Характеристика физиологических особенностей учеников 5 класса
В возрасте 10 – 11 лет наблюдается самая низкая интенсивность физического развития мальчиков: они подрастают лишь на 2-3 см в год и поправляются на 1-2 кг, а девочки их опережают. Частота пульса несколько снижается до 78-84 ударов в минуту. Начинается процесс фиксации позвоночника за счёт определенного соотношения его костей и хрящевых элементов, и завершится он примерно в 12 лет [11, с. 74].
В 10 лет молочные зубы полностью заменяются постоянными, поэтому риск образования кариозных зубов резко возрастает. Если уже есть один такой зуб, то в 16-17 лет их уже будет 5, если же 2, то - 7-8, а если их больше 6-ти, то 9-10.
Начиная с 10 – 11 лет продолжают активизироваться процессы, которые можно отнести к своеобразному предисловию полового созревания. Это, прежде всего, изменения пропорций тела с приближением их к типично мужским (увеличение яичек) и женским (безболезненное увеличение молочных желез); появление и развитие вторичных половых признаков; перестройка деятельности различных органов и систем организма и т.д. Именно эти изменения и лежат в основе всех других процессов, которые будут продолжаться в течение 4-6 лет [11, с. 76].
Некоторые вторичные половые признаки могут развиваться раньше или позже обычного срока. У некоторых мальчиков появление волос на лобке и даже под мышками, увеличение яичек может начаться уже к десяти годам. Оценивая эти явления, необходимо обращать внимание на общее состояние организма ребёнка.
У детей одиннадцати лет, наконец, наступает пора полного полового созревания - пубертатный период. В процессе полового созревания у мальчиков растет и меняется форма гортани. Наибольшие изменения происходят с основными хрящами, какие его образуют. Щитовидный хрящ приобретает характерные для мужчин гортанные выступления ("кадык"): пластинки его сходятся не под прямым углом, как у девочек, а под острым.
Вследствие увеличения объема гортани и удлинения связи происходит модуляция голоса, примерно на одну октаву. Совершенно невозможно спрогнозировать, каким будет голос у мальчика после переходного периода.
Особого внимания у ребенка десяти-одиннадцати лет заслуживают изменения нервной системы.
Переходный возраст у детей. Ускоренный рост ребенка, его повышенная двигательная и нервно-психологическая активность ведут к усиленному обмену веществ, значительной напряженности в работе желез внутренней секреции и нервной системы.
Все это обусловливает чрезвычайную уязвимость, неустойчивость психики, различные отклонения в поведении. Чаще всего обращает на себя внимание изменения в отношении к учебе. Это выражается в равнодушии к урокам и оценкам, как следствие - портятся отношения с родителями и учителями, меняется круг общения ребёнка, появляются нежелательные знакомые. Причиной такого непредвиденного поведения, зачастую, является внутренний конфликт ребёнка, который начинает сталкиваться с различными социальными требованиями и новыми социальными ролями.
1.3. Особенности обучения учащихся 5-х классов на уроках по лёгкой атлетике
Дети с увлечением бегают, прыгают и метают мяч во время игр. Когда же преподаватель ведет обучение бегу, прыжкам и метаниям, то у учащихся нередко обнаруживается отсутствие должного внимания, неумение, а порой и нежелание действовать с необходимой энергией и собранностью. Почему дети энергично действуют в играх?
Это объясняется, прежде всего, тем, что во время игры учащиеся всегда стремятся к близким и конкретным целям — убежать и увернуться от водящего, поймать мяч и передать его игроку своей команды и т. д. Многократное достижение этих целей близких и конкретных в ходе игры в первую очередь и создает у учащихся радостное и активное состояние. Достижение целей в обучении бегу, прыжкам и метании требует длительной и упорной работы [5, с. 36].
Вполне понятно, что такие далёкие цели не привлекают в достаточной мере неподготовленных учащихся, не побуждают многих из них к должным умственным и физическим усилиям. Вот почему, обучая бегу, прыжкам и метанию надо последовательно, начиная с первых классов, приучать учащихся к достижению посредством физических усилий сначала близких, а в дальнейшем все более отдаленных целей.
В результате этого необходимо учитывать основные положения общего учебного процесса: физические упражнения, проводимые в виде игры, должны доставлять детям радость, только в этом случае они принесут весьма ощутимую пользу.
Упражнения подбираются так, чтобы при их выполнении ученики приобрели основные легкоатлетические навыки, предусмотренные учебными планами для различных возрастных групп учащихся.
В результате у учащихся вырабатываются привычки физической активности, т. е. привычки действовать целеустремленно, с полной энергией, производить большие физические усилия ради достижения поставленной цели. Давая учащимся вполне доступное задание (по степени трудности), необходимо убедительно его мотивировать:
* «Самый быстрый и ловкий выполнит это задание» — челночный бег 3 х 10 м;
* «Тот, кто обладает силой и прыгучестью, быстротой» выполнит дальше всех прыжок в длину с места [5, с. 41].
Ясно осознанная и привлекательная цель мобилизует ученика, побуждает его к активным действиям ради ее достижения. Поэтому преподавателю необходимо всегда заранее продумать, как и какие цели ставить перед учащимися на уроках физической культуры.
При этом необходимо учитывать особенности возраста и подготовленность учащихся.
Также необходимо поощрять старательных учеников похвалой, а отстающих побуждать к деятельности порицаниями, не забывая, однако, и хвалить при каждом проявлении с их стороны старания хорошо выполнить задание преподавателя, в результате чего учащиеся начнут серьезно относиться к урокам, понимать, что урок не игра, что здесь нужно не просто бегать, прыгать и т. д., но и учиться правильно выполнять эти действия.
Если учащийся во время бега, прыжка старается по указанию преподавателя дотронуться до мяча (или другого предмета) какой-либо частью тела, например, коленом при прыжке в длину, то предмет становится регулятором направления движений ученика.
Соприкосновение колена с мячом сигнализирует ученику, что он справился с заданием преподавателя, т. е. сильно произвел толчок одной ногой и энергично вынес бедро другой ноги вперед-вверх, благодаря чему и удалось достать коленом мяч. При неправильном выполнении упражнения колено не коснется мяча.
Если учащийся выполняет задание «бег по «узкому коридору», образованному двумя лежащими на земле канатами, линиями… и т. п., то при неправильной постановке стоп он заденет линию, «ограничитель движения», и поймет, что допустил ошибку.
Большинство игр, предусмотренных школьной программой, даётся для того, чтобы научить учащихся ловко действовать в коллективе, в непрестанно изменяющейся обстановке, согласовывать свои действия с действиями других играющих. В этом и заключается ценность игр.
Однако можно подобрать и такие игры, в которых учащиеся смогут успешно совершенствоваться в навыках, усвоенных на уроках при обучении бегу, прыжкам и метаниям [5, с. 97].
К таким играм относятся те, в которых повторяемое действие (например, метание) выполняется каждым играющим несколько раз подряд, а также игры, где повторяемое действие выполняется с использованием ограничителей или регуляторов направления движений.
Например, игра «К своим флажкам!» с определенным заданием. Раздать играющим малые мячи и предложить метать их определенным образом, например, у стенки в цель, чтобы мяч, отскочив, попал в руки игроку или метание по баскетбольному щиту и т. п., до тех пор, пока не последует команда «К своим флажкам!» или всевозможные эстафеты с пробегом по узким коридорам, что заставит учащихся прямолинейно ставить ступни ног.
Нужно помнить, что соревнования на достижение высоких практических результатов в беге, прыжках, метаниях на дальность всегда на первых порах вызывают у новичков разлад движений, бег становится напряженным, движения прыжка и метания утрачивают правильную координацию.
Это происходит потому, что во время соревнования учащиеся действуют в состоянии очень большого, порой огромного возбуждения.
Нужно постепенно приучать занимающихся к рациональным действиям в состоянии все большего и большего возбуждения. Поэтому не следует преждевременно вводить в уроки соревнования бег на скорость, прыжки на результат и метание на дальность.
При обучении основным движениям бега, прыжкам, метанию преподаватели сталкиваются с упорной, длительной работой в обучении. Порой детям не хочется, да и трудно выполнять эти виды движений, так как это требует больших затрат сил и энергии. А результат виден не сразу. Монотонность выполнения этих движений ослабляет интерес к ним.
Дети с удовольствием играют, так как результат игры виден сразу, их привлекает процесс соревнования и игровых действий, им нужна победа, к ней они идут, видя близкую цель: бросить мяч игроку, попасть в ворота, увернуться от противника, победить командой.
Элементы соревнования — это доступные детям двигательные действия, связанные с повышением эмоций и сосредоточенности внимания и направленные на лучшее или более быстрое выполнение двигательного задания [13, с. 89].
Их увлекает сам процесс деятельности команд, которые подаются в игре, которые применяются лишь для эмоционального побуждения к выполнению движения, также возникает интерес к правильности выполнения движения, к результату.
Самостоятельно ученики замечают и объясняют причины ошибок и неудач, пытаются помериться силой и ловкостью со сверстниками. Усиливается проявление самостоятельности и творческой активности в двигательной деятельности.
Элементы индивидуального и коллективного соревнования вносят разнообразие, оживляют повторные движения и вносят интерес к правильности выполнения. Поэтому в обучении бегу, прыжкам и метанию необходимо создать условия для достижения цели.
Элементы соревнования типа «кто дальше прыгнет», «кто первый добежит» стимулируют выполнение скорости двигательной реакции, скорости отдельных движений, частоты их повторения, вызывая эмоциональный подъем, способствуют в конечном итоге воспитанию быстроты.
Соревнования типа «победит тот, кто первый выполнит задание», «кто не уронит мяч» воспитывают организованность и дисциплинированность. Воспитанию ловкости помогают двигательные задания, в которые включены требования к координации движений (прыгать, отбивать мяч и одновременно поворачиваться), к последовательности выполняемых движений (довести мяч до черты и бросить в корзину).
Задания типа «кто сумеет перебросить мяч товарищу через обруч» содействуют выполнению движений на ограниченной площади, воспитывают чувство пространства и совершенствуют способность поддерживать равновесие.
Выиграет тот, кто дольше не собьется», «кто сделает больше бросков», «кто выпрыгнет выше вверх» - такие задания побуждают учеников повторять движение большее количество раз, позволяют постепенно увеличивать физическую нагрузку, способствуют воспитанию выносливости.
Задания типа «кто дальше бросит мешочек с песком», «кто кого перетянет» стимулируют проявление кратковременных скоростно-силовых напряжений, преодоление веса собственного тела, увеличивают силу мышц.
Задание «Кто придумает новое упражнение» (например, прыжок в длину с места вперёд из исходного положения, стоя спиной в направлении прыжка) — такие элементы соревнования стимулируют творческую активность детей [13, с. 94].
Казалось бы, нет ничего проще бега. Каждый бегал, играя со сверстниками. Особенно с удовольствием бегают дети младшего школьного возраста. Они играют друг с другом в игры, где не обойтись без бега. Но одно дело просто бегать, совсем другое — бежать грамотно.
Освоение беговой техники можно начинать с игровых упражнений:
1) стоя на правой ноге, руки на поясе, сделать свободные загребающие движения левой ногой (затем повторить упражнения, поменяв ноги) - «Лошадка»;
2) стоя на месте, туловище наклонено слегка вперед. Согнуть руки в локтевых суставах и сделать несколько движений вперёд-назад (медленно, затем быстрей). Имитация движений рук на месте (т. к. многие дети и взрослые при беге выполняют движения руками поперек тела);
3) делать упор на то, как должны бежать дети не нужно. Они будут стараться выполнить все ваши рекомендации и в итоге это может вызвать скованность движений, перенапряжение мышц. Поэтому необходимо давать пробежки в легком темпе 20–30 м, добиваясь ритмичной работы рук и ног [16, с. 52].
Во время бега необходимо обратить внимание:
* на касание земли только носками (бежать надо так, словно дорожка раскалена). Приземление на полную стопу снижает силу отталкивания и соответственно скорость;
* на постановку ступни;
* на движение рук (они должны передвигаться ритмично по направлению бега, а не поперек и наискосок тела, они все время должны быть согнуты в локтях под одним углом);
* на то, что не нужно сжимать пальцы в кулаки — это сделает бег скованным;
* ослабить внешнее напряжение и мимику (не нужно стискивать зубы и напрягать рот — это мешает ритмичному дыханию) [16, с. 57].
Для развития скорости важна не только работа ног, но и правильная работа рук. Это помогает сохранить равновесие и помогает управлять темпом бега. Двигаясь вперед, рука, сильно согнутая в локтевом суставе, доходит до середины груди, а кисть ее не поднимается выше подбородка.
При этом рука увлекает за собой туловище, которое поворачивается вокруг вертикальной оси. Движения туловища и рук позволяют активнее вынести вперед бедро маховой ноги. При обратном движении руки локоть движется точно назад. Полусогнутые кисти рук расслаблены. Методику обучения учащихся 5-х классов на уроках по лёгкой атлетике нужно проводить новым педагогическим методом, сочетая обучение легкоатлетическим навыкам с игровыми методами.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЧЕЛНОЧНОГО БЕГА У УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ НА УРОКЕ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ