I. Организационный момент. Где царствует фантазия

Речевая разминка.

Где царствует фантазия

Во всем своем всесилии?

Где все мечты сбываются?

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения?

II. Актуализация опорных знаний.

По дороге в Волшебный лес.

– Вспомните, где мы побывали в прошлый раз? (В пещере Эхо.)

– Кто из вас запомнил секрет пещеры? Проверим.

III. Объявление темы урока.

– От пещеры вправо еле приметная тропинка ведет в Цветочный город. Предлагаю и вам отправиться в город. Вспомните, кого мы там можем встретить? (Предположения детей с опорой на выставку книг.)

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с биографией писателя Н. Н. Носова.

Жизнь Николая Николаевича Носова так же интересна, как его книги. Родился он в Киеве в семье актера 23 ноября 1908 года. Вскоре семья, состоящая из матери, отца и двух сыновей, переехала в поселок Ипрень под Киевом. В школьные годы Носов мечтал быть музыкантом. Учился игре на скрипке. В старших классах готовился к поступлению на химический факультет. Но, закончив семилетнюю школу, он начал трудиться на кирпичном заводе, вывозил шлак из печи для обжига кирпича, то есть выполнял работу мусорщика. В свободное время он самостоятельно учился по программе средней школы. Было у Носова еще одно сильное увлечение – фотография. Носов все-таки поступил в Киевский институт, потом закончил и Московский государственный институт кинематографии. Н. Носов был режиссером мультфильмов, учебных картин.

Перед вами книги, герои которых живут в Цветочном городе. Тот, кто откроет книги про Незнайку и его друзей, подружится с ними навсегда.

2. Отрывок из произведения Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Читает учитель.

«…В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы ни лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.

В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата – Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш…».

– А как его звали? Отгадайте.

Целый день гуляю я

В городе Цветочном.

А друзей имею я

Миллион – уж точно!

В огромной шляпе голубой

Хожу, любуюсь я собой.

Каждый новый день со мной

Что-то происходит.

Каждый-каждый новый день

Чудеса приводит.

(Незнайка.)

«Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал...»

Смотрите, а вот и сам Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Я вышел к вам навстречу, чтобы проводить в наш Цветочный город. В этом городе из малышей я самый умный. Самый красивый, самый… Какой еще?

Учащиеся. Хвастливый!

Незнайка. Ничего подобного! Я – поэт. Не верите? Скоро узнаете. А пока я проверю, как вы умеете читать.

3. Работа по тетради (с. 19, № 1).

– Прочитайте строчки.

4. Работа по тетради (с. 20, № 2).

– Пройдись по лесенке сверху вниз, снизу вверх.

Незнайка. Вот мы и пришли в Цветочный город. Сейчас вы узнаете, какой я поэт.

5. Работа по учебнику.

Чтение сказки по цепочке с опорой на цветовые метки(коммуникативные УУД).

– Ребята, понравилась ли вам сказка?

– Она грустная или веселая?

– Хорошо или плохо закончилась сказка? (Для Незнайки – плохо.)

– Вы запомнили, про кого сочинил Незнайка стихи? (Про Знайку, Торопыжку, Авоську.)

– Как Незнайка объяснил, почему он многое в стихах выдумал? (Для рифмы.)

– Получилась ли рифма у начинающего поэта? (Да.)

Незнайка. Вы сами попробуйте подобрать рифму. Знаете, как это сложно!

6. Игры со словами.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Джона
Чиарди:

ОБ УДИВИТЕЛЬНЫХ ПТИЦАХ

На улице

Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нес,

На ящике

Написано:

«Игра».

Я два квартала

Шел за ним

(Поверьте, я не вру).

И, наконец,

Спросил его:

– А как играть

В игру?

Он улыбнулся

Вежливо,

Потом мне отвечал:

– Уверен,

Что такой игры

Еще ты не встречал.

Две птицы

Удивительных

Есть в ящике моем.

И если хочешь,

То с тобой

Сыграем мы вдвоем.

А чтобы мы

Могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих

Этих птиц

ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.

Поймать

Таких смешных пичуг –

Весьма нелегкий труд.

Недаром люди

Умные

Их РИФМАМИ

Зовут.

И вправду,

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх

За словом слово.

Одна достала

СловоГВОЗДЬ,

другая сразу –

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Одна достала

СловоГРУСТЬ,

Другая – фразу:

НУ И ПУСТЬ!

Одна достала

СловоСЛОН,

Другая –

ЗВОН и ТЕЛЕФОН.

– Теперь, –

Сказал мне человек, –

Пора и нам сыграть.

Я буду

Доставать слова,

Ты должен

РИФМОВАТЬ.

Достал он слово КОЧКА,

А я ответил: БОЧКА,

И СТРОЧКА, и СОРОЧКА,

И сразу два ЛИСТОЧКА,

И на прощанье – ТОЧКА.

...Мы с ним

Играли целый час

Похожими словами.

Теперь

Мы покидаем вас,

И вы играйте сами.

Правила игры. Один бросает мяч кому-нибудь и произносит какое угодно слово, например «мишка». Тот, кто поймал мяч, должен ответить в рифму: «книжка». Бросая мяч следующему игроку, он говорит новое слово, например «глаз». Поймавший отвечает: «Тарас». Кто за 30 секунд не успел придумать рифму, выбывает из игры, а мяч отдает соседу.

Можно провести игру в парах.

Например, слова для игры: скорей, готов, брат, луна, час, лето, соловей, сад, родник, взгляд, дело, порог и т. д.

– Что же такое рифма?

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.

I. Организационный момент. Где царствует фантазия - student2.ru Физкультминутка
НОЖКИ

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке...

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом, где мы живем:

«Ножки накрест» – опускайся

И команды дожидайся.

А когда скажу: «Вставай» –

Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

7. Продолжение работы.

Коммуникативные УУД:умениеслушать и понимать речь других.

– Получился ли из Незнайки поэт?

– Кот спросил: «Можно ли сказать, что главное в стихах – это рифма?» (Ответы детей.)

Вывод: в стихах помимо рифмы должен быть смысл, стихи не должны быть обидными.

– Кому посвятил Незнайка свое первое стихотворение? (Знайке.)

Прочитайте его.

– О ком написал Незнайка другие стихи? (О Торопыжке, Авоське, Пилюлькине.) Прочитайте их.

– Найдите в тексте слова, которые Незнайка срифмовал. Подчеркните их карандашом. (Речку – овечку, голодный – холодный, подушка – ватрушка.)

8. Работа в парах (коммуникативные УУД).

– Прочитайте отрывок по цепочке: цветные полоски делят текст на части.

Почитайте с соседом по парте ТОЛЬКО разговор Незнайки и Знайки. Где он заканчивается? Чьи слова лучше читать спокойно и уверенно? Чьи слова – с возмущением? Прочитайте еще раз выразительно.

Незнайке очень понравилась ваша работа. Помогите ему выполнить задание.

9. Работа по тетради (с. 20, № 3).

Ответ: комары.

– Почему не слоны, самолеты? (Это считалка, так как в начале есть счет: раз, два, три.)

10. Работа по тетради (с. 20, № 4).

Болоту – работу.

Пошел – нашел.

V. Итог урока.

Регулятивные УУД:контрольный итог деятельности.

«Что же должно быть в стихах, кроме рифмы? – спросил Кот». (Ответы детей.)

– Вы думаете, что не умеете сочинять стихи? Конечно, чтобы писать настоящие стихи, нужно родиться поэтом. Такие поэты, как Пушкин, Ахматова, – явление уникальное. Этому научиться нельзя. А вот играть в стихи может каждый. И это очень интересно.

Незнайка предлагает игру «Найди рифму».

ОРКЕСТР

Папа и мама ушли к дяде Косте.

У Саши и Вали – _______ (гости).

И придумали Саша с сестрою:

– Давайте устроим

Оркестр.

И устроили:

Валя – на _____ (рояле),

Юля – на _____ (кастрюле),

Лешка – на ____ (ложках),

Саша на трубе,

Представляете себе?

Кошка – в ______ (окошко),

Кот – под ______ (комод),

Дог – со всех ______ (ног)

наутек.

И на улицу.

И по всем этажам

Страшный шум, страшный _____ (гам).

Кричат во втором:

– Рушится _____ (дом)!

Провалился этаж! –

Схватили _______ (багаж),

Лампу, сервиз

И – ______ (вниз)!

Даниил Хармс

На этом наше путешествие в гости к Незнайке не заканчивается, на следующем уроке мы с ним встретимся еще раз.

Урок 14
РИФМА И СМЫСЛ

Страницы: (учебник) 30–31; (тетрадь) 21, № 5.

Цель деятельности педагога:создать условия для формирования понятия «рифма», развития чувства ритма, интонации; способствовать воспитанию интереса к значению слова, любви к литературному жанру «поэзия».

Планируемые результаты: личностные УУД:проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения; метапредметные УУД: регулятивные – понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные – выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); коммуникативные – понимают содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; предметные УУД: научатся находить средства художественной выразительности в тексте (рифмы), рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста.

Образовательные ресурсы: книги про Незнайку и его друзей; детали костюмов: шляпа для Незнайки, круглые очки для Знайки, смешные шапочки для Торопыжки и Авоськи и т. п.

Сценарий урока

Наши рекомендации