Сигнальные системы действительности. развитие речи

На основе врожденных и приобретенных в онтргенезе функций кора больших по­лушарий обеспечивает совершенную организацию поведения организма. У чело­века 1/3 всей поверхности коры принадлежит тем зонам, которые приняли специ­фические функции: речь, письмо, интеллект и др.

Первая сигнальная система действительности — система условнорефлектор-ных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепто­ры конкретных, чувственно воспринимаемых (образных) раздражений, исходя­щих из внешней и внутренней среды. Эта сигнальная система действительности свойственна и животным, и человеку. У животных она является единственной системой, которая обеспечивает процессы адаптации к изменяющимся услови­ям внешней среды. У человека в силу общественного образа жизни и совместной трудовой деятельности сформировалась, по выражению Павлова, «чрезвычайная прибавка» к ВНД — вторая сигнальная система действительности. Это понятие было выдвинуто И. П. Павловым (1932 г.) для определения принципиальных раз­личий в работе головного мозга животных и человека.

Вторая сигнальная система действительности — свойственная лишь чело­веку, особая форма высшей нервной деятельности, система условных рефлексов на речевые, словесные сигналы (произносимые, слышимые и видимые).

 

Человек, в отличие от животных, обладает способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы (конкретно-образные раздра­жители —- зрительные, слуховые и т. д.); при этом слово, по выражению И. П. Пав­лова, становится сигналом сигналов. Таким образом, в отличие от животных, об­ладающих лишь конкретно-чувственным мышлением на базе первой сигнальной системы, человек способен еще и к абстрактно-логическому мышлению на базе второй сигнальной системы. Способность к обобщенному отражению явлений

сигнальные системы действительности. развитие речи - student2.ru и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в ок­ружающем мире.

Развитие цивилизации стало возможным благодаря формированию второй сигнальной системы, без которой человек не способен передавать знания, сози­дать искусство и науку.

Устная и письменная речь

Человек поднялся на высшую ступень эволюции благодаря глубокому анализу и синтезу своих «ручных» действий и движений речи. Речедвигательный анализ и синтез, по И. П. Павлову, составляет «базальный компонент» человеческого анализа и синтеза.

Звуковая речь как способность знаково-символического отражения предме­тов и явлений окружающего мира, собственных состояний с использованием раз­ных уровней обобщения является уникальной способностью человека.

Речь объединяет множество конкретных явлений и событий в отвлеченное, обобщающее их понятие, выраженное словом, легко передаваемое друг другу.

Устная речь позволяет людям непосредственно общаться, письменная — на­капливать знания, мысленная — думать и творить, благодаря этому человек спо­собен разумно планировать свою деятельность, что не могут делать животные.

Функции речи

Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Выделяют три ос­новные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Коммуникативная функция заключается в осуществлении общения между людьми с помощью языка. В коммуникативной функции выделяют функцию со­общения и побуждения к действию. При сообщении человек указывает на какой-либо предмет или высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. Побуди­тельная сила речи зависит от ее эмоциональной выразительности. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.

Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образо­вания. Человек осваивает язык в результате обучения. Какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания. Существует критический период для освоения языка: после 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается.

Регулирующая функция речи реализуется в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности.

Понятие высшей психической функции было введено Л. С. Выготским и раз­вито А. Р. Лурией. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.

Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаи­модействия между людьми, взрослым и ребенком. Один человек регулирует пове­дение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых

наибольшее значение имеет речь. Применяя к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек овладевает собственным поведением.

Программирующая функция речи заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от за­мысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе данного процесса лежит внутреннее программирование, которое осуществляется с помощью внутренней речи*. Внутреннее программирование необходимо не только для подготовки рече­вого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий. Программирующая функция речи нарушается при поражениях в передних отде­лах речевых зон: заднелобных и премоторных отделов левого полушария.

Центры речи

Среди корковых зон, ответственных за речь, особенно важное значение имеют центр Вернике (расположен в левой височной Доле мозга) и центр Брока (распо­ложен в нижней части левой лобной доли мозга). Центр Вернике называют также слуховым центром, его повреждение приводит к нарушению восприятия слов, т. е. словесной глухоте — человек все слышит, "но не понимает речи. Не понима­ет он и тех слов, которые произносит сам. В .результате его собственная речь не имеет смысла. Люди с таким нарушением не могут читать про себя и вслух, плохо воспринимают музыку, у них нарушается письменная речь.

Центр Брока представляет собой двигательный центр речи, при его разруше­нии нарушается речевая артикуляция. Человек понимает все услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова.

Наши рекомендации