Педагогические инновации в учебном процессе: успехи и противоречия
Энциклопедический словарь по педагогике дает следующее определение категории инновации: инновация – создание нового, или усовершенствование старого итогового продукта либо технологического процесса, который используется в практической деятельности.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное соотношение передового педагогического опыта. Для желающего преподавателя включиться в инновационный процесс важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, в чем и каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым не является.
Оптимальность. Этот критерий эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств преподавателя и обучающихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует об ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности преподавателя.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается как критерий педагогических инноваций.
Коммуникативное поведение педагога
Речь педагога является определяющим фактором коммуникативного поведения педагога. Коммуникативное поведение не только процесс говорения, передачи информации, но и такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения преподавателя, которые влияют на создание эмоционально–психологической атмосферы, общения педагога и воспитанника, на характер отношений между ними, на стиль их работы.
Условия эффективности речи педагога
1. Соблюдение закона риторики, качество речи определяется качеством и количеством мыслей в ней в единицу занятого места и времени.
2. Осознание педагогической задачи и цели речевого общения.
3. Авторитетность преподавателя.
4. Эмоциональная окраска ситуации.
5. Убежденность и аргументированность.
6. Новизна идей и мыслей.
7. Выразительность – образность, яркость, эмоциональность.
8. Общая речевая культура – нормативное использование слов и речевых оборотов, нормативное построение речи и ее фонетическое воспроизведение.
9. Тон речи, характер мимики, жестов, сопутствующих речи.
Компоненты речевых способностей
1. Хорошая вербальная память.
2. Богатство лексики.
3. Правильный отбор языковых средств.
4. Логическое построение и изложение высказывания.
5. Умение ориентировать речь на собеседника.
6. Высокий уровень антиципации (влияние речи на слушателя).
7. Умение слушать.
Управление вниманием слушателей
1. Содержание речи должно соответствовать интересам и установкам аудитории.
2. Хорошая организация речи.
3. Интоннационное подчеркивание отдельных моментов речи.
4. Повторение наиболее важных мыслей.
5. Динамичность речи.
6. Яркая аргументация.
7. Умение поставить себя на место слушателей.
8. Наличие зрительного контакта.
9. Отработка текста в свободном речевом оформлении.
10. Восстановление и/или усиление внимания аудитории при помощи голосовых приемов, пауз, жестов, движений, вопросов, элементов диалога, дискуссий, наглядных средств, юмора.
Инновации в учебном процессе могут быть направлены на совершенствование обучающих технологий, содержания обучения, структур организации и управления. Инновации должны быть выстроены в логике проектной деятельности, апробированы и внедрены в практику. Это вызвано тем, что совершенствования учебного процесса должны носить постоянный характер и успешно встраиваться в требования времени.
В тоже время инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.
В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.
На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями студентов, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения.
В тоже время у многих преподавателей наблюдается нежелание их внедрять уже в хорошо отстроенный налаженный образовательный процесс.
В данном случае это можно охарактеризовать как когнитивный диссонанс в педагогическом опыте, вызванный конфронтацией в сознании противоречащих ценностей, знаний, мировозрений, идей, поведенческих установок или реакций эмоционального характера.
Связь между ригидностью мышления коллектива и нежеланием что-то менять — это боязнь рисков, проблем, которые нужно решать современными методами, ведь студенты меняются и те методы, что прекрасно работали в 1980-90-ых годах, уже неэффективны или вовсе бесполезны сейчас, в 2016. Изменилось сознание студентов, окружающая обстановка, моральные ценности, стереотипы воспитания в семье и общественное мнение, не говоря уже о повсеместной информатизации общества. В то время как система образования в силу своей инертности пытается осознать изменения, происходящее вокруг.
Исходя из этого можно выделить несколько противоречий, являющиеся, по сути, главными замедлителями прогресса существующей системы высшего образования:
1) Многие годы в систему образования не привносилось ничего кардинального нового и интересного, менялись лишь методики и способы восприятия, на которые ставились акценты при передаче информации, что породило некую «стагнацию» в образовании. Учебники, разработанные в прошедшие годы, на мой взгляд, не являются достаточно информативными и пригодными к обучению, в силу сложности повествования, некоторых неточностей и выражении одного авторского мнения по спорным вопросам.
2) Существующий порядок обучения не справляется с количеством информации и требованиями общества, возложенными на него. В итоге, на выходе из образовательного учреждения возникает потребность в переаттестации и повышении квалификации выпускника, что негативно сказывается как на положении высшего образования в обществе, так и на личностном отношении человека к получаемым знаниям.
3) Как известно, процесс внедрения инноваций, которые, в большинстве случаев, придумываются и продвигаются молодыми и энергичными людьми, не происходит вследствие их отсутствия в местах получения образования, т.к. учебным процессом руководят педагоги старой закалки, полагающиеся на свой опыт и проверенные книги, нежели на «безумные идеи» младшего поколения.
4) На данный момент, методика построения занятия и вкладываемые в него знания являются недостаточно эффективным способом передачи информации, ввиду крайней незаинтересованности студентов в получении знаний традиционным путем. В связи с этим, остро встает проблема повышения мотивации к процессу обучения среди них.
В связи с вышеперечисленными противоречиями, на сегодняшний день уже имеющимися в существующей модели образования, вытекают следующие проблемы, требующие пристального внимания и решения в ближайшем времени:
– стагнации, заключающейся в отсутствии новизны в процессе обучения.
– устаревания знаний, заключающегося в недостаточной скорости обновления существующей информации в процессе ее передачи от учителя к ученику, с помощью традиционных средств обучения.
– нехватки молодых преподавателей из-за низкой заработной платы и невозможности самореализации.
– незаинтересованности у молодёжи, заключающейся в отсутствии мотивации к обучению у студентов, вызванной неизменностью методики проведения каждого занятия.
Однако необходимо понимать, что сложившиеся противоречия выступают как движущие силы развития, которые стимулируют становление новой инновационной высшей технической школы и обоснование механизма разрешения возникших противоречий внешнего (общественного) и внутреннего (педагогического) характера. При реальном реформировании университета необходимо параллельно с развитием общественных институтов оперативно проводить переоценки в образовательной системе, ее целях и задачах.