Религия в воспитании морали у умственно отсталых учеников.
В процессе исследования украинской этнопедагогики мы убедились в органичном единстве народных добродетелей и норм христианской морали, которые легли в основу украинского национального воспитания. Следовательно, когда мы сегодня возрождаем и развиваем национальное образование и воспитание, то мы одновременно охватываем и христианскую педагогику. Именно в христианстве черпала свои основные идеи классическая педагогика европейского уровня.
Христианство сыграло значительную роль в становлении и развитии этических ценностей украинской педагогической культуры. Под его эгидой и непосредственным влиянием действовали «школы книжного учения», монастырские и школы грамоты времен Киевской Руси, а позже -парафиальные, дьяковские, братские, казацкие, запорожские школы и украинские школы следующих эпох, вплоть до времен большевизма.
Познание детьми и молодежью христианского учения помогает им по-настоящему понять суть Украины, духовный мир украинца, всем сердцем ощутить красоту родной земли, языка и национальной культуры, историю своей отчизны, глубже понять характер своего народа. Религия - это одна из важных сфер человеческой культуры. Особое влияние на украинских детей и молодежь оказывает христианская мораль. Источниками ее стали не только религиозные положения, но и вплетенный в нее опыт морального воспитания народов Ближнего Востока и Средиземноморья, а на Украине к ним присоединились еще и лучшие достижения украинской дохристианской культуры и основы украинских национальных народных добродетелей.
Религиозное воспитание, являясь частью нравственного воспитания, имеет большое коррекционное значение, что очень важно для умственно отсталых школьников. У умственно отсталых детей знания о том, как надо поступать в том или ином случае, весьма ограничены. Поэтому первейшей задачей здесь является сообщение им как можно большего количества верных сведений о нравственных требованиях, предъявляемых обществом каждому человеку. Однако простое накопление таких знаний еще не гарантирует устойчивого нравственного поведения. Необходимо еще, чтобы эти знания приобрели стимулирующую и регулирующую функции, условием этого является преобразование знании в моральные убеждения. Сейчас доказана возможность создания таких убеждений у умственно отсталых школьников.
Возвеличивая «страждущих», проповедуя доброту и милосердие, семейное согласие, супружескую верность, заботу родителей о детях, уважительное отношение к людям пожилого возраста, прослушание, верность сыновним и дочерним обязанностям, христианская мораль ощутимо регулирует внутрисемейные отношения, что благотворно влияет на воспитание детей.
Весомое влияние на сознание и регуляцию поведения, как взрослых, так и детей оказывают религиозные проповеди о жизни святых, обещание поощрения раем за добро и наказание адом за грехи и зло. Сильное впечатление с детства и большое воспитательное значение оказывает «Иллюстративная Библия для детей», которая должна быть в каждой христианской семье. Неординарность религиозных праздников и обрядов сильно влияют на психику и эмоции человека, будят светлые мысли и чувства, особенно в детском возрасте.
Таким образом, христианская этика несет и воплощает собой то самое благородное, что должно быть в душе, сердце, мыслях и поступках каждого порядочного человека. Присутствие в сознании каждого человека идеала прекрасного, бессмертного поднимает духовную структуру на более высокую ступень ее развития, пронизанную чувствами добра и справедливости, совести и чести, гуманности и демократизма, сочувствия, духовному возвышению в целом, что играет огромную роль в формировании личности.
Знать и выполнять требования христианской этики должны все культурные люди. Поэтому совершенно не лишней и не случайной является практика изучения христианской этики во многих массовых школах Украины, начиная с 1-го класса.
Основной целью воспитания и обучения умственно отсталых детей является наиболее полная их адаптация в современном обществе. Формируя личность умственно отсталых школьников на основах христианской морали, религиозное воспитание позволяет приблизиться к этой ведущей цели. Воспитывая духовность, доброту, человечность, милосердие, честность, трудолюбие даже из умственно отсталого ребенка можно воспитать духовно богатую личность, осознающую свою ответственность перед Украиной и родным народом.
Схема 45