Занятие №10
СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ УЧАСТИЕ ГОЛОСА И ШУМА. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ. СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ.
Литература
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С.162-167, 192-203.
2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 17-24.
3. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-157.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Расскажите о соотносительном ряде согласных фонем, парных по признаку участие голоса и шума. Назовите согласные фонемы, непарные по данному признаку.
2. Приведите из текста стихотворения Е. Евтушенко примеры согласных фонем, находящихся в сильной позиции по признаку участие голоса и шума. Объясните правила, в соответствии с которыми сильные позиции согласных отграничиваются от слабых.
3. Укажите в этом же тексте случаи позиционной мены согласных по признаку участие голоса и шума. Определите фонологическую сущность мены согласных.
4. Выясните характер позиций согласных фонем (сильная или слабая) по признаку участие голоса и шума в слове столкнул.
5. Установите характер позиций согласных фонем по признаку наличие/отсутствие палатализации в том же слове. Какие из согласных фонем этого слова можно назвать абсолютно сильными; абсолютно слабыми?
6. Определите, сколько согласных фонем в словах: тест, список (отвечая на вопрос, установите интегральные и дифференциальные признаки фонем).
II. Задания:
1. Затранскрибируйте текст.
2. Определите характер позиций согласных фонем, парных по глухости/звонкости:
а) сильная по признаку участие голоса и шума, сильная по признаку наличие/отсутствие палатализации (т.е. абсолютно сильная);
б) сильная по признаку участие голоса и шума, но слабая по признаку наличие/отсутствие палатализации (обозначьте индексом 2);
в) слабая по признаку участие голоса и шума, но сильная по признаку наличие/отсутствие палатализации (обозначьте индексом 1);
г) слабая по признаку участие голоса и шума, слабая по признаку наличие/отсутствие палатализации (обозначьте индексом 3);
3. Выпишите слова с непарными по глухости/звонкости согласными фонемами. Подчеркните эти фонемы.
Вариант 1.
Гляди,
Решивший землю исходить,
Вначале на людей, а после на строенья
И научись в сужденьях исходить
Из справедливости, а не из настроения.
(Я. Козловский)
Вариант 2.
Солнце ещё облаков не задело,
Трава на лугу ещё росы пила,
А плотник проснулся и взялся за дело:
Слышится, как зазвенела
пила.
(Я. Козловский)