Понятие следственных действий, их виды и общие условия производства 13 страница
· изложение фактических обстоятельств и правовая квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;
· сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.
Если направляемый запрос содержит просьбу о выдаче лица для уголовного преследования, то к нему должна прилагаться заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Если же в запросе речь идет о выдаче лица для исполнения приговора, то к нему должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания (часть 5 статьи 460 УПК).
Схожие требования к запросу о выдаче и сопроводительным документам к нему содержит и статья 12 Европейской конвенции о выдаче.
Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации, определены в статье 14 Европейской конвенции о выдаче, в статье 66 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и в УПК РФ. Согласно статье 461 УПК, лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.
opentest6Вместе с тем, согласия иностранного государства не требуется в одном из следующих случаев: 1) если выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло российскую территорию (отметим, что согласно пункте «б» части 1 статьи 14 Европейской конвенции о выдаче этот срок равен 45 дням, а согласно статье 66 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам – одному месяцу). В этот срок не должно засчитываться время, когда выданное лицо не могло не по своей вине покинуть территорию Российской Федерации. 2) выданное лицо покинуло российскую территорию, но затем добровольно возвратилось в Россию.
Однако может возникнуть ситуация, когда лицо, выданное иностранным государством, уже после состоявшейся выдачи совершит на территории нашей страны новое преступление. В таком случае никакого согласия иностранного государства для задержания выданного лица, привлечения его в качестве обвиняемого и осуждения за это новое преступление не требуется (часть 3 статьи 461 УПК).
Статья 11 Европейской конвенции о выдаче регламентирует вопрос выдачи лица, которому может грозить за совершенное преступление смертная казнь. Если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающего государства и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемого государства или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающее государство не предоставит таких гарантий, которые запрашивающее государство считает достаточными, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение.
Российская Федерация не только обращается с просьбами о выдаче лиц к другим государствам, но и сама может выдать им иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора. Такая выдача возможна при наличии международного договора России или на основе принципа взаимности, когда иностранное государство, направившее запрос о выдаче, дает заверения, что в аналогичной ситуации по запросу России им тоже будет произведена выдача (часть 1 статьи 462 УПК, часть 2 статьи 13 УК).
Следует иметь ввиду, что выдача допустима тогда, когда деяния, в связи с совершением которых она запрашивается, являются уголовно наказуемыми как по российскому уголовному закону, так и по законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче (часть 1 статьи 462 УПК). Однако соблюдения этого условия самого по себе недостаточно. Выдача лица (причем не являющегося российским гражданином) может быть произведена только в случаях: 1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования; 2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию; 3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия России.
Согласно части 1 статьи 464 УПК opentest7выдача не допускается, если:
1. лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации. Подчеркнем, что в части 1 статьи 61 Конституции РФ прямо указано: гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству. И уголовный закон содержит аналогичное правило: граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству (статья 13 УК);
2. лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в России в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Эта норма соответствует конституционному положению о том, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения (часть 2 статьи 63 Конституции). В статье 3 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче тоже указано, что выдача не осуществляется в случае, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемым государством в качестве политического преступления или преступления, связанного с политическим преступлением, а равно в случае, если запрашиваемая сторона имеет существенные основания полагать, что просьба о выдачи в связи с обычным уголовным преследованием была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин;
3. в отношении указанного в запросе лица на территории нашей страны за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
4. в соответствии с российским законодательством уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;
5. имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
quest8Кроме того, согласно части 2 статьи 464 УПК, в выдаче лица может быть отказано, если:
1. деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением. Заметим, что в Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, это правило сформулировано более категорично: в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за действия (бездействие), не признаваемые в России преступлением (часть 2 статьи 63 Конституции);
2. деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на российской территории или против интересов нашей страны за пределами ее территории;
3. за то же самое деяние в России осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
4. уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения (см. часть 2 статьи 20 УПК).
Схожие правила установлены в статьях 6 – 10 Европейской конвенции о выдаче и статье 57 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Следует учитывать также то обстоятельство, что Российская Федерация при ратификации Европейской конвенции о выдаче оставила за собой право отказать в выдаче и в следующих случаях:
1. если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные соответствующими международными договорами о правах человека;
2. если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашиваемом государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные соответствующими международными договорами о правах человека;
3. исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;
4. если выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам Российской Федерации.
closetest10Само решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на российской территории и обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При этом Генеральный прокурор или его заместитель обязаны письменно уведомить о принятом решении лицо, в отношении которого оно принято, а также разъяснить ему право на обжалование данного решения в суд.
opentest8Решение о выдаче может быть обжаловано в верховный суд республики в составе РФ, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, им самим или его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления. Когда этот срок истекает, а обжалования не последовало, решение о выдаче вступает в законную силу. В случае же обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления судебного решения в законную силу.
Обжалованию решения о выдаче лица и судебной проверке его законности и обоснованности посвящена статья 463 УПК. В ней установлено, что если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, находится под стражей, то администрация места содержания под стражей по получении адресованной суду жалобы обязана немедленно направить ее в соответствующий суд и уведомить об этом прокурора. Прокурор, в свою очередь, обязан в течение 10 суток направить в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица.
opentest9Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится судом, состоящим из трех судей. Заседание суда открытое, в нем принимают участие прокурор, лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитник, если последний участвует в уголовном деле. Проверка законности и обоснованности жалобы должна быть осуществлена в течение одного месяца со дня получения жалобы.
Заседание суда начинается с того, что председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению. Далее он разъясняет присутствующим их права, обязанности и ответственность. После этого заявитель и (или) его защитник обосновывают жалобу, после чего слово предоставляется прокурору.
opentest10Важно подчеркнуть, что в ходе судебного разбирательства по проверке законности и обоснованности решения о выдаче суд не должен обсуждать вопросы виновности лица, принесшего жалобу. Задача суда в таком заседании – проверка соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам Российской Федерации. По результатам проверки суд либо признает решение о выдаче лица незаконным или необоснованным и отменяет его, либо оставляет жалобу без удовлетворения. Если суд отменяет решение о выдаче лица, то он должен отменить и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу.
opentest11Решение суда отражается в определении, которое может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение 7 суток со дня его вынесения.
В соответствии с частью 3 статьи 464 УПК, если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.
quest9А как быть, если в наличии есть не один, а несколько запросов о выдаче одного и того же лица, поступивших от нескольких иностранных государств? В этом случае, согласно части 4 статьи 462 УПК, решение о том, какое из ходатайств подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято. При этом должны учитываться положения статьи 17 Европейской конвенции о выдаче: если выдача запрашивается одновременно более чем одним государством за одно и то же преступление или за различные преступления, запрашиваемое государство принимает свое решение с учетом всех обстоятельств и особенно относительной тяжести и места совершения преступления, соответствующих дат просьб, гражданства требуемого лица и возможности последующей выдачи другому государству.
Допустимы также отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время (статья 19 Европейской конвенции о выдаче, статья 64 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, статья 465 УПК). Так, в случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора. Однако в ситуации, когда отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время. Выдача на время осуществляется при наличии обязательства иностранного государства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
closetest11Для обеспечения возможной выдачи лица в отношении него избирается или применяется уже избранная мера пресечения. Причем если к поступившему запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения российским судом. Если же к запросу о выдаче решение иностранного судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу не представлено, то прокурор при получении такого запроса в целях обеспечения возможности выдачи лица сам решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном УПК РФ. Об избрании или применении избранной меры пресечения Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель незамедлительно уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица (статья 466 УПК).
opentest12Статья 16 Европейской конвенции о выдаче допускает возможность задержания лица, в отношении которого запрос о выдаче еще не направлен, но в обязательном порядке будет направлен. Такое задержание названо временным задержанием. Просьба о временном задержании может быть направлена компетентными органами запрашивающего государства как по дипломатическим каналам, так и непосредственно по почте или телеграфу, а также через Интерпол. Временное задержание может быть отменено, если в течения 18 дней после задержания запрашиваемое государство не получило запрос о выдаче и необходимые документы, и в любом случае не может превышать 40 дней с даты задержания. Вместе с тем, освобождение не препятствует повторному задержанию и выдаче, если впоследствии получен запрос о выдаче.
closetest12Если вопрос о выдаче лица решен положительно, то Россия уведомляет иностранное государство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. При этом, согласно статье 467 УПК, если данное лицо не будет принято в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи. В том случае, если иностранное государство или Россия по не зависящим от них обстоятельствам не смогут принять или передать лицо, подлежащее выдаче, и уведомят об этом другую сторону, дата передачи может быть перенесена. Однако лицо во всяком случае подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи. Схожие правила установлены в статье 18 Европейской конвенции о выдаче и в статье 67 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Закон (статья 468 УПК) предусматривает возможность при выдаче лица соответствующему компетентному органу иностранного государства передать также и предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем. Эти предметы передаются по запросу и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам (в Европейской конвенции о выдаче в качестве такой причины назван побег) не может состояться. Для обеспечения законных прав третьих лиц передача названных предметов производится лишь при наличии обязательства соответствующего учреждения иностранного государства о возврате предметов по окончании производства по уголовному делу. Передача предметов может быть временно задержана, если они необходимы для производства по другому уголовному делу.
//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); § 5. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является
Еще одна форма международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства заключается в том, что лицо, осужденное к лишению свободы в одном государстве, может быть передано после вступления приговора в законную силу для отбывания наказания в другое государство гражданином которого данное лицо является. В международных документах отмечено, что отбывание осужденными наказания в государстве своего гражданства способствует более эффективному достижению целей исправления и перевоспитания правонарушителей и соответствует принципу гуманности9.
В этой форме Россия также сотрудничает с другими странами. Возможность такой передачи закреплена в Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются (далее – Берлинская конвенция о передаче осужденных), в двусторонних договорах с другими государствами, а также в главе 55 УПК РФ. Существует, кроме того, Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Москва, 6 марта 1998 года), заключенная государствами-участниками СНГ (далее – Московская конвенция о передаче осужденных10).
closetest13С одной стороны, в России может быть осужден к лишению свободы иностранец, однако для отбывания наказания его могут передать в страну его гражданства. С другой стороны, российский гражданин может быть осужден к лишению свободы за рубежом, однако для отбывания наказания он может быть передан в Россию. В любом из этих случаев для того, чтобы участие в передаче осужденного лица для России стало возможным, необходимо решение российского суда; именно оно выступает для компетентных органов нашей страны процессуальным основанием для передачи осужденного лица государству, гражданином которого это лицо является, а также процессуальным основанием для приема передаваемого гражданина РФ, осужденного судом иностранного государства, для отбывания наказания в России (статья 469 УПК).
Чтобы инициировать рассмотрение российским судом вопроса о передаче осужденного к лишению свободы лица, необходимо представление федерального органа исполнительной власти уполномоченного в области исполнения наказания либо обращение осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором нашей страны либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.
Статья 3 Московской конвенции о передаче осужденных требует, чтобы об осуждении лица и его местонахождении были письменно уведомлены соответственно судом и органом, исполняющим наказание, дипломатические представительства или консульские учреждения государства, гражданином которого осужденный является или на территории которого постоянно проживает (если является лицом без гражданства), а также его близкие родственники, законный представитель и адвокат для реализации их прав на обращение с ходатайством о передаче.
Требования, предъявляемые к обращению компетентного органа государства, судом которого вынесен приговор, к компетентному органу государства, гражданином которого является осужденный, закреплены в статье 8 Московской конвенции о передаче осужденных и в статье 7 Берлинской конвенции о передаче осужденных.
Согласно статье 7 Берлинской конвенции о передаче осужденных, такое обращение составляется в письменной форме, и к нему прилагаются:
a. удостоверенные копии приговора и имеющихся по делу решений вышестоящих судебных инстанций, документы о вступлении приговора в законную силу;
b. документ о части наказания, отбытой осужденным, и той части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию в соответствии с законодательством государства, судом которого вынесен приговор;
c. документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено;
d. текст статей уголовного закона, на основании которого лицо осуждено;
e. документ, свидетельствующий о гражданстве осужденного;
f. другие документы, если это сочтут необходимым органы государства, судом которого вынесен приговор;
g. заверенный перевод обращения и прилагаемых к нему документов.
Московская конвенция о передаче осужденных предусматривает несколько иной перечень документов, прилагаемых к просьбе о передаче, в частности: письменное согласие осужденного на его передачу для исполнения приговора на территории государства, гражданином которой он является или на территории которого имеет постоянное место жительства (если является лицом без гражданства), а в случае неспособности осужденного к свободному волеизъявлению - согласие его законного представителя; сведения о состоянии здоровья и особенностях поведения осужденного; сведения об ущербе и его возмещении.
В случае необходимости органы государства, гражданином которого является осужденный, могут запросить дополнительные документы или сведения.
По результатам рассмотрения соответствующего представления (обращения) суд или разрешает передачу осужденного лица для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, или отказывает в такой передаче.
quest10Порядок рассмотрения судом вопросов, связанных с передачей осужденного к лишению свободы лица, регламентирован статьей 470 УПК. Согласно части 1 этой статьи соответствующее представление (обращение) рассматривается в общем порядке, который установлен для рассмотрения и разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора (статьи 396, 397 и 399 УПК), но с учетом особых требований, содержащихся в главе 55 УПК РФ.
При этом вопрос о передаче гражданина иностранного государства, осужденного к лишению свободы судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государство, гражданином которого оно является, разрешается судом, постановившим приговор (часть 1 статьи 396 УПК), если юрисдикция данного суда распространяется на место, где этот приговор приводится в исполнение. Однако если этот приговор приводится в исполнение в месте, на которое не распространяется юрисдикция суда, постановившего приговор, то вопрос о передаче гражданина иностранного государства разрешается судом того же уровня, а при отсутствии такого суда в месте исполнения приговора – вышестоящим судом. В этом случае копия постановления суда по месту исполнения приговора направляется в суд, постановивший приговор (часть 2 статьи 396 УПК).
Вопрос же о признании, порядке и об условиях исполнения приговора суда иностранного государства, которым осужден российский гражданин, передаваемый в Российскую Федерацию для отбывания наказания, разрешается судом, к подсудности которого относится совершенное осужденным преступление, с учетом его квалификации по УК РФ и места последнего проживания осужденного в России (часть 5 статьи 396 УПК).
opentest13Вопросы, касающиеся передачи осужденного лица, как и прочие вопросы, связанные с исполнением приговора, разрешаются судьей единолично в судебном заседании (часть 6 статьи 396 УПК).
Согласно статье 399 УПК, в судебное заседание вызывается представитель учреждения, исполняющего наказание, или компетентного органа, по представлению которого разрешается вопрос, связанный с исполнением наказания; также в заседании вправе участвовать и прокурор.
Суд может принять решение об участии в судебном заседании и осужденного. В этом случае осужденный вправе знакомиться с представленными в суд материалами, участвовать в их рассмотрении, заявлять ходатайства и отводы, давать объяснения, представлять документы. Осужденный может осуществлять свои права с помощью адвоката.
Судебное заседание начинается с доклада представителя органа или объяснений лица, подавших представление (обращение). Затем исследуются представленные материалы, выслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, мнение прокурора, после чего судья выносит постановление (часть 7 статьи 399 УПК). Если рассмотрения судом вопроса о передаче осужденного невозможно ввиду неполноты либо отсутствия необходимых сведений, то судья вправе отложить его рассмотрение. При этом судья может запросить недостающие сведения либо без рассмотрения направить обращение осужденного в компетентный орган нашего государства для сбора необходимой информации в соответствии с положениями международного договора Российской Федерации, а также для предварительного согласования вопроса о передаче осужденного компетентным органом иностранного государства (часть 2 статьи 470 УПК).