Индивидуальная программа саморазвития студента в период педагогической практики
Результаты самодиагностики | Уровни |
Знания по педагогике | |
Знания по психологии | |
дидактические умения: гностические проектировочные конструктивные организаторские коммуникативные | |
умения воспитательной работы: гностические проектировочные конструктивные организаторские коммуникативные | |
профессионально значимые свойства психики и качества личности: мотивация профессиональной деятельности педагогическое мышление: – системность – гибкость – мобильность – креативность – оперативность – эмоциональная сфера – педагогическая рефлексия | |
Цели и содержание педагогической практики Цели (записываются индивидуальные цели) ...................................................................................................................... Задания (записывается комплекс заданий в соответствии с индивидуальными целями): для развития педагогических умений ........................................................................................................................ для развития профессионально значимых свойств и качеств ................................................................................. Консультации (записываются предполагаемые консультации с преподавателями кафедр) ......................................... |
Систему заданий каждая участвующая в педагогической практике кафедра составляет с позиций требований к профессиональной подготовке студента. Задания ориентируют на развитие педагогических умений и профессионально значимых свойств и качеств личности. Каждый студент в соответствии с результатами самодиагностики и своими склонностями и интересами составляет свой набор заданий, за которые в конце практики будет отчитываться (разработать или подобрать анкету, провести анкетирование, разработать урок, при проведении урока применить приемы аттракции и выяснить их влияние на эмоциональную сферу учащихся и многие другие). Выбор заданий возможен на основе тех, что представлены по группам дидактических умений и сферам индивидуальности в настоящей главе.
Выбор заданий, составление в целом содержания педагогической деятельности каждым студентом осуществляется под руководством преподавателей кафедр, которые оценивают индивидуальную программу с точки зрения целостного подхода: все ли стороны, элементы педагогической деятельности предусмотрены, есть ли задания на развитие психических, личностных свойств и т. д.
Во время практики консультации со студентами направлены не только на оказание помощи в разработке уроков, внеклассных мероприятий и пр., но и на то, что будет способствовать лучшей реализации студентом своих способностей (напоминание приемов эффективной организации учебной деятельности на уроке, напоминание типичных ситуаций отклоняющегося поведения учащихся конкретного возраста; напоминание приемов аттракции; предупреждение о типичных ошибках молодых учителей в определенных ситуациях и др.).
Последняя неделя практики предусматривает самодиагностику развития и определение положительных сдвигов – самооценку студентом и оценку преподавателями результатов практики.
Анализ выполненных студентами заданий (так же как и консультации) подчиняется оценке проявленных умений, личностных и психических свойств: насколько удачно удалось студенту реализовать организаторские умения, проявить педагогический такт, выразить сочувствие, поднять настроение, подавить в себе раздражение и т. д. Выполнение каждого задания оценивается с помощью выбранных уровневых критериев: определяется, на каком уровне были продемонстрированы умения той или иной группы. Обобщение полученных за каждое задание оценок должно быть представлено в итоговой характеристике педагогической деятельности студента.
Обобщенная характеристика педагогической деятельности, составленная студентом на основе самооценки (схема)
Фамилия, имя, отчество ....................................................................................................................................
Школа, класс ......................................................................................................................................................
Время прохождения практики ..........................................................................................................................
Задания | Проявленные уровни умений |
Чему я научился (научилась):
в области гностической деятельности (называются конкретные умения) ...................................................
в области проектировочной деятельности ......................................................................................................
в области конструктивной деятельности .........................................................................................................
в области организаторской деятельности ........................................................................................................
в области коммуникативной деятельности .....................................................................................................
в области педагогического мышления .............................................................................................................
в области педагогической рефлексии ..............................................................................................................
в области управления своей эмоциональной сферой .....................................................................................
Какие цели и задачи ставлю перед собой для следующего этапа практики (или для профессиональной деятельности): чем овладеть, каким умениям научиться, что развить в себе ..................................................
...................................................................................................................................................................................
Характеристика педагогической деятельности студента, составленная преподавателем кафедры педагогики (схема)
Фамилия, имя, отчество студента ....................................................................................................................
.......................................................................................................................................... курс ...............................
Школа, класс ......................................................................................................................................................
Уровни умений:
гностических ......................................................................................................................................................
проектировочных ...............................................................................................................................................
конструктивных .................................................................................................................................................
организаторских .................................................................................................................................................
коммуникативных ..............................................................................................................................................
Результаты саморазвития:
педагогического мышления (какие качества проявлены – указываются конкретно) .................................
педагогической рефлексии ...............................................................................................................................
мотивации педагогической деятельности (называются конкретные цели и желания) ...............................
эмоциональной сферы .......................................................................................................................................
О результатах саморазвития студента преподаватель судит по результатам выполнения заданий, данным собственных наблюдений и бесед. Поскольку за педагогической деятельностью студента, за выполнением им индивидуальной программы развития следят несколько человек (преподаватели педагогики, психологии, методик преподавания, учителя, завуч и др.), то при подведении итогов практики целесообразно использовать метод педагогического консилиума.