Совместная работа и ее организация (лектор и слушатели)
· позиция «МЫ», занятая оратором («Мы с вами», «Мы будем», «Нам необходимо»);
· апелляция к согласию («Я вижу, вы согласны, спасибо за отклик»); определение общей цели работы и констатация ее достижения («Мы сделали то, что планировали»);
· тихий голос оратора (доверие, его ощущение).
Правила работы оратора с наглядным материалом:
1. Определение местонахождения (не должен отвлекать внимания);
2. Предъявление наглядного материала и произнесение понятия одновременно (слово - образ);
3. Сопровождение демонстрации пластически, с помощью жестов, мимики, позы, движения);
4. Наглядный материал должен быть доступен каждому (видно, слышно);
5. Обращать внимание на детали демонстрируемого предмета или явления;
6. После демонстрации либо убрать, либо оставить на почетном месте (если не будет отвлекать внимания);
7. Организовать оперирование терминами, понятиями при использовании наглядного материала.
+ гигиенические, эстетические, этические требования к предмету демонстрации.
Речь учителя
Речь учителя должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания учащихся, а поэтому к ней предъявляются общекультурные, профессиональные педагогические требования.
Учитель несет ответственность за содержание, качество речи, ее последствия. Речь учителя является важным элементом педагогического мастерства.
Выражение «речь учителя»(равнозначное выражению «педагогическая речь»),как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога. Устная речь учителя - это речь, создаваемая педагогом в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи: чтения параграфа учебника).
Речь учителя должна обеспечить:
- общение в системе «учитель – ученик»;
- положительное воздействие учителя на сознание, чувства учащихся с целью формирования, коррекции убеждений, мотивов деятельности;
- звенья процесса обучения: восприятие, сознание, закрепление знаний без искажений;
- оптимальную организацию учебной и практической деятельности учащихся.
Ответственность учителя за выбор слов, выражений, интонации, жестов, движения остается в памяти учащихся в виде настроения, впечатления от встречи с учителем.
Требования к речи:
· правильность (нормативность, соответствие орфоэпическим нормам);
· выразительность (образность, эмоциональность, яркость);
· точность;
· доступность; речь должна быть понятна;
· логичность; убедительность.
Функции педагогической речи:
1) Передача информации без искажений (положительное интеллектуальное воздействие на сознание, чувства (осмысление), побуждение к размышлению, поступку (использование знаний в поведении):
- интонация;
- характер произношения слов.
2) Обеспечение оптимальной учебной деятельности (слушание учащимися, восприятие речи):
- логическое ударение;
- оптимальный темп;
- стиль общения;
- вера в возможности учащихся.
3) Обеспечение взаимоотношений в системе «учитель – ученик»:
- обращение - интонация
- приветствие - выражение лица
- предъявление требований - взгляд
- замечания, пожелания - жест
Убеждающее воздействие речи.
В связи с этим напомним, от каких факторов зависит воздействие речи:
Умение убеждать, логическое построение речи.
Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией.
Экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.
Использование вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дистанции общения, баланса «диагонали—вертикали».
Дискуссионные умения, или этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности.
Перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умением использовать наглядность.
По мнению признанных мастеров слова (писателей, общественных деятелей) хорошую речь характеризуют такие признаки:
Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д. И. Писарев писал: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».
Точность речи, то есть ее соответствие мыслям говорящего. Так как К. Федин писал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла».
Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Так Н. Г. Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей».
Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность отсутствие вычурности, «красивостей слога». Так, Л.Н.Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».
Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств. Так, М. Горький писал: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их».
Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. Так, М. Горький писал: «Если пишешь многословно, — это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь».
Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В. Г. Белинский писал: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л.Н.Толстой писал: «Язык должен быть живой».
Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Так, А. П. Чехов писал: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистевших звуков, избегаю их».
Как в любом искусстве и в любой науке, наилучших успехов в овладении речью могут достичь те педагоги, кто щедро наделен природой соответствующими дарованиями.
Говорить толково — реально для многих учителей. Говорить красиво, чаруя учеников своей убедительностью, — удел педагогов артистичных, которые словом делают то, что художник изображает кистью. Они «живописуют» с помощью богатства словаря и многообразия художественных приемов. Их речь всегда носит оттенок художественности. Она выразительна и неистерта. Во многих случаях красоту Речи можно объяснить индивидуальностью таланта определенной. Иногда бывает, что человек говорит не цветисто, а слушать его можно бесконечно.
Неординарные, духовно богатые личности владеют магией словесного общения. Ее источают их образ, манеры, поведение, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз. Какие-то токи, исходящие от таких личностей в то время, когда они произносят речь, проникают в души людей. Они управляют их эмоциями, возбуждая работу удивительного механизма человеческого восприятия.
Речевое мастерство.
Речевой артистизм — это яркая проявленность в речи личности педагога, умение творить в речи, вызывая у ребят эмоционально-чувственный отклик. Это ее энергетика, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, тонкое и уместное использование невербального языка. Поясним эти компоненты речевого артистизма.
Энергетика речи раскрывается в единстве манеры поведения и произнесения речи. Слушателям импонирует, когда говорящий не суетится, а эмоционально чеканит фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности используемых аргументов. Это оказывает максимальное впечатление на слушателей и располагает их к говорящему. На той психологической основе чаше всего и складывается доверие к педагогу.
Артистичный педагог создает вокруг себя эмоциональное биополе. Попадающие в него невольно включают свои эмоции, и это происходит в той направленности, которая обусловлена влиянием педагога. Чем ярче его личность по уму и культуре, тем сильнее у ребят ощущение, испытываемое от соприкосновения с педагогом. Рационально не всегда можно объяснить, в чем дело, но эмоционально дети сразу фиксируют исходящие от педагога токи добра, незаурядности, духовности.
Интенсивностьречи характеризуется посредством изменения темпа подачи информации педагогом. Следует помнить, что медленный темп речи, на первый взгляд, облегчает восприятие, но не дает стимула к непроизвольному вниманию, создает так называемую информационную пустоту. Но и слишком быстрый темп затрудняет постижение смысла сказанного, утомляет учеников и разрушает внимание. Педагогу следует искать «золотую середину», не зацикливаясь на одном темпе, взятом в начале урока.
Выразительность речи — это ее способность придавать массу оттенков мысли, отсутствие словесных штампов, художественная образность, богатство интонаций.
Множество интересных образов, которые «рождаются» иногда прямо на уроках, «рассыпано» на страницах книг артистичных педагогов.
Чем ярче эмоциональная отзывчивость человека, тем богаче его речь мелодичной выразительностью. Речь, лишенная должных мелодичных акцентов, бесчувственна. Интонацию не зря называют зеркалом нашей эмоциональной жизни, культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания.
Особо следует сказать о голосовой тональности: исследованиями установлено, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким. Учитывая эту закономерность, преподавателю следует позаботиться о постановке своего голоса, и в этом ему могут помочь специальные упражнения по актерской и педагогической технике. Для работы над интонацией полезно чтение вслух пьес по ролям, рассказывание историй разным слушателям с разной интонацией.
«Что значит "владеть классом"? — спрашивает В. Ф. Шаталов. Прежде всего, это искренняя заинтересованность, увлеченность рассказчика-учителя тем сюжетом, который он развивает. Сколько бы раз он ни повторял свое объяснение (пусть 20 лет!), оно должно звучать для ребят как откровение. И никак иначе! Ученикам подавай страсть, темп и неподдельное вдохновение... Путь к их уму лежит через чувство».
Невербальный язык — средство передачи информации с помощью невербальных (несловесных) знаков (позы, жеста, мимики, взглядов). Подробно об этом мы уже говорили, здесь же остановимся на проблеме жестикуляции и позы преподавателя, которые являются важными элементами его пластики.
Многие начинающие педагоги задаются вопросами «Что делать с руками?». «Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?» Вопрос целесообразнее сформулировать следующим образом: «Как руки могут мне помочь?» Дадим ряд советов. Не держите руки в карманах. Помните, что ваши жесты должны быть свободные и упругие, а не небрежные или вызывающие. Когда ребенок видит перед собой мечушуюся фигуру, это вызывает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова, С помощью пальцев можно пояснить нюансы. С помощью рук можно показать размеры предмета, указать на что-либо, подчеркнуть важность сказанного. Не забывайте, что руками можно попросить ребят сесть, приготовиться внимательно слушать, начинать работать, отдыхать и т.д. Прежде всего выделим умение учителя принимать «открытую позу»: ноги — на ширине плеч, одна чуть впереди другой; руки опущены или слегка согнуты в локтях; ладони раскрыты и направлены к аудитории; мимика выражает доброжелательность. «Открытая поза» способствует установлению контакта с детьми, так как весь внешний вид педагога говорит о стремлении и готовности к совместной работе.
Приняв «открытую позу», необходимо выбрать и оптимальную дистанцию общения, то есть наиболее благоприятное в психологическом плане расстояние, позволяющее избежать вторжения в личное пространство человека. Оптимальность дистанции определяется и другими характеристиками, такими, как доступность звукового и визуального восприятия
Эффект визуального имиджа опосредуется на основе впечатления о внешнем виде педагога. Внешний вид имеет существенное значение для приятия или неприятия его учениками (вспомним примеры А. Маркуши). Привлекательный внешний вид, элегантные манера обшения, доброжелательный открытый взгляд — все это оказывает позитивное значение на учеников еще до того, как учитель начал говорить.
Эффект первых фраз призван закрепить или скорректировать первоначальное впечатление ребят от стоящего перед ними педагога. Главным критерием эффекта первых фраз является заключенная в них интересная информация. Она может быть и не абсолютно новой, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами.
Эффект дискуссии. Назначение этого эффекта — поставить проему, интересную для ребят, «втравить» их в обмен мнениями по Поводу и умело дирижировать выступлениями.
Эффект воображения. Перед педагогом всегда стоит задача стимулировать мыслительную активность своих учеников. Одним из эффектных способов достижения этого является вызов воображения.
В заключение еще раз напомним: чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы; разнообразные тропы (метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты); использование коммуникационных эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира учителя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С. Л. Соловейчик писал: «Сейчас много говорят о техническом мастерстве учителя, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее... нравственный облик, манера общения и поведения учителя». Не забывайте об этом и... совершенствуйтесь!
Культура речи, ее компоненты.
Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых существенное место занимают культура и техника речи учителя, воспитателя.
Культура речи- степень совершенства устной и письменной речи, характеризующаяся соблюдением ее нормативности, выразительности, лексическим богатством, манерой вежливого обращения к собеседника и умением уважительно отвечать им.
Культура речи включает:
1.Грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений.
2.Лексическое богатство.
3.Выразительность, образность речи.
4.Техника речи:
- Полетность, звонкость голоса.
- Гибкость голоса, богатство интонации.
- Правильно выбранная сила голоса.
- Четкая дикция (отсутствие гнусавости, шепелявости и др.)
- Соблюдение необходимого темпа речи.
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое приходится приблизительно ¼- ½ части учебного времени. Процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация в задушевной беседе воспринимаются как фальшь и вызывают недоверие к педагогу.
Дыханиевыполняет физиологическую функцию- обеспечивает жизнедеятельность организма. Речевое дыхание называется фонакционным (от греческого phono- звук).
Последовательность обычного физиологического дыхания: вдох, выдох, пауза.
Фонакционное дыхание: вдох, пауза, выдох – звуки речи образуются при выдохе.
Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Организация дыхания имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и усовершенствования.
Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук- голос.
Причины нарушений голоса: повышенная ежедневная голосовая нагрузка, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового аппарата. После окончания рабочего дня педагог должен 2-3 часа избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее). Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище (слишком горячее, холодное, острые блюда, алкогольные напитки, табак).
Дикцияэто ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Для педагога четкость произношения- профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию детьми речи педагога. Активное участие в речи принимают язык, губы, мягкое небо, маленький язычок и нижняя челюсть - их можно и необходимо тренировать.
Голос как инструмент речи педагога.
Педагогическая техника - система сформированных профессиональных умений, позволяющих педагогу использовать свое тело как инструмент воздействия: голосом, пластикой, мимикой, костюмом создавать облик своего личностного «Я», яркий и пленительный образ.
Педагогическая техника требует длительного постоянного упражнения. Голос педагога - тончайший инструмент воздействия. Необходима интенсивная и целенаправленная работа над голосовым аппаратом.
- Голос как инструмент речи должен обладать интонационной выразительностью, слова должны быть наполнены отношением к явлениям, о которых идет речь.
- Мелодичность голоса педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в группе детей, на состояния ребенка и его отношения к предмету деятельности.
- Голос учителя должен быть сильным (не в громкости, а в энергии подачи звука).
- «Полетность» голоса - за счет свободного, легкого произношения звука.
- Умение ставить акцент в речи (указание на смысл).
Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук - голос.
ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСА ПЕДАГОГА
1) Сила звука (зависит от особой активности работы органов речевого аппарата). Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.
2) Важное условие слышимости голоса - полетность (способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость).
3) Гибкость, подвижностьголоса. Умение легко изменять голос, подчинять содержанию, слушателям. 3-5 нот в обычной речи, а голос можно изменять в пределах примерно двух октав.
4) Диапазон- объем голоса (границы: самый высокий - самый низкий).
Позволяет избежать однообразия и монотонности.
5) Тембр- окраска звука, яркость, мягкость, теплота, индивидуальность.
Экспериментально доказано, что низкие голоса (по сравнению с высокими) лучше воспринимаются детьми, больше им нравятся.
Очень высока заболеваемость голосового аппарата. Причинами могут быть:
- повышенная ежедневная голосовая нагрузка;
- неумелое пользование голосовым аппаратом (перенапряжение);
- врожденная слабость голоса;
- несоблюдение правил гигиены (ограничить употребление орехов, семечек, сдобы + молчание, хороший сон; питье, пища горячая, острая не должна быть; не переохлаждаться);
- после рабочего дня - 2-3 часа избегать продолжительных разговоров.
Чем более выразительна речь, тем она здоровее (монотонная речь утомляет мышцы). Вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски должна быть влажной. Нельзя быстро ходить в холодные дни после голосовой работы (учащается дыхание, больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути).
Блок 5. Имидж педагога и культура внешнего вида учителя
Функциональная роль внешнего вида учителя:
- показатель уровня воспитанности
- средство обеспечения контакта, общения
- эталон культуры внешнего вида современного человека
- показатель внутреннего психического состояния
Способы работы над внешним видом:
- создание своего образа
- наблюдение и творческое перенятие у других лучших элементов внешнего вида, поведения
- специфические упражнения на развитие мимики,
пантомимики
- контроль и коррекция осанки, манер, позы, жестов, походки, одежды и т.д.
ОСАНКА
- прямая
- умение сидеть прямо и свободно, руки свободно лежат на
столе
- подтянутость и собранность
2. ПОХОДКА должна быть:
- лёгкой, красивой
- естественной
- упругой
- с гибкими размеренными движениями
- ритмичной
ОДЕЖДА
- аккуратность
- скромность
- цветовая гармония
- соответствие одежды возрасту
- соответствие моде
- чувство меры в выборе украшений
ГРИМ (умеренность)
5. ПРИЧЁСКА (аккуратность)
МИМИКА
- выражение доброжелательности, спокойствия, уверенности
- взгляд при обращении направлен на собеседника
- эмоциональная выразительность
- соответствие выражения лица теме выступления
ПАНТОМИМИКА
- жесты уместны, ограничены, естественны
- походка прямая, ритмичная, лёгкая
- движения гибкие, размеренные, непринуждённые, отсутствие
скованности
- сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и
нервозности
- умение бесшумно встать и сесть
II. Культура педагогического общения:
1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении:
а) умение слушать собеседника;
б) умение задавать вопросы;
в) умение анализировать выступление;
г) умение первому установить контакт с другим человеком;
д) умение понять другого человека;
е) умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения.
2. Стремление к установлению зрительного контакта:
а) вы смотрите на собеседника (аудиторию);
б) умение видеть и понимать реакцию слушателей.
3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом, сообщением:
а) владение свободным, связанным произнесением речи перед слушателем;
б) внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести беседу, выступать;
в) умение передавать свое отношение к сообщаемому.
III. Саморегуляция:
Умение снимать лишнее напряжение, волнение.
Умение преодолевать в себе нерешительность перед выступлением.
3. Умение мобилизовать рабочее самочувствие.
4.Умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях.
5 . Умение создавать необходимое настроение.
IV. Культура речи:
1.Грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений.
2. Лексическое богатство.
3. Выразительность, образность речи.
4. Техника речи:
а) полетность, звонкость голоса;
б) гибкость голоса, богатство интонаций;
в) правильно выбранная сила голоса;
г) четкая дикция (отсутствие гнусавости, шепелявости и других дефектов);
д) соблюдение необходимого темпа речи.
Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты:
- индивидуальные характеристики,
- личностные,
- коммуникативные,
- деятельностные и
- внешнеповеденческие.
Блок 6. Педагогический такт в структуре педагогического мастерства
Педагогический тактпозволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми.
Педагогический такт позволяет определить личностно-ориентированную модель общения. Показать культуру общения.
Такт- нравственная категория. Тактичное поведение основывается на принципе гуманизма, а следовательно, в любых ситуациях нужно сохранять уважение к человеку.
Педагогический такт- профессиональное качество учителя, часть мастерства.
Уважение + требовательность (чрезмерная требовательность может привести к непослушанию, чрезмерная снисходительность - к грубости).
Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание).
Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности учащихся и подчеркивающий это в каждом удобном случае.
Доверие должно стать стимулом к работе учащихся (искренность, конкретная деятельность, контроль). Такт необходимо проявлять в различных формах взаимодействия в системе: «учитель - учению> (на уроке, во внеклассной работе, в досуговой деятельности).
Бестактность учителя может проявляться в грубых замечаниях относительно внешнего вида, ума, способностей учеников.
Оценка и проверка знаний(заинтересованность, внимательное слушание, выдержка). Во время ответа необходимо поддерживать улыбкой, взглядом, мимикой, кивком.