Работы студентов
Самостоятельная работа студентов - основная форма изучения дисциплины.
Основными видами самостоятельной работы студентов по дисциплине "Уголовный процесс" являются:
Ø работа с конспектом лекций, учебной и специальной литературой;
Ø изучение нормативно-правовых источников;
Ø изучение судебной практики по уголовным делам;
Ø изучение и составление процессуальных документов по уголовным делам;
Ø подготовка рефератов, докладов, сообщений;
Ø решение казус-задач;
Ø выполнение тестовых заданий
Ø подготовка к ролевым играм.
Большую долю самостоятельной работы студентов занимает подготовка к семинарским занятиям. Тщательная предварительная подготовка студентов к занятиям предполагает изучение конспектов лекций, а также учебной и специальной литературы по теме занятия. Должное усвоение учебного материала невозможно без тщательного изучения и анализа нормативно-правовой базы.
В ходе изучения курса "Уголовный процесс России" студентами должны быть подготовлены письменные работы в форме реферата, а также выступления в форме научного доклада по наиболее дискуссионным проблемам уголовно-процессуального права, что является частью процесса обучения в высшем учебном заведении.
Рефераты выполняются студентами в рамках внеаудиторной подготовки и излагаются в форме доклада на практическом занятии, обсуждаются в форме семинара.
Реферат - краткое изложение в письменном виде содержания книги, статьи, публикации, подготовленное на определенную тему на основе тщательного изучения нормативных источников, а также монографической литературы и публикаций в периодической печати. В реферате наряду с анализом теоретического содержания темы должен быть самостоятельный анализ существующих проблем теории и практики уголовного процесса, а также обобщения и выводы по итогам проведенного научного исследования.
Доклад - публичное выступление, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, сообщение об итогах изучения той или иной проблемы. В форме доклада может быть проведено публичное изложение реферата.
Целью данных видов научного исследования является формирование у студентов навыков самостоятельного поиска и анализа научного, учебного и практического материала; выработка умения критически анализировать действующее законодательство, обобщать следственную и судебную практику применения процессуального законодательства при возбуждении, расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел, а также развитие способности к самостоятельным суждениям, умению четко, ясно и последовательно излагать свои мысли, вести научный спор, отстаивать свои убеждения. Подготовка рефератов и обсуждение докладов способствуют расширению и углублению познавательных интересов слушателей, повышению интереса к самообразованию.
Требования к написанию реферата, подготовке доклада.
Прежде всего, студенту необходимо определить тему своего исследования. В ее выборе поможет предлагаемый преподавателем примерный перечень наиболее проблемных для правоприменения и дискуссионных теоретических вопросов уголовного судопроизводства. Студент должен согласовать выбранную тему с преподавателем.
После выбора темы следует осуществить действия по сбору и осмыслению информации, необходимой для определения ее содержания. Для этого надо изучить нормативный материал, комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РФ, судебную практику Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Для написания реферата и подготовки доклада студенту необходимо использовать монографическую литературу, статьи и публикации научных и научно-практических журналов, в которых публикуются материалы по проблемам уголовного судопроизводства. Список основных публикаций по рассматриваемым в рамках изучения отдельных тем уголовного процесса проблемам теории уголовного судопроизводства и правоприменения содержится в тематическом плане изучения дисциплины в качестве дополнительной литературы к каждой теме.
Следующий этап проводимого исследования - составление плана написания реферата, изложения доклада, который необходим для логичного, последовательного изложения проводимого исследования проблемы.
Содержание научного исследования должен составлять глубокий и всесторонний анализ действующего законодательства, обобщение различных точек зрения, высказанных в печати по рассматриваемому вопросу, а также самостоятельные аргументированные выводы студента.
Последним этапом является оформление исследования.
Реферат выполняется рукописно или машинописно. При этом объем реферата не должен превышать 10-12 машинописных листов или 15-17 рукописных листов. Реферат должен содержать титульный лист, оформленный по установленным правилам. Сноски оформляются постранично. В конце реферата должен быть список использованной при написании реферата литературы.
Доклад не должен превышать 8-10 минут.
Доклад может также готовиться студентом для выступления на конференции студентов юридического факультета, тезисы которого будут опубликованы в сборнике студенческих работ.
Казус-задачи представляют собой изложение события, поступка или случая, нуждающегося в оценке с точки зрения предписаний действующего законодательства и практики его применения. Студент должен, проанализировав его, ответить на поставленные вопросы, дав аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму. При этом студентам потребуется, кроме изучения Уголовно-процессуального кодекса РФ, обращаться к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ.
Выполнение тестовых заданий позволяет студенту и преподавателю объективно определить индивидуальный уровень знаний предмета студентом. При решении тестовых заданий следует внимательно прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов, из которых лишь один правильный. Его и необходимо выделить среди остальных. Тестовые задания возможно использовать для текущего контроля знаний студента, а также для итогового контроля знаний на зачете.