Тема 4. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.
Вопросы:
1. Понятие и виды половых преступлений – общая характеристика.
2. Изнасилование – основной и квалифицированный составы.
3. Юридическая характеристика насильственных действий сексуального характера.
4. Понуждение к действиям сексуального характера – характеристика объективных и субъективных признаков.
5. Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.
6. Развратные действия – состав преступления и особенности квалификации.
Темы докладов
1. Насильственные половые преступления – характеристика объективных и субъективных признаков.
2. Объективная и субъективная сторона ненасильственных половых преступлений.
3. Групповые формы сексуального насилия.
4. Признаки субъекта и особенности личности преступников, совершивших сексуальное насилие.
Форма занятия – работа в малых группах.
Цель введения активных/интерактивных – обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие и признаки преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности; определить специфику общей противоправности; понять, в чем особенности составов преступлений данной группы; научиться определять правила разграничения со смежными составами преступлений. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять и анализировать проблемные вопросы применительно к отдельным группам уголовно-правовых запретов, предусмотренных главой 18 УК РФ.
Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: дать правовую оценку, т.е. квалификацию деяния:
Синяков, Марьин и Буткин пришли домой к Ремневой, где распивали с ней спиртные напитки, после чего предложили ей вступить с ними в половые отношения. Ремнева сказала, что согласна, если они заплатят ей по 50 долл. каждый. Синяков заплатил ей требуемую сумму и при всех имел с ней половое сношение. Марьин и Буткин платить отказались и попытались изнасиловать Ремневу, которая оказала им сопротивление. Лишь после того, как им пришел на помощь Синяков, который держал Ремневу за руки, Марьину и Буткину удалось изнасиловать ее. Ремнева за месяц до этого случая привлекалась к административной ответственности за проституцию.
Подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории.
По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.
Студенты работают в группе. Студенты делятся на четыре группы по 5-6 студентов. На общее задание отводится 15 минут.
1-я группа анализирует объективные признаки преступления.
2-я группа составляет характеристику субъекта преступления.
3-я группа рассматривает личность потерпевшего.
4-я группа субъективные признаки преступления.
После обсуждения и принятия решения представитель от каждой группы выдает решение, ответы оцениваются участниками других групп, т.е. самими студентами.
Форма представления студентами конечного результата – заключение.
Дидактическое /техническое оснащение: компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием схем: «Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности».
Приступая к изучению темы, целесообразно уяснить понятие соответствующей группы преступлений, определить пределы вмешательства государства в регулирование сферы половых отношений; выяснить содержание тех принципов половой морали, которые сегодня поставлены под охрану уголовного закона. Надо дать общую характеристику преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, провести их классификацию.
Анализируя составы изнасилования и насильственных действий сексуального характера, необходимо уяснить особенности объективной стороны данных составов (с одной стороны – сексуальное действие, с другой стороны – насилие или использование беспомощного состояния), определить момент окончания преступления. Следует обратить особое внимание па цель применения насилия, содержание угроз, на понятие беспомощности, на значение поведения потерпевшей (его) от преступления. Важно представить разницу в субъектах (исполнителях) рассматриваемых преступлений, надо уметь отграничивать эти преступления друг от друга, а также от иных преступлений (например, побои, причинение вреда здоровью, понуждение к действиям сексуального характера и др.). Важно уметь раскрыть квалифицирующие признаки этих преступлений с использованием рекомендованного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 11 «О судебной практике по делам, предусмотренным статьями 131 и 132 УК РФ».
Рассматривая составы половых преступлений против ненасильственных преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности личности важно внимание на законодательно установленные границы возраста потерпевших от этих преступлений. Главным признаком ненасильственных преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности личности является то, что законодатель поставил под особую охрану от сексуального развращения взрослыми лицами мальчиков и девочек, не достигших 16-тилетнего. При исследовании объективных признаков составов, предусматривающих ответственность за половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста и развратные действия, необходимо помнить, что данные составы имеют в виду ненасильственный способ совершения деяния, их специфика состоит в том, что они посягают на нравственные ценности подрастающего поколения.