Коммуникативные способности

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2003

ББК 88.8 К 17

Калинина Р. Р.

К 17 Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с. 15ВЫ 5-9268-0188-5

Данная книга состоит из двух частей. Первая часть содержит комплекс методик диагностики личностных и профессионально значимых качеств педагогов, во второй представлены методы диагностики эмоционального благополучия дошколь­ника в детском саду и умственного развития детей 4-7 лет. Большинство диагнос­тических методик являются авторскими.

© Р. Р. Калинина, 2003

© Издательство <Речь», 2003

© П. В. Борозенсц (оформление), 2003

В\ 5-9268-0188-5

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время активно развивается личностно-ориен-тированный подход при обучении и воспитании детей в до­школьном образовательном учреждении, обсуждаются его ос­новные принципы и пути реализации. Одним из существен­ных принципов такого подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для этого педагогам, ежедневно общающимся с дошколь­ником и оказывающим существенное влияние на формирова­ние его личности, необходимо иметь в своем арсенале диагно­стические «инструменты», позволяющие глубже понять душу ребенка, его эмоциональное состояние, его актуальные и по­тенциальные возможности. Только имея точную информацию, педагог сможет осознанно и целенаправленно спланировать и реализовать процесс воспитания и развития, максимально подходящий к каждому ребенку.

Однако нельзя забывать, что на формирование личности ребенка, его развитие оказывают влияние не только методы, используемые педагогом, какими бы прогрессивными и эф­фективными они не были, но и сама личность педагога.

Именно поэтому предлагаемая вниманию читателя книга, содержащая комплекс диагностических методик, открывается главой, в которой описаны методы диагностики личностных и профессионально значимых качеств педагогов. Также в кни­ге представлены методы диагностики эмоционального благо получия дошкольника в детском саду и умственного развития детей 4—7 лет.

Большинство диагностических методик являются автор­скими или имеют авторскую интерпретацию и нормы, а также авторский подход при обработке и анализе полученных ре­зультатов. Все методики использовались автором в течение нескольких лет в практической работе и показали свою обос­нованность, надежность и валидность.

Глава 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ

Особое место в социальной среде детей, посещающих дет­ский сад, занимает воспитатель. Исследования показали, что в ряде случаев ни семья, ни сверстники не могут обеспечить це­ликом формирование личности дошкольника, особенно его нравственную сторону. Именно воспитатель проектирует со­здание такой среды для своих воспитанников, которая оказы­вает наиболее благоприятное воздействие на них, на их психи­ческое развитие, управляет возникающими взаимоотношения­ми. От него в значительной степени зависит развитие личности дошкольника. «В воспитании все должно основываться налич­ности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, — писал К. Д. Ушинский. — Только личность может действовать на раз­витие и определение личности, только характером может обра­зовать характер».

В профессиограмме воспитателя детского сада, предложен­ной Федеральной службой занятости (авторы: И. Н. Назимов, Е. В. Галаева и др.), указаны следующие требования к его про­фессиональной подготовке:

• знания дошкольной педагогики и психологии;

• знания основ гигиены и педиатрии;

• знания этики и эстетики;

• навыки проведения занятий, организации и методики
воспитательной работы.

Для автора особенно важными представляются личностные характеристики воспитателей, способствующие их успешной профессиональной деятельности. Ниже приводится авторская профессиограмма воспитателя, на основе которой можно осу­ществлять профессиональный отбор педагогов:

• любовь к детям;

• эмпатия, умение сопереживать другим;

• коммуникативные способности;

• тактичность, доброжелательность в общении;

• высокий вербальный и невербальный интеллект;

• творческие способности;

• рефлексия, умение анализировать свою деятельность;

• организаторские способности;

• ответственность;

• артистические способности;

• уравновешенность, эмоциональная стабильность;

• наблюдательность и внимательность;

• эрудированность;

• уверенность в себе, высокая адекватная самооценка, са­
мопринятие;

• грамотная и внятная речь.

Как видим, требования, предъявляемые педагогам, достаточ­но высокие. Более того, не всегда даже успешные воспитатели (здесь, прежде всего, критерием успешности является любовь детей к воспитателю и динамика их развития в ходе общения с ним) обладают всем набором этих качеств. Именно поэтому они приведены в определенном порядке: первые — наиболее важны, без них невозможно работать с детьми, а в конце — же­лательные, помогающие педагогу в его работе с детьми.

Ниже приводятся некоторые психодиагностические мето­ды, направленные на выявление уровня сформированности наиболее важных (исходя из приведенной профессиограммы) личностных качеств воспитателя:

• эмпатия, умение сопереживать другим;

• коммуникативные способности;'

• тактичность, доброжелательность в общении;

• высокий вербальный и невербальный интеллект;

• творческие способности;

• рефлексия, умение анализировать свою деятельность.
Эти методики можно использовать как в комплексе, так

и по отдельности.

Цели применения психодиагностики воспитателей:

• отбор педагогов при приеме на работу (не секрет, что в на­
стоящее время при достаточно высоком уровне безработи­
цы, с одной стороны, и недостатке квалифицированных ка­
дров в дошкольном образовании из-за низкой зарплаты —
с другой, в детский сад порой приходят случайные люди);

• формирование работоспособных, эффективных «команд»
(обычно это два воспитателя и их помощник), члены ко-^
торых взаимнодополняли бы друг друга;

• подготовка к педагогическому совету, семинару и т. п.
по той или иной теме (например, при проведении педсове­
та, посвященного развитию творческих способностей у до­
школьников целесообразно провести диагностику творче­
ского мышления у воспитателей, ведь только творческий
человек может «разбудить» творца в ребенке!);

• самоанализ педагога, его стремление к саморазвитию, ко­
гда воспитатель самостоятельно использует ту или иную
методику для выявления своих сильных сторон, а также
своих резервов (при необходимости педагог может обра­
титься к психологу за консультацией по развитию и со­
вершенствованию своих профессиональных и личност­
ных качеств).

При проведении психодиагностики необходимо выполне­ние следующих условий:

• доброжелательная, доверительная обстановка — педагог
должен воспринимать ситуацию тестирования не как экза­
мен, на котором можно получить неудовлетворительную
оценку, а как возможность глубже познать себя, наметить
пути профессионального роста;

• искренние ответы — необходимо объяснить педагогам, что
не существует «правильных» или «неправильных» ответов,
а существуют индивидуальные различия между людьми,
существует разный взгляд на одни и те же вещи (а залогом
искренности будет выполнение первого условия);

• закрытость информации — результаты диагностики того
или иного воспитателя не могут быть представлены треть­
ему лицу (администрации, коллегам и т. д.) без его согла­
сия, «обнародованию» подлежат лишь обобщенные дан­
ные по группе (например, процент воспитателей данного
детского сада, имеющих низкий или высокий уровень раз­
вития диагностируемого качества). Как показывает прак­
тика, невыполнение этого условия сильно искажает полу­
ченные результаты — кому хочется, чтобы о твоих слабос­
тях узнало начальство или коллеги!

• полученные результаты — не приговор, а повод для размы­
шлений и работы с педагогическим коллективом, а для пе­
дагогов — над собой.

ЭМПАТИЯ

Важным моментом в профессиональной деятельности пе­дагога является его способность понимания чувств, которые испытывает ребенок. Без этого невозможно эффективное вы полнение воспитательно-образовательных функций педаго­
гом, да и простое общение с ребенком. В психологии данное
качество обозначается как эмпатия.Эмпатия — это способ­
ность правильно воспринимать и понимать чувства друго­
го человека, сопереживать ему. Это постижение эмоциональ­
ного состояния, проникновение, вчувствование в пережива­
ния другого человека. Способность к эмпатии — необходимое
условие для развития такого профессионального качества пе­
дагога, как проницательность. Сочувствие побуждает педаго­
га к помощи другому. Чем более устойчивы его альтруистичес­
кие мотивы, тем шире круг людей, которому он, сочувствуя,
помогает. '

Самооценка эмпатических способностей (тест А. Мехрабиена и Н. Энштейна)*

Инструкция. Выразите свое согласие («да») или несогласие («нет») с приведенными ниже утверждениями.

1. Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то чувствует себя
одиноко среди людей.

2. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их
способность чувствовать.

3. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои
чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда
себя жалеют.

5. Я тоже начинаю нервничать, если кто-то нервничает ря­
дом со мной.

6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

* Тест приводится по кн.: Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушкииой. М., 1997.

7. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей
или подруг.

8. Иногда песни о любви очень трогают меня.

9. Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям непри­
ятные для них новости.

10. Люди, окружающие меня, сильно влияют на мое наст­
роение.

11. Большинство иностранцев, которых я встречал, каза­
лись мне холодными и неэмоциональными.

12. Мне больше нравятся профессии, требующие общения
с людьми.

13. Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или по­
други действуют неверно.

14. Мне нравится видеть, как люди принимают подарки.

15. Одинокие люди часто недоброжелательны.

16. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

17. Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливо.

18. Когда я читаю какой-нибудь роман, я так переживаю,
как будто все это происходит на самом деле.

19. Я всегда сержусь, если вижу, что с кем-нибудь плохо
обращаются.

20. Меня не очень беспокоит даже то, когда некоторые лю­
ди вокруг меня заплачут.

21. Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со
мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на
другую тему.

22. Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие
зрители всерьез принимают фильм, плачут и вздыхают.

23. Чужой смех меня не заражает, люди часто смеются во­
обще бессмысленно.

24. Когда я принимаю решение, чувства других людей по
этому поводу меня не волнуют.

25. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-
то угнетены.

26. Мне тяжело видеть, если люди часто расстраиваются
даже из-за пустяков.

27. Я расстраиваюсь при виде страданий животных.

28. Довольно глупо переживать о том, что происходит
в книгах.

29. Беспомощность старых людей меня угнетает.

30. Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем
сочувствие.

31. Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов.

32. Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно
к волнениям окружающих.

33. Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без
всяких причин.

Обработка результатов

Сосчитайте количество ваших ответов «да» на утвержде­ния: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31, и количество ваших ответов «нет» на утверждения: 2,3, 4, 6, 11, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33.

Далее высчитывается показатель эмпатических способностей:

ЭС = (сумма «да» + сумма «нет») х 60 : 33 + 20

20—30 — низкий уровень эмпатии.

Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми. Эмоциональные проявления в поступках окружаю­щих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Вы отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум,

чем за чуткость и отзывчивость. Задумайтесь, вы действитель­но хотите работать педагогом?

31—45 — средний (нормальный) уровень эмпатии.

Присущ подавляющему большинству людей. Вы склонны судить о других скорее по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем из­лиянии чувств собеседника теряете терпение. Вы затрудняе­тесь прогнозировать развитие отношений между людьми, по­этому, случается, их поступки оказываются для вас неожи­данными.

46 и выше — высокий уровень эмпатии.

Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, ве­ликодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным ин­тересом относитесь к людям. Дети тянутся к вам, окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфлик­ты и находить компромиссные решения. Предпочитаете рабо­тать с людьми, нежели в одиночку.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакты с другими людьми (в нашем случае, в основном, — с детьми) и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное об­щение с детьми затрудняет их обучение и воспитание. Приво­дим опросник для выявления уровня развития коммуникатив­ных способностей у педагога.

Оценка уровня общительности (тест Ф.Ряховского)*

Инструкция. Предлагаем вам 16 вопросов. На каждый во­прос дайте один из трех ответов: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выби­
вает ли вас из колеи ее ожидание?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, когда
станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение и недовольство поручение
выступить с докладом, сообщением, информацией на
каком-либо совещании, собрании или тому подобном
мероприятии?

4. Вам предлагают командировку в город, где вы никогда
не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы из­
бежать этой командировки? . ,

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы
то ни было?

6. Раздражаетесь ли, если незнакомый человек на улице об­
ратится к вам с просьбой (показать дорогу, сказать время
и т. п.)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей»
и что людям разных поколений трудно понимать друг
друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл
вернуть вам сто рублей, которые занял несколько меся­
цев назад?

9. В ресторане или столовой вам дали недоброкачествен­
ное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно ото­
двинув тарелку?

* Тест приводится по кн.: Энциклопедия психологических тестов: Общение, лидерство, межличностные отношения / Под ред. А. Карелина. М., 1997.

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы
не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если
первым заговорит он? Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она
ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра).
Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения,
нежели встать в очередь и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по
рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные крите­
рии оценки произведений литературы, искусства, куль­
туры, и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не при­
емлете, это так?

14. Услышав где-либо в «кулуарах» высказывание явно
ошибочной точки зрения по хорошо известному вам
вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать
в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-то просьба помочь разо­
браться в том или ином вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение,
оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Обработка результатов. Каждому ответу «да» присваивает­ся 2 балла, ответу «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Сосчи­тайте сумму, сложив полученные баллы для каждого ответа, и определите, к какой категории людей вы относитесь.

30-32 балла. Вы явно не коммуникабельны, и это ваша бе­да, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близ­ким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, ко­торое требует групповых усилий. Старайтесь стать общитель­нее. Контролируйте себя.

25—29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит вас из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким неудовольствием, в вашей власти преломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-то сильной увлеченности вы начинаете «вдруг» легко общаться. Стоит только встряхнуться.

19—24 балла. Вы в известной степени общительны и в не­знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы схо­дитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14—18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных пережива­ний идете навстречу с новыми людьми. В то же время не лю­бите шумных компаний. Экстравагантные выходки и много­словие вызывают у вас раздражение.

9—13 баллов. Вы общительны (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказы­ваться по разным вопросам, что бывает вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает — так это усидчивос­ти, терпения и отваги при столкновении с серьезными про­блемами. При желании, однако, вы сможете заставить себя не отступать.

4—8 баллов. Вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хо­тя серьезные темы могут вызывать у Вас головную боль. Охот­но высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этими фактами!

3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезнен­ный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко необъек­тивны. Серьезная работа не для Вас. Людям — и на работе, и до­ма, и вообще повсюду — трудно с Вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в се­бе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к лю­дям. Наконец, подумайте о своем здоровье — такой «стиль» жиз­ни не проходит бесследно.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ

Педагогический такт проявляется с первой до последней минуты контакта с детьми. В течение всего дня, будь то заня­тие, прогулка, подготовка ко сну или другой режимный мо­мент. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоот­ношений педагога с детьми, способствует наибольшему вос­питательному эффекту. Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализ­ма. В основе педагогического такта лежит знание психоло­гии ребенка, уважение к его личности, чуткость, вниматель­ность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми.

Педагогический такт, деликатность, чувство меры необхо­димы в тех случаях, когда педагог не может сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не знает, как отреагировать на него.

Ниже приводится опросник, который позволит оценить степень сформированности такта как профессионального ка­чества педагога.

Сформирован ли у вас педагогический такт?*

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты ут­верждением «да» или отрицанием «нет».

1. Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам?

2. Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде?

3. Зависит ли ваше настроение от внешних причин?

4. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутрен­
нему беспокойству?

5. Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по
отношению к вам проявили несправедливость?

6. Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных
детей?

7. Легко ли вы впадаете в гнев?

* Тест приводится по кн.: Стапкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998. Тест модифицирован Р. Р. Калининой.

8. Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отноше­
нию к которым допущена несправедливость?

9. Общительный ли вы человек?

10. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете
чувства юмора?

11. Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?

12. Предпримете ли вы первым шаги к примирению?

13. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать во­
лю рукам?

14. Может ли трагический фильм так взволновать вас, что
на глазах выступят слезы?

15. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям?

16. Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюб­
ливаете, столь дружески, что он и не заподозрит о вашем
настоящем отношении к нему?

17. Очень ли вы переживаете от несправедливости?

18. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?

19. Удается ли вам при общении с людьми создавать опре­
деленное настроение?

20. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?

21. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?

22. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее
настороженно, недоверчиво, чем доверительно?

23. Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы
не думать о них постоянно?

24. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?

Обработка результатов. Подсчитайте количество положи­тельных ответов на вопросы 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10,11,12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23 и количество отрицательных ответов на вопросы 3, 5, 7,13,18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.

До 12 баллов. Первая стадия развития такта. Такт неустой­чив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педа­гогической эффективности.

13-16 баллов. Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако педагогу недостает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.

17—20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт становит­ся устойчивым педагогическим умением воспитателя. Легче устанавливается деловой контакт с детьми, но более сложно достигается контакт психологический.

21-24 балла. Четвертая стадия развития такта. Такт стано­вится привычкой, устойчивой чертой характера педагога.

Оценка профессиональной направленности личности воспитателя*

Методика была модифицирована автором данной книги Р. Р. Калининой; из нее убраны шкалы «Направленность на пред­мет» (методика предназначалась для диагностики професси­ональной направленности учителей школ) и «Мотивация одоб­рения».

Инструкция. В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей сте­пени. При этом возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего пове­
дения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего
поведения или присуще мне в минимальной степени.

* Тест приводится по кн.: Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельнос­ти. РнД, 1994.

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов отве­тов и пометьте его на ответном листе.

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

3. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться за­
конов морали.

4. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с ра­
бочим столом.

5. Люди говорят, что мне нравится делать все своим ори­
гинальным способом.

6. Окружающие считают, что на грубость я просто не спо­
собен.

7. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

8. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было
беспорядка.

9. Я подолгу анализирую свое поведение.

10. В компании я предоставляю другим возможность шу­
тить и рассказывать всякие истории.

11. Меня раздражают люди, которые не могут быстро при­
нимать решения.

12. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если дру­
гие это делают.

13. Мне очень нравится приглашать гостей и развле­
кать их.

14. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

15. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

16. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одино­
честве.

17. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят
этого.

18. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя
обманывать.

19. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком
много говорю.

20. Я избегаю общественной работы и связанной с этим
ответственности.

21. Окружающие считают мою семью интеллигентной.

22. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем
другие люди.

23. Если есть выбор, то я предпочитаю вместо занятия ор­
ганизовать для детей какое-нибудь развлечение.

24. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственнос­
ти, морали, этики.

25. Большинство людей, с которыми я бываю в компани­
ях, несомненно, рады меня видеть.

26. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответст­
венной административно-хозяйственной деятельностью.

27. Моя любезность часто не нравится другим людям,

28. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть
об этом.

29. Как правило, окружающие прислушиваются к моим
предложениям.

30. Я лроявляю активное участие в судьбе других.

Обработка результатов. Каждый ответ оценивается следую­щим образом:

1 балл — ответ, совпадающий с ключом,

О баллов — ответ, не совпадающий с ключом.

Опросник включает в себя три шкалы: общительность, ор­ганизованность, интеллигентность.

Каждый личностный параметр оценивается через сумми­рование оценок по группе вопросов. Максимальная оценка по каждому параметру составляет 10 баллов. Зона нормы на­ходится в пределах 3—7 баллов.

Ключ:

— общительность 16,46,76,106,13а, 1ба, 19а. 22а; 25а, 28а;

— организованность 2а, 5а,8а, На, 146,176,206,23а, 26а, 29а;

— интеллигентность За, 6а, 9а, 12а, 15а, 186,21а, 24а, 27а, ЗОа.

Наши рекомендации