Образовательно ориентированное и проспектированное профессиографирование
Профессиография — это технологии изучения, опи-
сания и проектирования профессий с учетом психо-
физиологических, психологических и социаль-
но-экономических требований, предъявляемых про-
фессиональной деятельностью к работнику.
Результаты профессиографирования оформляют-
ся в профессиограмме, которая включает описание
условий труда, прав и обязанностей работника, необ-
ходимых знаний, умений и навыков, профессиональ-
но важных качеств, а также противопоказаний по со-
стоянию здоровья.
Важной составляющей профессиограммы являет-
ся психограмма — характеристика мотивационной,
волевой и эмоциональной сфер специалиста. Пси-
хо грамма — психологический портрет профессии,
представленный группой психологических функций,
актуализируемых конкретной профессией.
Разработка профессиограмм ведется на основе
следующих принципов:
• комплексного подхода в изучении профессио-
нальной деятельности;
• целенаправленного составления профессиограм-
мы, подчиненного достижению конкретной практи-
ческой цели;
• типизации и дифференциации профессиогра-
фических характеристик, отражающих типовые и
специфические признаки профессии;
• реального отражения состояния профессии в
конкретных социально-экономических условиях;
• учета перспектив профессионального роста и
карьеры;
• надежности, предполагающей описание про-
фессий в экстремальных и нестандартных условиях;
• научности (профессиограмма должна разраба-
тываться на основе системного, личностного и дея-
тельностного подходов)'.
В зависимости от целей профессиографии проек-
тируются различные профессиограммы. В профессио-
ведческой литературе представлены информацион-
ные, диагностические, прогностические, методиче-
ские профессиограммы2. Для предмета нашего изу-
чения важное значение приобретают образователь-
но ориентированные и проспектированные профес-
сиограммы. Рассмотрим их.
См.: Гарбер Е. И. Методика профессиографии / Е. И. Гарбер,
В. В. Козача. — Саратов, 1992.
См.: Иванова Е. М. Основы психологического изучения про-
фессиональной деятельности. — М., 1997. — С. 81-90.
2.48 •> .
Образовательно ориентированное профессиографи-
рование. В основу данного вида профессиографиро-
вания положена идея о субъектности профессии: но-
ситель профессии является подлинным субъектом
деятельности и характеризуется рядом специфиче-
ских признаков. Исследователи образовательно ори-
ентированного профессиографирования определили
его сущность и технологии проектирования профес-
сиограмм1.
Элементы профессиограммы выполнены в блоч-
но-модульном варианте, что обеспечивает реализа-
цию принципов гибкости, вариативности, техноло-
гичности и многоаспектности ее использования.
Блочно-модульная структура позволяет наполнять
профессиограмму необходимыми модулями профес-
сиональной и социальной компетентности в зависи-
мости от статуса образовательного учреждения, це-
лей и задач профессионального образования, требуе-
мого уровня квалификации.
Блок «Паспорт профессии» включает краткие све-
дения о наименовании профессии и специальностей,
кодификации, профессиональном направлении, на-
значении профессии и уровне профессионального
образования.
Блок «Основной объект (сфера) профессии» содер-
жит сведения о типе профессии: «человек — приро-
да», «человек — человек», «человек — техника», «чело-
век — знаковая система», «человек — художественный
образ», о ведущих объектах профессии (значимых
функциях и особенностях объектов профессии). Со-
держание этого блока является отправной точкой,
основой, на которой базируется содержание всех
остальных блоков профессиограммы.
' См.: Образовательно ориентированный подход к профессиогра-
фии / В. В.Бажутин, 3. 3. Кирилова, Н. В. Крохина и др. — Ека-
теринбург, 1997.
Блок «Ключевые ценности профессии» включает в
себя сведения о совокупности значимых, ведущих
профессиональных принципов личности, особых от-
ношений к предмету профессии.
Блок «Предметно-профессиональная компетент-
ность» содержит характеристику профессиональной
среды как полисистемного образования. Специалист
должен иметь полное и системное представление о
том, к какой сфере относится профессия, на какие
основные объекты она направлена, что собой пред-
ставляют эти объекты, какое значение имеет в этой
сфере результат или продукт труда, в чем состоит ре-
зультат труда, каково исходное состояние предмета,
на который направлено воздействие с целью получе-
ния результата, каков характер воздействий, в каком
порядке, какими средствами и в каких условиях они
осуществляются. Поэтому в профессиограмме учи-
тываются взаимосвязи результата труда, исходного
предмета труда, средств производства и процесса
производства.
Блок «Социально-профессиональная компетенция»
отражает следующие направления субъектности лич-
ности:
• развитие мыслительного потенциала;
• возможности саморегуляции и саморазвития
личности;
• направленность личности на «стратегию успе-
ха»;
• гибкость и мобильность личности в рыночных
условиях.
В профессиограмме предусматриваются и вопро-
сы экологической, правовой и экономической куль-
туры.
Блок «Специальные психофизиологические требова-
ния» отражает требования к психофизиологическим
особенностям работника, обусловленные профес-
сией: медицинские противопоказания, требования к
полу, возрасту, уровню развития анализаторов, сани-
тарно-гигиенические требования.
Каждый блок состоит из модулей, модуль — из мо-
дульных элементов, а последние — из модульных еди-
ниц. Модульные составляющие профессиограммы
являются относительно самостоятельными органи-
зационно-содержательными единицами, соответст-
вующими определенным компонентам профессио-
нальной деятельности.
Модульные составляющие профессиограммы
имеют единую структуру. Любой модуль включает:
• наименование модуля (модульного элемента
или модульной единицы);
• уровень профессиональной подготовки;
• шифр;
• параметры профессии (характеристики, содер-
жательно раскрывающие описываемый компонент
профессии);
• степень овладения параметрами профессии
(показатели, характеризующие подготовленность ра-
ботника к выполнению профессии по описываемому
компоненту);
• критерии оценки достижений (признаки, по
которым устанавливается уровень подготовленности
специалиста).
Профессиограмма имеет многофункциональное
назначение и предназначена для научно обоснован-
ного отбора содержания образования, разработки си-
стемы входного и итогового контроля качества под-
готовки выпускника и механизмов диагностики его
профессиональной подготовленности, обеспечения
мониторинга профессионального становления лич-
ности специалиста.
Проспектированное профессиографирование. Дан-
ный вид профессиографирования отражает динами-
ку профессионального развития специалиста и про-
фессионала.
Система профессионального образования в Рос-
сии основывается на образовательных стандартах.
Международная организация труда рекомендует
строить образование на основе профессиональных
стандартов, которые отвечали бы потребностям мо-
лодежи и взрослых в получении профессиональной
подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях
квалификации и компетенции. Реализация этого по-
ложения обусловливает необходимость проспекта -
рованного профессиографирования.
Основываясь на концепции профессионального ста-
новления личности, мы разработали модель проспекти-
рованной профессиограммы. Ее назначение — проектиро-
вание профессионального роста специалиста, область
применения — аттестация персонала, профконсульти-
рование, оказание помощи службам занятости.
Рассмотрим основные положения этого типа
профессиографии. Существенная особенность дан-
ного подхода заключается в проектировании про-
фессиограммы, отражающей динамику изменения
ведущей деятельности и личности на разных стадиях
профессионального становления: оптации, профессио-
нального образования (подготовки), профадаптации,
первичной и вторичной профессионализации и мас-
терства.
На каждой стадии приводятся следующие струк-
турные составляющие деятельности:
• конкретные виды деятельности, направляемые
стратегическими целями и мотивами;
• профессиональные действия, направляемые
тактическими целями;
• способы осуществления действий в конкрет-
ных условиях и оценка их результативности.
Эти структурные компоненты деятельности явля-
ются основой для выделения профессиональных
функций специалиста: мотивирующей, целевых и
операционных. Реализация профессиональных функ-
ций приводит к развитию основных подструктур лич-
ности специалиста: профессиональной направленно-
сти, профессиональной компетентности, профессио-
нально важных качеств и психофизиологических
свойств.
Приведем схему проспектированной профессио-
граммы.
1. Паспорт профессии:
• тип профессии и ее отраслевая принадлеж-
ность;
• уровень образования и ступени (категории)
квалификации;
• смежные специальности и профессии;
• социально-профессиональные ограничения.
2. Подготовка кадров:
• форма и уровни профессионального образова-
ния и подготовки кадров;
• уровень получаемой квалификации;
• перспективы профессионального роста и карь-
еры.
3. Характеристика ведущей деятельности на каж-
дой стадии профессионального становления'.
• функции;
• конкретные виды деятельности;
• типовые профессиональные задачи;
• профессиональные умения.
4. Проспектированная психограмма на каждой ста-
дии профессионального становления:
• ведущая деятельность;
• основные подструктуры субъекта деятельно-
сти:
• профессиональная направленность;
• профессиональная компетентность;
• профессионально важные качества (ключевые
квалификации);
• профессионально значимые психофизиологи-
ческие свойства;
• психологическая характеристика каждой под-
структуры личности.
5. Санитарно-гигиенические условия труда:
• режим труда;
• нервно-психическая напряженность;
• сенсомоторная и перцептивная сферы;
• медицинские противопоказания.
Области применения рассмотренных профессио-
грамм: профконсультация и профориентация,
профотбор и профподбор, аттестация и проектирова-
ние карьеры, образование и повышение квалифика-
ции.
Профессиография является действенным средст-
вом обобщения исследований деятельности и субъ-
екта труда для решения широкого круга практи-
ко-ориентированных задач психологии профессио-
нального образования.
Образовательно ориентированная профессиогра-
фия может быть использована в следующих областях
деятельности:
• определение содержания профессионального
образования и разработка образовательно-програм-
мной документации;
• проектирование технологий профессионально-
го обучения, воспитания и развития обучаемых,
определение оптимальной организации учебно-про-
изводственной среды, конструирование техни-
ко-технологических и информационных средств
обучения и контроля его результатов, а также отбора
и разработки методов диагностики профессиональ-
ной подготовленности;
254 »
• осуществление профессионального консульти-
рования и профотбора оптантов;
• аттестация профессионально-педагогических
работников образовательных учреждений, лице-
нзирование и сертификация учебных программ;
• проектирование новых учебных профессий,
специальностей и специализаций.
Проспектированное профессиографирование
целесообразно использовать при проектировании
непрерывного профессионального образования,
определении содержания и технологии повышения
квалификации и переквалификации. Проспекти-
рованные профессиограммы являются норматив-
ной базой для осуществления мониторинга про-
фессионального развития, разработки психологи-
ческого сопровождения профессионального ста-
новления, роста и карьеры личности специалиста.
Глава 4