Образовательные учреждения
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Типы образовательных учреждений:
1. дошкольные;
2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3. профессиональные (начального, среднего, высшего, послевузовского образования);
4. учреждения дополнительного образования взрослых;
5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6. учреждения дополнительного образования детей;
7. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8. учреждения дополнительного образования;
9. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.
Органы управления образованием:
1. Федеральные (центральные) государственные органы управления;
2. Федеральные ведомственные органы управления;
3. Государственные органы управления субъектов РФ;
4. Муниципальные РОНО (районный отдел народного образования).
Высшим органом управления является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Непрерывное педагогическое образование
1) последовательное прохождение цепочки образовательных учреждений с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности;
2) реализация личностью индивидуальной образовательной траектории с целью удовлетворения образовательных потребностей.
Уровни непрерывного педагогического образования:
1. Уровень допрофессиональной подготовки (педагогические классы в школах, педагогический профиль 10-11 классов и т.д.);
2. Начальное и среднее специальное образования (осуществляется в профессиональных учебных заведения – педагогических колледжах, лицеях и т.д.);
3. Уровень высшего педагогического образования:
· Базовое высшее образование (4 года) – диплом бакалавра предметной области или специальности
· Специалитет (+ 1 год) – получение квалификации специалиста
Полное высшее образование (+2 года) – диплом магистра образования с присвоение квалификации. (Цель: подготовка педагога-исследователя)
· Послевузовское образование – Аспирантура.
БАКАЛАВР - в большинстве зарубежных стран первая ученая степень в системе многоступенчатого высшего образования, присваиваемая по завершении 4-х летнего обучения первого уровня, после успешной сдачи госэкзаменов и, как правило, защиты выпускной работы.
СПЕЦИАЛИСТ дипломированный - вторая ступень (после бакалавра) высшего профессионального образования, установленная для лиц, успешно освоивших в течение не менее 5 лет соответствующие образовательные программы и прошедших итоговую аттестацию.
МАГИСТР – вторая ученая (академическая) степень в большинстве зарубежных стран в системе многоступенчатого высшего образования, присваиваемая лицам, окончившим университет, колледж или университет (имеющим степень бакалавра), после 1- 2-годичного обучения и публичной защиты диплома или магистерской диссертации.