Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка
Задачи:
· Дифференцировать признаки времен года (осень — весна, зима — весна, ранняя и поздняя весна).
· Развивать наблюдательность, умение всматриваться в окружающее, видеть сезонные изменения в природе.
· Совершенствовать сенсорные способности детей (слух, обоняние, осязание). Продолжать развивать умение воспринимать окружающее (вслушиваться в звон капели, ручья, голоса птиц, ощущать тепло солнечных лучей) и умение рассказать о своих ощущениях.
· Активизировать использование в словаре детей:
-названий весенних месяцев, времени суток, дней недели, закреплять временные представления (месяц — время года, день — неделя — месяц);
-сложных слов ледоход, садовод, закреплять умение объяснить образование этих слов;
-уменьшительных форм существительных с различными суффиксами (солнышко, ручеек, листочек, скворушка и др.);
-родственных слов (снег, снежок, подснежник; лед, льдины, ледоход и др.); закреплять умение выделять в них общую часть (корень).
· Закреплять понятия лиственное дерево, хвойное дерево.
· Развивать языковое чутье, продолжать учить детей понимать и объяснять переносное значение слов, их многозначность: идет (весна, человек, дождь, время, ледоход), оживает (природа, деревья, насекомые). Поощрять широкое употребление образных выражений при составлении рассказов, сказок, в свободной речи.
· Продолжать развивать у детей умения:
-использовать в речи глаголы, изменяя их по временам (просыпается, проснулся, будет просыпаться), числам (капель звенит, птичьи голосе звенят);
-применять приставочные глаголы с различными оттенками значений (подлетать ~ прилетать - перелетать; вить - свить; тает - оттаивает - подтаивает);
-согласовывать глаголы с именами существительными в роде, числе;
-подбирать качественные прилагательные к существительным, согласовывая в роде, числе и падеже, и использовать их в речи (холодная сосулька, быстрый ручеек);
-употреблять в речи относительные прилагательные (весенний день, весеннее солнышко);
-использовать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зелененький листочек, нежненький росток);
-использовать сравнительную степень прилагательных Солнце теплее. День длиннее. Ветер нежнее. Небо выше. Ночь ороче).
· Закреплять умение использовать в речи антонимы (осень -весна, теплее - холоднее и др.).
· Упражнять в согласовании порядковых числительных с существительными (Первая проталинка появилась на нашем участке. Второй день так ярко светит солнышко), в употреблении числительных в формах родительного и дательного падежа (Возле трех подснежников... К двум птичкам...).
· Закреплять и активизировать в речи детей употребление предложений всех усвоенных ранее типов.
Цель: Совершенствование связной речи.
Задачи:
· Продолжать развивать логическое мышление детей: умение рассуждать, делать выводы при сравнении времен года, устанавливать причинно-следственные связи между характером погоды, временем года и поведением людей, животных, птиц, определять последовательность событий («Сначала ..., а потом ...»).
· Учить пересказывать литературные тексты.
· Закреплять умение составлять:
-рассказы — описания весеннего пейзажа по личным наблюдениям, по картине, по своему рисунку, включая в них определения, образные выражения;
-рассказы по сериям сюжетных картинок и по одной сюжетной картинке;
-рассказы из собственного опыта («Огород на окне», «На прогулке», «Как мы делали скворечник» и др.);
-рассказы с установлением причинно-следственных связей, с грамматическим заданием (подбор определений, изменение лица и др.);
-рассказы по моделированию ситуации;
-творческие рассказы со сказочным и реальным сюжетом с инсценировкой.
· Продолжать учить запоминать и рассказывать стихи, диалоги, загадки по теме, соблюдая интонационно-смысловую выразительность
Тема: ГОРОД. ТРАНСПОРТ