Требования к организации практики
Порядок организации, проведения и подведения итогов практики определяется Положением о практике студентов, курсантов, слушателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2010 г. № 860, и Инструкцией о порядке и особенностях прохождения практики студентами, которым после завершения обучения присваиваются педагогические квалификации, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 марта 2012 г. № 24.
Основанием для прохождения учебной практики является приказ ректора БГПУ. Ответственность за организацию практики несут факультетский руководитель практики и заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования, контроль осуществляет декан факультета начального образования.
Научно-методическое руководство практикой осуществляет кафедра педагогики и психологии начального образования.
Учебная ознакомительная практика проходит на базе 1 – 4 классов учреждений образования г. Минска разных видов (средних школ, начальных школ, гимназий). Для непосредственного руководства практикой от организации привлекаются педагоги, имеющие первую и высшую квалификационные категории. Для прохождения практики на базе учреждения образования студенты распределяются по подгруппам (до 7 человек в один класс).
Во время прохождения практики студент под контролем непосредственного руководителя практики от организации выполняет программу практики и отражает ход ее выполнения в дневнике прохождения практики (приложение 1). В первый день практики студенты составляют индивидуальные планы прохождения практики (приложение 2); во время практики студенты посещают все уроки учителя, фиксируют его деятельность в дневнике прохождения практики; собирают материал для педагогической копилки (образцы наглядности, раздаточный материал, физкультминутки, разработки внеклассных мероприятий и уроков по предметам начальной школы (в том числе открытых уроков типа «Мастер-класс» и т.д.)); осуществляют сбор методического материала для курсовой работы; выполняют задания по педагогике и психологии; разрабатывают в составе подгруппы сценарий праздника или другого воспитательного мероприятия (в соответствии с планом воспитательной работы учителя). Во время перемен студенты проводят с учащимися подвижные игры, на уроках – физкультминутки.
Время работы студента-практиканта в школе составляет 6 ч в день.
Форма контроля – дифференцированный зачет. В течение первых двух недель после окончания практики студент сдает дифференцированный зачет руководителю практики от кафедры.
Заместитель директора по учебной работе или лицо, осуществляющее руководство практикой от организации:решает организационные вопросы по данному виду практики (прием студентов, распределение их по классам к опытным учителям, которые назначаются приказом руководителя организации); осуществляет контроль за работой студентов и учителей (вместе с руководителем практики от кафедры), оказывает помощь в проведении уроков и внеклассных занятий; дает разрешение на проведение фрагментов пробных уроков, зачетных игр, физкультминуток, воспитательных дел, тестирования и психолого-педагогического исследования учащихся; организует и участвует в проведении итогового совещания.
Руководитель практики от кафедры педагогики и психологии начального образования (по педагогике): участвует в курсовом собрании по организационно-методическим вопросам; распределяет студентов по классам; утверждает индивидуальные планы прохождения практики студентов, контролирует их выполнение; присутствует на уроках; обучает студентов умениям наблюдать и фиксировать различные аспекты педагогической деятельности учителя; проводит лабораторные занятия; организует наблюдение студентами всех типов уроков; осуществляет методическое руководство деятельностью студентов: консультирует и контролирует по ведению дневника прохождения практики, организации и проведению подвижных игр с учащимися на переменах, выполнению заданий по педагогике; по окончании практики проверяет дневники прохождения практики; оказывает помощь студентам в подготовке докладов; проверяет и оценивает отчетную документацию студентов и принимает дифференцированный зачет; сдает итоговую ведомость руководителю практики от факультета; участвует в итоговом курсовом собрании.
Непосредственный руководитель практики от организации: принимает участие в инструктивном совещании по практике в учреждении образования; привлекает студентов-практикантов к изготовлению наглядных пособий, проведению фрагментов уроков; проводит внеклассное воспитательное мероприятие; принимает участие в итоговом совещании по практике в учреждении образования; содействует в проведении психолого-педагогического исследования учащихся; помогает подобрать методический и другой практический материал в педагогическую копилку студента; содействует в сборе психолого-педагогического экспериментального материала по курсовой работе; совместно с руководителем практики от кафедры организует устный анализ студентами на выбор 7 уроков («Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Человек и мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье») (приложения 6 – 8) и оценивает по 10-балльной шкале с комментированием (отметка с подписью ставится в дневник прохождения практики после записи данного урока); оценивает деятельность студентов-практикантов.
Руководитель практики от кафедры педагогики и психологии начального образования (по психологии): принимает участие в курсовых собраниях; консультирует студентов по вопросам общей, возрастной и педагогической психологии, психологической диагностики; оказывает методическую помощь студентам по выполнению заданий, определенных программой практики; присутствует на уроках, обучает студентов умениям наблюдать и фиксировать различные аспекты психологической деятельности учителя; проводит лабораторные занятия по психологии; оказывает помощь студентам в подготовке докладов к итоговому курсовому собранию; проверяет и оценивает отчетную документацию студентов по психологии, представляет ее руководителю практики от факультета.
Содержание практики
Содержание заданий по педагогике
Задание 1. Осуществить протокольную запись уроков
Каждый студент должен посетить все уроки учителя определенного класса и осуществить их протокольную запись в дневнике прохождения практики (приложение 3). При этом необходимо соблюдать следующие требования:
1. Фиксировать общие сведения: дата наблюдения, класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя и отчество учителя, количество учащихся, присутствующих на уроке.
2. Записывать тему и цели урока, выяснять тип урока (урок объяснения нового материала; урок повторения, комбинированный урок и др.).
3. Отмечать готовность к уроку:
санитарно-гигиеническое состояние классной комнаты;
подготовка классной доски и наглядных пособий, ТСО;
состояние рабочих мест учащихся;
психологическая готовность учащихся к уроку.
4. Выделять этапы урока, виды деятельности учащихся, методы и приемы, используемые педагогом.
Задание 2. Проанализировать организационные условия обучения и воспитания младших школьников
План анализа организационных условий обучения и воспитания младших школьников:
расписание занятий;
рассадка учащихся в классе;
организация перемен;
организация питания учащихся в буфете, столовой;
контроль учителя за состоянием здоровья учащихся, их самочувствием;
проведение физкультминуток на уроках;
использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время;
наличие графика проведения контрольных работ в классе.
Задание 3. Проанализировать учебно-программную документацию и учебные издания для I ступени общего среднего образования
Проанализировать, как отражены в учебно-программной документации (учебном плане и учебных программах) особенности и тенденции развития современной школы, насколько соответствуют учебные программы и учебники педагогическим требованиям: целям и задачам образования, принципам научности, систематичности, доступности, наглядности, преемственности обучения (на примере одного учебного предмета).
Задание 4. Проанализировать, как реализовал учитель принципы обучения в своей практической деятельности
Подробно проанализировать, как реализовал учитель принципы обучения (на примере двух принципов, выбранных студентом):
– сознательности и активности;
– доступности;
– научности;
– воспитывающего обучения;
– индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;
– наглядности;
– развивающего обучения;
– систематичности и последовательности;
– связи теории с практикой.
При выполнении данного задания осуществляется протокольная запись нескольких уроков по схеме (приложение 3).
Задание 5. Проанализировать методы обучения
На основании анализа протокольной записи наблюдаемых уроков выделить 3 – 4 метода обучения: беседа, объяснение, упражнение, рассказ, игра, наблюдение и др. (приложение 4). Проанализировать их с точки зрения целесообразности использования на определенном этапе урока, реализации дидактических принципов, развития познавательной активности учащихся.
Задание 6. Осуществить дидактический анализ урока
Осуществить дидактический анализ одного урока по определенному плану (приложения 6 – 8).
Задание 7. Определить структуру и характерные особенности уроков различных типов
Выделить разнообразные типы уроков (урок объяснения нового материала; урок повторения, закрепления знаний; комбинированный урок; контрольный урок; интегрированный урок; нестандартный урок); определить их структуру и характерные особенности. Оценить эффективность организации деятельности учащихся на каждом из этапов урока (на примере 4 – 5 уроков) (приложение 5).
Задание 8. Проанализировать фрагмент плана воспитательной работы
Внести в дневник прохождения практики фрагмент плана воспитательной работы учителя начальных классов. Проанализировать его, используя схему анализа плана воспитательной работы учителя начальных классов (приложение 9). Посетить и сделать протокольную запись одного факультативного занятия и воспитательного мероприятия.
Задание 9. Разработать и провести воспитательное мероприятие
Принять участие в разработке подгруппой и организации совместно с учителем воспитательного мероприятия.
Содержание заданий по психологии
Задание 1. Изучить структуру межличностных взаимоотношений младших школьников
Изучить структуру межличностных взаимоотношений младших школьников в исследуемом классе с помощью социометрического эксперимента:
определить критерий выбора партнера и число выборов;
на основании полученных данных составить социоматрицу;
установить статус учащегося начальных классов, его положение в системе межличностных отношений как меру его психологического влияния на других членов учебной группы. Показатель статуса более 0,55 следует считать хорошим. Статус вычисляется по формуле St=∑m / 2(n-1), где ∑m – сумма оценок, полученных одним членом группы; n – число членов группы;
определить групповой коэффициент взаимности (Кв), который свидетельствует о контактной сплоченности учащихся: чем больше взаимных выборов, тем больше сплоченность учебной группы (вычисляется по формуле Кв=B / 3n, где В – число взаимных выборов в группе);
установить групповой коэффициент коммуникативности (Кк), который используется для характеристики межличностных связей, чем ближе он к 1, тем лучше может быть охарактеризована группа, и если он меньше или равен 0,2, то можно предполагать возможность коммуникативного барьера по причине ненормального отношения между членами группы (вычисляется по формуле Кк=Пк / n, где Пк – число членов группы, вошедших в микрогруппы);
выявить удельный вес изолированных членов учебной группы (вычисляется по формуле Ки=Пи / n, где Пи – число изолированных членов группы, которые не получили ни одного выбора);
определить коэффициент самооценки учебной группы (вычисляется по формуле Кс= С / П, где С – сумма оценок удовлетворенности учебной группой всех ее членов);
изучить психологический климат как относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в учебном коллективе. Если Кбпк ≥ 0,65, то можно предположить благоприятный микроклимат в учебной группе. Суммарный коэффициент благоприятности психологического климата определяется по формуле Кбпк= (Кв + Кк) / 2;
провести анализ и дать интерпретацию полученных результатов.
Параллельно с социометрией проводим проективную методику «Рисунок класса».
Задание 2. Проанализировать положение учащихся в системе межличностных отношений
Произвольно выбрать 2-х учеников исследуемого класса. Проанализировать их положение в системе межличностных отношений в группе сверстников на основании результатов, полученных в задании 1. Дать содержательную интерпретацию полученных данных.
Задание 3. Изучить стилевые особенности поведения учителя начальных классов в ситуации «Общение на уроке»
План изучения стилевых особенностей поведения учителя начальных классов в ситуации «Общение на уроке»:
оценить его поведенческие черты;
установить особенности его индивидуальной активности в педагогическом общении;
осуществить наблюдение, фиксируя его невербальное поведение, способы и приёмы воздействия.
Методы исследования указаны в методическом пособии [21, с. 11–14].
Задание 4. Изучить психологические особенности оценочной деятельности учителя
План характеристики психологических особенностей оценочной деятельности учителя:
описать предпочитаемые им способы оценки ученика;
указать часто используемые учителем парциальные оценки;
отметить специфичность оценки учителя, выраженную в балльном эквиваленте;
выявить предпочтения в оценке отдельных учеников и охарактеризовать их;
установить, выполняет ли педагогическая оценка у данного учителя ориентирующую функцию.
В процессе выполнения задания необходимо фиксировать формы и виды оценочных воздействий в ходе урока.
Шкала наблюдения за оценочной деятельностью предлагается в методическом пособии [21, с. 14].
Изучить гностический, эмоциональный и поведенческий компонент особенностей оценивания учеников учителем начальных классов [1, с. 70–71].
Задание 5. Осуществить психологический анализ урока
Психологический анализ одного урока проводится по плану, приведенному в приложении 10 [1, с. 46–48].