Самостоятельная работа 30ч
2.1. Сущность педагогической деятельности | Семейное воспитание и педагогическая деятельность. Общая характеристика требований к педагогам | 1. Подготовить письменное сообщение. Вопросы: -в чем особенности педагогической деятельности родителей. -от кого зависит успех воспитания в семье. -в каких случаях пед. деятельность родителей терпит неудачу. -подберите примеры из произведений литературы о воспитании детей в семье, о роли отца и матери в духовном становлении ребенка. -обоснуйте свое мнение о необходимости родителям пед. знаний. 2. На основе изученной литературы написать сочинение «Воспитатель, которому я доверяю своего ребенка». | Честерфилд Ф. Письма к сыну. – М., 1978. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. – М.:, 1966. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М., 1987. Корчак Я. Все начинается с учителя | Письменная работа Сочине ние | |
2.2. Педагогическая деятельность как профессия | Признаки профессиональной педагогической деятельности. | Подготовить мультимедийную презентацию «Общая характеристика требований к педагогам, их социальная обусловленность». | Введение в педагогическую деятельность, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М.: Академия, 2000. 2. Деркач, А.А. Психология профессиональной деятельности: лекции «В помощь преподавателю» / ред.: А.А. Деркач; Рос. акад. гос. службы при президенте Р.Ф. – Изд.2-е, стер. – М.: РАГС, 2009. – 340с. 3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2008. – 383с 4. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова Веление в педагогическую деятельность [Текст] / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. – М.: Академия, 2008. – 157с. 5. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. – М., 1998. | Мультимедийная презентация | |
2.3. Общение как основа педагогической деятельности | Коммуникативные качества. Стиль педагогического общения | 1. На основе изученной литературы составить правила педагогического общения (заповеди). 2. Провести самодиагностику развития коммуникативных качеств по любой из методик, предложенных в учебном пособии А.С.Роботовой. 3. Составить план развития своих коммуникативных качеств в соответствии с развитием демократического стиля общения; 4. Выписать требования к искусству общения по А.А.Леонтьеву | Кан-Калик. Учителю о педагогическом общении. - М., 1983. 3. Петровский В.А. Учимся общаться с детьми. - М., 1993. 5. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. - Дубна, 1996. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. – М., 1983. Чистякова Н.Л. Психогимнастика. – М., 1993. Лабунская И.В. Невербальные средства общения. – М., 1989. | Письменная работа | |
2.4. Педагогические работники | Должностные инструкции педагогов ДОУ | Самостоятельно изучить вопросы: 1. Понятие о педагогических работниках. Классификатор педагогических работников (теоретическое сообщение преподавателя). 2. Специфика труда педагогических работников. Нормативы и оплата труда педагогических работников (работа с нормативными документами). 3. Требования к уровню квалификации педагогов. Аттестация педагогических кадров как условие дифференциации оплаты их труда. Льготы, предоставляемые педагогическим работникам (работа с нормативными документами). 4. Анализ должностных инструкций воспитателей, методиста, заведующего и других педагогов дошкольного образовательного учреждения. | Базовые локальные акты дошкольного образовательного учреждения: Сборник документов и материалов / Авт. – сост.: Т.А.Данилина, Зедгенидзе и др. – М.: АРКТИ, 2005. 2. Вифлеемский А.Б., Чиркина О.В. Трудовые отношения в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2003. 3. Маневцова Л.М. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2004. 5. Трудовой кодекс РФ. | Конспект | |
2.5. Профессиональная компетентность | Взаимосвязь понятий пед. компетентности, пед. мастерства, пед. культуры | 1. Сравнить высказывания различных авторов о пед. мастерстве. Какое произвело большее впечатление? 2. Провести самообследование по анкете «Профессия - педагог» 3. Написать эссе «Один день воспитателя в ДОУ», отразив как можно большее число функций, которые он должен выполнять | Маркова А.Н. Психология профессионализма. – М., 1999. Высказывания педагогов о пед. мастерстве (подготовленный материал). Анкета «Профессия - -педагог» | Письмен ная работа |
Контрольные вопросы и задания по модулю
1. Что является содержанием педагогической деятельности? Почему?
2. Можете ли вы доказать, что педагогическая деятельность – это всепроникающий вид человеческой деятельности? Постройте свою систему доказательств.
3. Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью?
4. В чем может заключаться, по Вашему мнению, педагогический дар врача?
5. Может ли тренер, лишенный педагогического дара вырастить хорошего спортсмена?
6. В чем, по Вашему мнению, заключается педагогическое влияние писателя на людей?
7. Как менялось отношение к детству на протяжении истории?
8. Почему гуманистическая парадигма образования определилась в конце XX века?
9 В чем особенности педагогической деятельности родителей.
10. От кого зависит успех воспитания в семье.
11. В каких случаях педагогическая деятельность родителей терпит неудачу.
12. Подберите примеры из произведений литературы о воспитании детей в семье, о роли отца и матери в духовном становлении ребенка.
13. Обоснуйте свое мнение о необходимости родителям педагогических знаний.
14. Какие признаки могут быть положены в основу разных классификаций профессий?
15. К какому типу профессий относится профессия «педагог»?
16. Какие противоречия, существующие в профессии педагога, Вам удалось выявить?
17. Какие функции выполняет педагог в дошкольном образовательном учреждении?
18. Какие профессионально-значимые качества личности воспитателя Вы можете назвать?
19. Приведите примеры профессий, относящихся к педагогическим.
20.Что представляет собой профессиографический метод изучения профессии? Имеет ли он свою историю?
21. Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные блоки профессионально-значимых качеств личности.
22. Как, по вашему мнению, можно развивать свои коммуникативные способности и умения?
23. Встречали ли вы педагогов, которые прекрасно знали свою науку, свой учебный предмет и все-таки не вполне справлялись с преподаванием? Почему, как вам кажется, это происходило?
24. Выпишите требования к искусству общения.
25. Проанализируйте свое устное выступление на занятии и ответьте на вопросы: Как вас слушали товарищи? Почему? Достаточно ли громко вы говорили? Вас не переспрашивали? Насколько эмоционально вы говорили? Пользовались ли Вы жестами, мимикой? Как вы это докажете? Пользовались ли вы записями? Чувствовали ли вы моменты, когда внимание аудитории падало? Почему это происходило? А когда вас слушали особенно внимательно? Чем отличается письменная речь от устной? Как, по вашему мнению, надо готовиться к устному выступлению?
26. Составьте план развития своих коммуникативных качеств в соответствии с развитием демократического стиля общения.
27. Что такое профессиограмма?
28. Что представляет собой профессиографический метод изучения профессии?
29. Что следует понимать под компетентностью? Под педагогической компетентностью?
30. Какова структура профессиональной компетентности педагога?
31. Что такое педагогическая техника?
41. Каким образом связаны педагогическая профессиональная компетентность, педагогическое мастерство и педагогическая культура педагога?