I. Организационный момент. Где царствует фантазия
Речевая разминка.
Где царствует фантазия
Во всем своем всесилии?
Где все мечты сбываются?
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения?
II. Актуализация опорных знаний.
По дороге в Волшебный лес.
– Вспомните, где мы побывали в прошлый раз? (В пещере Эхо.)
– Кто из вас запомнил секрет пещеры? Проверим.
III. Объявление темы урока.
– От пещеры вправо еле приметная тропинка ведет в Цветочный город. Предлагаю и вам отправиться в город. Вспомните, кого мы там можем встретить? (Предположения детей с опорой на выставку книг.)
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с биографией писателя Н. Н. Носова.
Жизнь Николая Николаевича Носова так же интересна, как его книги. Родился он в Киеве в семье актера 23 ноября 1908 года. Вскоре семья, состоящая из матери, отца и двух сыновей, переехала в поселок Ипрень под Киевом. В школьные годы Носов мечтал быть музыкантом. Учился игре на скрипке. В старших классах готовился к поступлению на химический факультет. Но, закончив семилетнюю школу, он начал трудиться на кирпичном заводе, вывозил шлак из печи для обжига кирпича, то есть выполнял работу мусорщика. В свободное время он самостоятельно учился по программе средней школы. Было у Носова еще одно сильное увлечение – фотография. Носов все-таки поступил в Киевский институт, потом закончил и Московский государственный институт кинематографии. Н. Носов был режиссером мультфильмов, учебных картин.
Перед вами книги, герои которых живут в Цветочном городе. Тот, кто откроет книги про Незнайку и его друзей, подружится с ними навсегда.
2. Отрывок из произведения Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Читает учитель.
«…В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы ни лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.
В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата – Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш…».
– А как его звали? Отгадайте.
Целый день гуляю я
В городе Цветочном.
А друзей имею я
Миллион – уж точно!
В огромной шляпе голубой
Хожу, любуюсь я собой.
Каждый новый день со мной
Что-то происходит.
Каждый-каждый новый день
Чудеса приводит.
(Незнайка.)
«Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал...»
Смотрите, а вот и сам Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, ребята. Я вышел к вам навстречу, чтобы проводить в наш Цветочный город. В этом городе из малышей я самый умный. Самый красивый, самый… Какой еще?
Учащиеся. Хвастливый!
Незнайка. Ничего подобного! Я – поэт. Не верите? Скоро узнаете. А пока я проверю, как вы умеете читать.
3. Работа по тетради (с. 19, № 1).
– Прочитайте строчки.
4. Работа по тетради (с. 20, № 2).
– Пройдись по лесенке сверху вниз, снизу вверх.
Незнайка. Вот мы и пришли в Цветочный город. Сейчас вы узнаете, какой я поэт.
5. Работа по учебнику.
Чтение сказки по цепочке с опорой на цветовые метки(коммуникативные УУД).
– Ребята, понравилась ли вам сказка?
– Она грустная или веселая?
– Хорошо или плохо закончилась сказка? (Для Незнайки – плохо.)
– Вы запомнили, про кого сочинил Незнайка стихи? (Про Знайку, Торопыжку, Авоську.)
– Как Незнайка объяснил, почему он многое в стихах выдумал? (Для рифмы.)
– Получилась ли рифма у начинающего поэта? (Да.)
Незнайка. Вы сами попробуйте подобрать рифму. Знаете, как это сложно!
6. Игры со словами.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Джона
Чиарди:
ОБ УДИВИТЕЛЬНЫХ ПТИЦАХ
На улице
Прохожего
Увидел я вчера.
Он ящик нес,
На ящике
Написано:
«Игра».
Я два квартала
Шел за ним
(Поверьте, я не вру).
И, наконец,
Спросил его:
– А как играть
В игру?
Он улыбнулся
Вежливо,
Потом мне отвечал:
– Уверен,
Что такой игры
Еще ты не встречал.
Две птицы
Удивительных
Есть в ящике моем.
И если хочешь,
То с тобой
Сыграем мы вдвоем.
А чтобы мы
Могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих
Этих птиц
ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.
Поймать
Таких смешных пичуг –
Весьма нелегкий труд.
Недаром люди
Умные
Их РИФМАМИ
Зовут.
И вправду,
Птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали
Вытаскивать
Наверх
За словом слово.
Одна достала
СловоГВОЗДЬ,
другая сразу –
ГОСТЬ и ТРОСТЬ.
Одна достала
СловоГРУСТЬ,
Другая – фразу:
НУ И ПУСТЬ!
Одна достала
СловоСЛОН,
Другая –
ЗВОН и ТЕЛЕФОН.
– Теперь, –
Сказал мне человек, –
Пора и нам сыграть.
Я буду
Доставать слова,
Ты должен
РИФМОВАТЬ.
Достал он слово КОЧКА,
А я ответил: БОЧКА,
И СТРОЧКА, и СОРОЧКА,
И сразу два ЛИСТОЧКА,
И на прощанье – ТОЧКА.
...Мы с ним
Играли целый час
Похожими словами.
Теперь
Мы покидаем вас,
И вы играйте сами.
Правила игры. Один бросает мяч кому-нибудь и произносит какое угодно слово, например «мишка». Тот, кто поймал мяч, должен ответить в рифму: «книжка». Бросая мяч следующему игроку, он говорит новое слово, например «глаз». Поймавший отвечает: «Тарас». Кто за 30 секунд не успел придумать рифму, выбывает из игры, а мяч отдает соседу.
Можно провести игру в парах.
Например, слова для игры: скорей, готов, брат, луна, час, лето, соловей, сад, родник, взгляд, дело, порог и т. д.
– Что же такое рифма?
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
Физкультминутка
НОЖКИ
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке...
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом, где мы живем:
«Ножки накрест» – опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай» –
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
7. Продолжение работы.
Коммуникативные УУД:умениеслушать и понимать речь других.
– Получился ли из Незнайки поэт?
– Кот спросил: «Можно ли сказать, что главное в стихах – это рифма?» (Ответы детей.)
Вывод: в стихах помимо рифмы должен быть смысл, стихи не должны быть обидными.
– Кому посвятил Незнайка свое первое стихотворение? (Знайке.)
Прочитайте его.
– О ком написал Незнайка другие стихи? (О Торопыжке, Авоське, Пилюлькине.) Прочитайте их.
– Найдите в тексте слова, которые Незнайка срифмовал. Подчеркните их карандашом. (Речку – овечку, голодный – холодный, подушка – ватрушка.)
8. Работа в парах (коммуникативные УУД).
– Прочитайте отрывок по цепочке: цветные полоски делят текст на части.
Почитайте с соседом по парте ТОЛЬКО разговор Незнайки и Знайки. Где он заканчивается? Чьи слова лучше читать спокойно и уверенно? Чьи слова – с возмущением? Прочитайте еще раз выразительно.
Незнайке очень понравилась ваша работа. Помогите ему выполнить задание.
9. Работа по тетради (с. 20, № 3).
Ответ: комары.
– Почему не слоны, самолеты? (Это считалка, так как в начале есть счет: раз, два, три.)
10. Работа по тетради (с. 20, № 4).
Болоту – работу.
Пошел – нашел.
V. Итог урока.
Регулятивные УУД:контрольный итог деятельности.
«Что же должно быть в стихах, кроме рифмы? – спросил Кот». (Ответы детей.)
– Вы думаете, что не умеете сочинять стихи? Конечно, чтобы писать настоящие стихи, нужно родиться поэтом. Такие поэты, как Пушкин, Ахматова, – явление уникальное. Этому научиться нельзя. А вот играть в стихи может каждый. И это очень интересно.
Незнайка предлагает игру «Найди рифму».
ОРКЕСТР
Папа и мама ушли к дяде Косте.
У Саши и Вали – _______ (гости).
И придумали Саша с сестрою:
– Давайте устроим
Оркестр.
И устроили:
Валя – на _____ (рояле),
Юля – на _____ (кастрюле),
Лешка – на ____ (ложках),
Саша на трубе,
Представляете себе?
Кошка – в ______ (окошко),
Кот – под ______ (комод),
Дог – со всех ______ (ног)
наутек.
И на улицу.
И по всем этажам
Страшный шум, страшный _____ (гам).
Кричат во втором:
– Рушится _____ (дом)!
Провалился этаж! –
Схватили _______ (багаж),
Лампу, сервиз
И – ______ (вниз)!
Даниил Хармс
На этом наше путешествие в гости к Незнайке не заканчивается, на следующем уроке мы с ним встретимся еще раз.
Урок 14
РИФМА И СМЫСЛ
Страницы: (учебник) 30–31; (тетрадь) 21, № 5.
Цель деятельности педагога:создать условия для формирования понятия «рифма», развития чувства ритма, интонации; способствовать воспитанию интереса к значению слова, любви к литературному жанру «поэзия».
Планируемые результаты: личностные УУД:проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения; метапредметные УУД: регулятивные – понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные – выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); коммуникативные – понимают содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; предметные УУД: научатся находить средства художественной выразительности в тексте (рифмы), рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста.
Образовательные ресурсы: книги про Незнайку и его друзей; детали костюмов: шляпа для Незнайки, круглые очки для Знайки, смешные шапочки для Торопыжки и Авоськи и т. п.
Сценарий урока