретическую подготовку, осваивают производственную терминологию и т. П., а остальное время недели овладевают данной профессией на предприятии (фирме), где для помощи им вьщелен специальный наставник (ментор). для тех, кто испытывает трудности в обучении в условиях профшколы И реального производства, существуют специальные учебные предприятия (Berиfbildиngswerk), аналогичные отечественным учебно-производственным предприятиям, которые моделируют реальное функционирование того или иного предприятия или производства. Здесь обучающийся получает не только профессиональную подготовку, но и социально-психологическую помощь, дополнительную коррекционную поддержку (по кинезиотерапии, развитию речи, формированию навыков общения, необходимых для взаимодействия в производственном коллективе, и др.) и возможности участия в организованном досуге. Профессиональное обучение завершается производственной практикой (обычно около месяца), во время которой работодатель принимает окончательное решение о приеме на работу того или иного стажера. В случае положительного решения уровень полученной стажером квалификации должен быть конкурентоспособным, скидок на инвалидность в течение практики он не получает, равно как и тогда, когда приступает к самостоятельной трудовой деятельности.
Модель «защищенного», безопасного труда (модель профессиональной сегрегации) практикуется во многих европейских странах - Бельгии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Швейцарии и др. Согласно этой модели, для людей с затруднениями в жизнедеятельности создаются социальные предприятия (<<предприятия безопасного труда»), иногда с высоким уровнем автоматизации операций, при котором от работника требуется лишь выполнение некоторых несложных инеавтоматизированных опера1J,ий, адаптированных к их возможностям. В таких условиях обязательно предусматриваются профессиональное, социально-воспитательное, медицинское наблюдения. В то же время предоставляется возможность освоения трудовых операций с целью перехода в систему обычного труда в условиях конкуренции.
Специальный инструктор курирует группу работников с ограниченной трудоспособностью, помогает им в организации работы и ее выполнении.
Разновидностью такой модели являются Кэмпхиллские общины с организованной в них социально-трудовой деятельностью селян (см.: Шипицына Л.М., 2005).
Достоинство данной модели состоит в том, что формы ее организации предоставляют даже людям со значительными ограничениями трудовой деятельности возможность адаптироваться к требованиям системы производительного труда, к работе в коллективе, приобрести более высокую квалификацию. Тем не менее подобная модель довольно закрыта и формирует навыки профессиональной деятельности лишь в искусственно созданных комфортных условиях «защищенного труда», не способствуя интеграции людей с ограничениями жизнедеятельности в социум.
Так называемая «школьная модель» реализуется преимущественно в государствах постсоветского пространства. Функции профессиональной ориентации и профессиональной подготовки принимает на себя специальная школа. Профориентационная работа нередко ведется педагогами школы, иногда без учета реальной ситуации на рынке труда и представлений о требуемом уровне квалификации на предприятиях по той или иной специальности. Обучение состоит из теоретической и практической частей; последняя реализуется в школьных мастерских либо в пришкольном учебном центре или учебном малом предприятии (типографии, мастерской бытового обслуживания населения, учебной парикмахерской, мини-булочной и т. п.). Заметно различающиеся материальные и организационные возможности разных специальных школ, слабые их связи с потенциальными работодателями (а иногда и отсутствие таковых), непредсказуемость структур дополнительного профессионального сопровождения выпускника на рабочем месте - все это делает данную модель уязвимой и недостаточно совершенной для современных условий социальной интеграции и адаптации людей с ограниченной трудоспособностью.
В качестве иллюстрации того, как в одной стране могут сочетаться различные модели социально-трудовой интеграции и адаптации, приведем пример Швейцарии. В этой стране профессионально-трудовая ориентация подростков с ограниченными возможностями предусматривает: подготовку к выбору профессии (Berufswablvorbereitung), профессиональное консультирование (ВегufsЬегаtuпg) и предварительное профессиональное обучение (Vorlehre). В данном случае речь идет о специальной подготовке к началу профессионального обучения. В частности это может быть годичная производственная практика, годичное переходное обучение или подготовительный курс.
Профессиональное образование реализуется разнообразными программами разной продолжительности. Это может быть введение в профессиональную деятельность - работа в «защищенных» трудовых мастерских, простые виды труда на обычных предприятиях, пробы профессиональной деятельности при поддержке социальной службы после окончания практического обучения (модели «защищенный», «безопасный труд» и «рабочее место - профессиональное обучение» ).
Подготовка к будущей трудовой деятельности может осуществляться в рамках одно-двухлетнего обучения по трудовому соглашению с производственным предприятием, завершающегося получен и ем государственного сертификата. Практикуется и более длительное обучение (от двух до четырех лет), которое ставит своей целью овладение умениями и навыками, необходимыми для осуществления какой-либо конкретной профессии (здесь также предусматривается получение соответствующего сертификата). В случае возникновения у обучаемого трудностей принимаются дополнительные меры по облегчению его профессионального обучения, вводится в действие модель «профессиональное обучение - рабочее место».
Кроме того молодые люди с особыми потребностями могут получать профессиональное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. При этом поступление и обучение происходят на общих основаниях, но обязательным является полное обеспечение в образовательном учреждении специальных условий, соответствующих потребностям каждой категории таких людей.