Совершенствование педагогического мастерства
Особенностью процесса обучения в техническом университете является преобладание логического, когнитивного (познавательного) компонента, с усвоением знаний, приобретением навыков, способов познавательной деятельности (таблица ).
Таблица 3 – Характеристика процесса обучения
Вид деятельности | Содержание |
Планирование | Планы календарно– тематические |
Организация своей деятельности | Отбор содержания материала, подлежащего усвоению, дидактических материалов, наглядных пособий и материалов теме дисциплины |
Организация деятельности студентов и формирование мотивации | Постановка целей учебной работы и определение учебных задач; формирование положительной мотивации на принятие учебной задачи; организация сотрудничества и взаимодействия |
Стимулирование активности | Привлечение к теме, возбуждение любознательности и интереса, использовании технологии активного обучения, включение студентов в постоянную деятельность |
Контроль и регулирование | Наблюдение, контрольные вопросы, индивидуальное собеседование, письменные, устные опросы |
Анализ результатов | Выявление уровня знаний, установление уровня сформированности умений и навыков, выявление и исправление недостатков, подведение общего итога работы |
Дидактика, в свою очередь, предлагает понимание сути образования, раскрывает его закономерности, принципы, подходы, систему принципов и методов обучения, реализацию поставленной задачи.
Применение этих знаний на практике формирует педагогическое мастерство преподавателя и позволяет ему выработать со временем комплексы дидактических умений (методических, диагностических и др.), которые позволяют осуществить качественную подготовку специалистов. Определим общие положения этих комплексов.
Комплекс методических умений:
- определение эффективности технологий обучения и разработка адекватных методик в соответствии с целями и условиями, обеспечивающих наиболее высокие показатели в решении поставленных задач;
- адаптация обще дидактических положений к конкретному предмету обучения;
- информационное моделирование учебного процесса в связи с целями и конкретными задачами обучения, составом и структурой научного знания;
- технологическая разработка информационных структур в виде монологического изложения, в задачном исполнении, составление логико-структурных схем, преобразование учебной информации, ее анализ, обобщение, способы и средства введения учебной информации в процесс обучения;
- применение стимулирующих способов педагогического воздействия;
- контроль учебной деятельности (текущий, итоговый, письменный, устный, выборочный, фронтальный, репродуктивный, творческий);
- планирование учебного процесса на одном учебном занятии и в системе.
Комплекс психолого–педагогических умений:
- создание условий, стимулирующих познавательную активность студентов;
- осуществление коммуникативных методов в процессе обучения;
- применение педагогических приемов для формирования познавательной деятельности;
- разработка и применение индивидуализированных технологий, методов и приемов обучения;
- создание благоприятного психологического климата для осуществления образовательного процесса.
Комплекс диагностических умений:
- составление диагностических программ в виде задач, тестов, выполняющих роль обучающих средств;
- применение диагностических методик в учебно–педагогическом процессе в следующих характеристиках: комплементарность педагогических и учебных действий, эффективность конкретных технологий обучения;
- применение методик, направленных на выявление результативности учебно-педагогического процесса;
- применение методов для выявления уровня сформированности умений и навыков познавательной деятельности;
- внедрение в практику обучения методов самоанализа и самоконтроля;
- использование классических методик тестирования интеллектуальных операций, креативности и мотивации.