Законодательные акты, касающихся обязательного государственного обучения и воспитания различных категорий аномальных детей, XIX век

Год Страна Закон
Дания Акт об обязательном обучении глухих
Швеция Закон о начальном образовании, предусматривающий введение «минимального плана» для бедных детей и «детей с недостаточной способностью приобретать знания в полном объеме, предлагаемом системой образования»
Саксония Закон об обязательном обучении слепых, глухих, умственно отсталых
Норвегия Закон об обязательном обучении глухих
Норвегия Закон об обучении умственно отсталых
Швеция Новая редакция Закона о начальном образовании различает бедных и слабоумных детей
Швеция Закон об обязательном восьмилетнем обучении глухих
Швеция Закон об обязательном обучении слепых
Англия Закон о начальном образовании глухих и слепых
Англия Закон об обучении умственно отсталых детей

К началу XX столетия в странах Европы и США складываются национальные системы специального образования. Помощь детям и подросткам оказывается дифференцированно, то есть для каждой категории аномальных детей и подростков существуют специальные школы (классы). Государством принимаются законы, регулирующие обучение детей и подростков с различными нарушениями, а также деятельность специальных учреждений. При этом развитие системы специального образования проходит либо централизованно – государство берет на себя заботу об обучении и воспитании аномальных детей, либо специальные учреждения развиваются в условиях децентрализации – местные органы самоуправления берут на себя вопросы, связанные с финансированием и организацией специального образования. Национальные системы специального образования в начале XX века продолжают совершенствоваться. В 1900 Пруссия принимает Закон об обязательном обучении глухих, слепых, умственно отсталых. В Англии (1913) появляется закон о дальнейшем улучшении дела о попечении слабоумных и других умственно дефективных лицах. В Бельгии (1914) – закон об обязательном обучении инициирует открытие государственных школ для умственно отсталых. В США к началу XX столетия складывается система обучения глухих, слепых и умственно отсталых. Некоторые штаты оказывают материальную помощь родителям детей и подростков, посещающих специальные школы. В 1923 г. Италия принимает закон о всеобщем обучении глухонемых. При этом наибольшее развитие в начале XX столетия этот процесс получает в Германии. В это время здесь существуют дошкольные и школьные учреждения практически для всех категорий аномальных детей – слепых, глухих и умственно отсталых. Германии принадлежит первенство в организации дифференцированных – мангеймских – классов обучения (основатель – педагог Вейзе), где дети распределяются по программам обучения в зависимости от возможностей и способностей. Достаточно гармонично развивается специальное образование в Англии. Английские школы для различных категорий аномальных детей и подростков являются примером для подражания: для работы в специальных классах отбираются лучшие педагоги, классы прекрасно оборудованы. К первой четверти XX столетия в общих чертах оформляются основные направления изучения, обучения, лечения аномальных детей и подростков: лечебно-клиническое; педагогическое; психологическое. Данное направление возникает благодаря бурному развитию психологии, формированию научных школ и направлений и получает в XX столетии поступательное развитие. Дальнейшее развитие происходит неравномерно, поскольку данный процесс осложняется войнами XX века. Для всех стран характерно появление специальных учреждений для детей и подростков «нового профиля» – с речевыми нарушениями, с физическими и нервными нарушениями и т. д. Постепенно проблемы специального образования вновь начинают привлекать внимание международной общественности. Этому во многом способствует ряд обстоятельств: экономическое возрождение многих держав, значительное увеличение детей и подростков с различными нарушениями, возросшая культура населения и выдвижение требований предоставления образовательных услуг всем без исключения аномальным детям, отсутствием или неудовлетворенность общества характером предоставляемых образовательных услуг; отсутствие или несовершенство законодательной базы о правовом положении инвалидов и т. д. В отдельных странах (в частности, США) требования предоставления образовательных услуг аномальным детям становятся частью борьбы за права человека, против расовой дискриминации и т. д. Данные проблемы начинают обсуждаться не только на уровне отдельных стран, но и различных международных организаций, которые функционируют при ООН – Всемирной организации здравоохранения, ЮНЕСКО и т. д. В 1971 году Генеральная ассамблея ООН принимает Декларацию об общих и особых правах аномальных граждан, в которой формулируются основные права аномальных: равноправие перед законом; право на получение медицинского обслуживания; экономическая самостоятельность, защита интересов и личного благосостояния и ряд других. Принятие декларации также во многом способствует пересмотру отношения государств к проблеме аномальности. Начиная с 60-70-х годов, четко прослеживаются изменения отношения всех без исключения европейских стран и США к вопросам обучения, воспитания, социализации аномальных лиц. Дальнейшее развитие и совершенствование систем специального образования во всех европейских странах (и США) проходят по пути гуманизации, что означает изменение взглядов на сущность, перспективу и возможности получения образования, а также включения в жизнь общества всех без исключения категорий аномальных лиц. Ведущие европейские страны отказываются от принципа дифференцированной системы оказания помощи различным категориям аномальных лиц и провозглашают в качестве основополагающего принцип «нормализации» (авторы – норвежские ученые Бенк, Нирже), который постепенно становится основным принципом организации специального образования практически во всех странах. Суть принципа – аномальные дети (независимо от тяжести состояния) должны воспитываться и обучаться в окружении нормальных сверстников или в среде, максимально приближенной к нормальной. Практическая реализация концепции предполагает полноую масштабную интеграцию аномальных граждан в общество и проводится по следующим направлениям: Физическая интеграция – при постоянном проживании аномальных людей в учреждениях закрытого типа обязательное посещение общеобразовательной школы, возможность работать в доступных отраслях малого бизнеса, на промышленных предприятиях, проведение досуга в общедоступрных местах. Функциональная интеграция – осуществление физического доступа к местам общественного пользования при транспортировке. Социальная интеграция – требование терпимого отношения общества к аномальным людям; установление социальных и межличностных отношений между нормальными и аномальными, основанных на взаимном уважении. Личная интеграция предполагает обязательное участие аномальных людей в разных формах социального взаимодействия (на протяжении всей жизни человека). Организационно–общественная интеграция предполагает возможность максимального использования услуг и ресурсов общества для взаимодействия с инвалидами. Концепция нормализации, ставившая первоначально цель интеграции в общество лиц с выраженными дефектами развития постепенно распространяется на все категории аномальных детей и подростков и в последующие десятилетия начинает определять образовательную политику практически всех развитых стран. Это выражается прежде в том, что в период 70-80-х годов XX все страны принимают новые законодательные акты в отношении специального образования (в США – «Закон об образовании всех аномальных» (1975); в Великобритании – «Акт об образовании» (1981); законы о специальном образовании в Бельгии – (1978), в Нидерландах – (1985)). Аналогичные законы принимаются практически во всех европейских странах. Несмотря на то, что законодательные акты всех стран, касающиеся специального образования, имеют свою специфику, можно выделить ряд сходных для всех законодательств положений. Реализация законодательных актов: обеспечивает получение бесплатного образования всем категориям аномальных детей и подростков в возрасте с 3 лет до 21 года; предполагает в максимальной степени совместное обучение аномальных и нормальных детей; гарантирует получение специализированной помощи (услуги дефектолога, логопеда, врача, учителя (по необходимости) или желанию родителей; требует обязательного согласия родителей на специальное обучение их ребенка; обеспечивает транспортировку и доступ ко всем видам предоставляемых образовательных услуг, а также местам общего пользования в окружающем сообществе; гарантирует реализацию прав ребенка (подростка) в так называемый «переходный период», связанный с профессиональной ориентацией и подготовкой. Кроме того, окружающее сообщество несет ответственность не только за профессиональную подготовку, но и дальнейшее трудоустройство аномального ребенка (подростка, взрослого), обеспечивает дальнейший патронаж (в лице социальных работников); обеспечивает социальную защиту в течение всей жизни. Несмотря на то, что законодательство предоставляет аномальным детям и подросткам (и их родителям) различные модели получения специального образования, практически все без исключения выбирают модель интегрированного обучения – включения детей в общеобразовательное пространство. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что в ряде стран (в частности, в США) специальные школы сохраняются только для детей с нарушением поведения и слуха.

Наши рекомендации