Профилактика нарушений слуха
Наиболее частой причиной нарушения слуха у детей является воспаление среднего уха — отит. Возникает это заболевание в результате проникновения инфекции из носоглотки в полость среднего уха через евстахиеву трубу, которая отличается у детей меньшей длиной и большим диаметром по сравнению с взрослыми людьми. Хронический отит приводит к потере подвижности слуховых косточек, в результате чего развивается тугоухость или глухота. Профилактикой отита служит предупреждение и своевременное лечение респираторных заболеваний.
При несоблюдении правил личной гигиены в наружном слуховом проходе скапливается много серы (образуются серные пробки), вызывающей раздражение и зуд. Пытаясь устранить эти неприятные ощущения, дети могут повредить стенки наружного слухового прохода и барабанную перепонку или занести инфекцию внутрь уха. Для удаления серной пробки лучше всего обратиться к отоларингологу.
Слух может существенно нарушаться при воздействии «школьного шума», уровень интенсивности которого в школьных помещениях колеблется от 40 до110 дБ: на уроках — в пределах 50-80 дБ, в спортзале — 70—110 дБ, учебных мастерских — 100—110 дБ. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений в функциональном состоянии нервной системы, но повышение его до 50—60 дБ уже сопровождается снижением работоспособности и внимания учеников.
Правильное размещение учебных помещений в здании школы позволяет снизить школьные шумы. Мастерские, спортзалы с этой целью следует располагать на первом этаже школы, в отдельном крыле или пристройке. Шумные агрегаты необходимо изолировать с помощью специальных кожухов, укрытий. В учебно-производственных мастерских предусматриваются помещения с повышенной звукоизоляцией для отдыха подростков в течение уроков труда.
Вестибулярный аппарат
Вестибулярный аппарат помещается во внутреннем ухе и состоит из трех полукружных каналов, располагающихся во взаимно перпендикулярных плоскостях, и двух мешочков — овального (маточка) и круглого, сообщающихся между собой и лежащих ближе к улитке.
На внутренней поверхности мешочков имеются участки (пятна), выстланные рецепторными волосковыми клетками. Волоски погружены в студенистую мембрану, которая содержит множество известковых кристаллов — отолитов. Рецепторные клетки пятен воспринимают изменения силы тяжести, прямолинейные движения и линейные ускорения. В расширениях полукружных каналов (ампулах) находится по костному гребешку серповидной формы. Ампулярные гребешки также выстланы волосковыми клетками и покрыты желатинообразным куполом.
При изменении силы тяжести, положения головы, тела, при ускорении движения мембрана скользит, а купол смещается; это приводит к напряжению волосков и возникновению нервных импульсов, которые, в конечном итоге, передаются ядрам мозжечка, спинному мозгу и коре теменной и височной долей больших полушарий, где находится корковый центр анализатора равновесия.
С помощью вестибулярного анализатора человек определяет положение в пространстве, изменение скорости и направления движений. Усиленное раздражение вестибулярного аппарата сопровождается учащением или замедлением сердечных сокращений, дыхания, рвотой, усиленным потоотделением. При повышенной возбудимости данного анализатора в условиях морской качки наблюдается «морская болезнь». Аналогичные явления наблюдаются при полетах, поездках в поезде или автомобиле. Специальная тренировка позволяет повысить выносливость вестибулярного аппарата.
IV. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
IV.1. Гигиенические требования к оборудованию помещений ДДУ
К оборудованию дошкольных учреждений относятся предметы, связанные с бытом детей и педагогическим процессом в учреждении: мебель, игрушки, строительный материал, дидактические пособия, а также инвентарь для работы на участке, уборки помещений. Оборудование должно соответствовать росту детей, способствовать их развитию и здоровью, не вызывать излишнего напряжения и тем более травм; оно должно быть безопасным в эпидемиологическом отношении, не загромождать помещений, не мешать свободному передвижению детей.
Оборудование раздевальной (приемной).
В приемной младшей и средней групп раннего возраста должны быть индивидуальные шкафчики для детей. Шкафчики оборудованы полками для головных уборов, для обуви и крючками для верхней одежды. Для одежды персонала и родителей имеется отдельная вешалка. В раздевальной должны быть низкие диванчики или скамейки-приступки высотой 18-20 см. Предусматриваются устройства для сушки одежды и обуви, установлены стеллажи для игрушек, умывальная раковина.
Оборудование групповых (игровых) комнат
Мебель изготовляют из легких прочных материалов (сухой выдержанный лес, алюминий, пластмасса и др.), покрывают светлыми безвредными красками или лаком, стойкими к воде, мылу и дезинфицирующим средствам. Поверхности детской мебели должны быть гладкими, все углы столов, стульев, шкафов и др. округлыми или со смягченными гранями.
В настоящее время вся мебель, которая используется в ДОУ, должна соответствовать основным размерам столов и стульев для детей младшего и дошкольного возраста (табл. 8). Для ДОУ утверждены определенные виды и размеры столов и стульев: столы четырехместные — для детей 1,5-5 лет; столы двухместные с изменяющимся наклоном крышки и ящиком для учебных пособий — для детей 5-7 лет; столы двухместные трапециевидные для детей от 1,5 года до 4 лет; столы одноместные — для использования в быту. Стулья должны быть профилированными по форме бедер и ягодиц.
Рекомендуется цветовая маркировка столов и стульев, чтобы ребенок мог самостоятельно находить стол и стул, соответствующие его росту. С этой целью мебель одного размера в каждой группе помечают одинаковым цветным рисунком или символом.
Табл. 8.Основные размеры столов и стульев для детей раннего
и дошкольного возраста
| |||||||||||||||||||||||||||||||
В каждой из групп желательно иметь «Карту рассаживания детей за столами», в которой отражают фамилию, имя ребенка, длину тела, состояние зрения и слуха, группу мебели, ряд и место, которое за ним закрепляется. При размещении детей учитывают состояние здоровья, зрения и слуха. Два раза в год медицинская сестра и воспитатель на основании данных измерения длины тела (роста) осуществляют контроль над рассаживанием детей с записью в карту. В каждой группе нужно иметь не менее двух - трех размеров столов и стульев.
Для лучшего естественного освещения четырехместные столы желательно расставлять в два ряда узкой частью к окнам, двухместные - в три ряда. Зимой столы ставят ближе к окнам (50 см от окна), весной для предохранения глаз детей от ярких лучей солнца отодвигают в глубь помещения.
Источник света для праворуких детей должен находиться слева, для леворуких – справа.
Детей сажают за соответствующие их росту столы так, чтобы самые маленькие и с пониженным слухом находились ближе к педагогу, с дефектами зрения - ближе к источнику света и доске. Нельзя сажать детей спиной к свету. Первый ряд столов для наилучшей видимости демонстра-ционного материала располагают от доски на расстоянии 2,0-2,5 м.
В игральных и групповых помещениях столы и стулья ставят по числу детей в группе, они должны быть одной промаркированной группы. Кроме столов и стульев, в игральных и групповых комнатах имеются шкафы и полки для белья, игрушек, дидактического и строительного материала, доска для занятий изобразительной деятельностью, буфет для посуды.
Расстояние между рядами столов - не менее 0,5 м; расстояние 1-го ряда столов от окна - 1 м, от доски—не ближе 2,5-3,0 м; высота подвеса нижнего края настенной доски — 0,7-0,8 м, размер настенной доски 0,75-1,5 м.
В группах раннего возраста для развития движения у детей необходимо иметь горки, мостики, доски, а также специальное оборудование для физических упражнений. Вместо стульев в этих группах рекомендуются кресла с подножками.
Для раздачи пищи и мытья посуды в каждой из групповых комнат есть буфетная. Она включает в себя следующее оборудование: шкаф-стол с мойкой, шкаф-стол кухонный, шкаф навесной, шкаф навесной для сушки посуды и стол сервировочный.
Оборудование спален
Конструкция кроваток (деревянных) должна соответствовать росту ребенка, а упругая поверхность ложа способствовать его быстрому засыпанию.
Для оборудования спален садов используют кровати двух типов: с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет (длина 120 см, ширина 60 см, высота ограждения от пола 95 см - предусматривается возможность уменьшения высоты бокового ограждения за счет его опускания не менее чем на 150 см); для детей 3—7 лет (длина 140 см, ширина 60 см и высота 30 см).
У каждой кровати ставят стул, сидя на котором, ребенок может снять и надеть свою одежду. Кровати размещают с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей — 0,65 м, от наружных стен — 0,6 м, от отопительных приборов — 0,2 м, между изголовьями двух кроватей — 0,3 м.
Наиболее гигиеничными являются матрацы из волоса или морской травы, подушки — небольших размеров (30 х 30 см). Постельное белье должно быть промаркировано у ножного края. Необходимо иметь 3 комплекта белья и 2 смены наматрасников. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.
Оборудование туалетных
Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов.
В туалетных, предназначенных для детей раннего возраста, имеются три детских умывальника, один детский унитаз, слив, душевой поддон, шкаф-стеллаж с промаркированными гнездами для горшков, один умывальник взрослый, слив, хозяйственный шкаф. Туалетный стол и бак для грязного белья рекомендуется размещать близко от раковины, чтобы избежать лишних затрат времени на туалет детей.
В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских раковины (в старшей и подготовительной группе - пять) и одна умывальная раковина для взрослых, один детский унитаз на 5 детей, один полотенце - сушитель. Детские унитазы оборудованы закрывающимися кабинами, но без запоров.
Унитаз оборудуется детскими сиденьями или гигиеническими накладками из безвредных для здоровья детей материалов (с возможностью дезинфицирующей обработки). Обязательно должны быть ящики для туалетной бумаги, шкафы для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений.
В старших и подготовительных к школе группах необходимо предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек. Учитывая средний рост детей раннего возраста, борт раковины располагают на расстоянии 0,4 м, для дошкольного возраста - 0,5 м над полом.
В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка. Глубокий душевой поддон для детей раннего возраста - 0,9 м; мелкий душевой поддон для детей дошкольного возраста - 0,3 м. душевые сетки должны быть с гибким шлангом.
IV.2. Гигиенические требования к воздушной среде помещений
Потребность детей в чистом, свежем воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки, интенсивность обмена газов между кровью и воздухом у них несколько ниже, чем у взрослых. Необходимо, чтобы химический, физический и биологический состав воздуха в помещениях, т. е. микроклимат, отвечал установленным гигиеническим нормам.
Качественный состав воздушной среды помещений слагается из химических веществ антропогенного происхождения, компонентов мигрирующих из современных полимерных и лакокрасочных материалов, детских игрушек.
Состав воздуха в дошкольном учреждении в результате длительного пребывания в них детей постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышаются температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются органические примеси, аммиак, сероводород и др., которые ухудшают самочувствие ребенка.
Изменения химического состава воздуха в помещениях вызываются тем, что выдыхаемый человеком воздух значительно отличается от атмосферного (Табл.9 )
Табл.9. Химический состав атмосферного и выдыхаемого воздуха
(в процентах от общего объема воздуха)
Составные элементы воздуха | Атмосферный воздух | Выдыхаемый воздух |
Кислород | 20.7 | 15.4 |
Азот | 78.8 | 79.2 |
Углекислый газ | 0.03 | 4.4 |
Водяные пары | 0.47 | Насыщенный |
Органические вещества: аммиак, летучие жирные кислоты, сероводород — человек выделяет через кожу, полость рта и кишечник. В воздухе помещений их тем больше, чем хуже уход за телом и детской одеждой. Особенно много органических веществ образуется в туалетных помещениях, прачечной, кухне. При наличии в кухне газовых плит воздух может ухудшаться и за счет попадания в него продуктов неполного сгорания топлива и образования окиси углерода.
В помещениях постепенно изменяется ионный состав воздуха. Легкие ионы, оказывающие положительное влияние на человека, адсорбируются дыхательными путями детей, парами воды, пылевыми частицами, количество их постепенно уменьшается, в то время как количество тяжелых ионов, содержащихся в выдыхаемом детьми воздухе, увеличивается, ухудшая тем самым качество воздуха.
Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микроорганизмов, выделяемых при дыхании, кашле, чиханье. Следует внимательно следить за состоянием полости рта и слизистых оболочек дыхательных путей у детей.
Групповые комнаты должны хорошо освещаться солнцем, так как под влиянием его ультрафиолетовых лучей многие болезнетворные микроорганизмы погибают, а организм ребенка становится менее восприимчивым к заболеваниям.
Химический состав и физические свойства воздуха в жилых помещениях, как правило, изменяются по мере увеличения в нем уровня углекислого газа (СО2). Количество углекислого газа в воздухе не превышает 0,1 %. При расчете необходимого объема воздуха на ребенка в
1 ч принято исходить из количества выдыхаемого им за это же время СО2 и предельно допустимой концентрации его в воздухе помещений. Выделенный СО2 должен распределиться в воздухе помещения и не превысить предельно допустимого содержания. Количество углекислого газа, выделяемого за 1 ч, зависит от возраста ребенка и характера выполняемой им работы. Дети дошкольного возраста выдыхают около 4 л СО2, младшего школьного возраста - 8 - 10 л.
Чтобы в помещениях дошкольных учреждений воздух был качественным, необходимы достаточная их кубатура и правильный воздухообмен. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 7,5-8 м² воздуха. Такая кубатура достигается в тех случаях, когда площадь пола на одного ребенка в групповой комнате составляет 2,0-2,5 м², а высота помещения достигает 3 м.
Естественный обмен воздуха в помещениях (через поры строительного материала, щели в окнах, дверях под действием ветра и др.) недостаточен, поэтому помещения проветривают через открытые окна, фрамуги и форточки.
В тех случаях, когда температура атмосферного воздуха не ниже - 5 °С и отсутствует сильный ветер, в ДДУ проводится широкая аэрация помещений в присутствии детей. При проветривании необходимо избегать сквозняков.
В отсутствие детей в помещениях проводят сквозное или угловое проветривание (открывают фрамуги, форточки или окна). Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен.
Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Сквозное проветривание при очень низких температурах наружного воздуха (ниже - 20 ºС) проводится не более 2—3 мин., при более теплой погоде - проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 мин до прихода детей.
Для эффективного проветривания помещений ДДУ окна оборудуют откидными фрамугами с рычажными приборами и используют их для проветривания во все сезоны года. Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50.
При проветривании через фрамуги увеличиваются скорость движения и объем поступающего воздуха. Воздух через фрамугу поступает в верхнюю часть помещения. Холодный воздух за счет своей относительной массы, опускаясь вниз, проникает через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой при отсутствии ветра и не очень большой разнице в температурах наружного и комнатного воздуха держать фрамуги открытыми в присутствии детей.
В холодное время года ни в коем случае нельзя заклеивать фрамуги и форточки. В групповых комнатах рекомендуется оставлять не заклеенным и одно окно, чтобы при необходимости можно было быстро проветрить помещение (в отсутствии детей).
Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуется центральная вытяжная вентиляция. С ее помощью из помещений удаляется загрязненный воздух. Центральная вытяжная вентиляция используется в осенне-зимний период, с начала отопительного сезона и до наступления теплой погоды. Она работает на естественной тяге за счет разности температур наружного и комнатного воздуха.
Постоянное проветривание групповых комнат и спален осуществляется также через приточные шкафы, которые встроены в одну из наружных стен помещения.
ΙV.3. Гигиенические требования к тепловому режиму помещений дошкольных учреждений
Температура окружающего воздуха оказывает большое влияние на организм ребенка. Если она слишком высокая, отдача организмом тепла затрудняется и ребенок перегревается. Слишком низкая температура, наоборот, усиливает отдачу тепла организмом и ребенок переохлаждается. Это неблагоприятно сказывается на самочувствии, работоспособности детей, затрудняет любую их деятельность. Отопление в ДДУ должно создавать условия теплового равновесия без резкого напряжения терморегуляции (тепловой комфорт).
Комфортные тепловые условия ограничиваются определенными температурными пределами в соответствии с возрастом и зависят от состояния здоровья, вида деятельности и закаленности детей.
В помещениях, предназначенных для здоровых детей от 1,5 до 7 лет, установлены определенные нормы температуры воздуха .
В игровых и групповых, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть не менее 22º С. Относительная влажность воздуха в детских помещениях 40-60 %, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/сек.
В дошкольном учреждении применяют различные системы отопления: центральное или автономное водяное, газовое . Все эти системы должны соответствовать следующим требованиям: обеспечивать достаточную и равномерную температуру и влажность воздуха, не загрязнять его продуктами неполного сгорания топлива, быть пожаробезопасными. Наиболее широко используется центральное водяное отопление низкого давления с температурой нагрева воды в котлах не выше 95º С. Колебание температуры в различных помещениях ДДУ в течение суток не превышает 2- 3 °С.
В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы и др. Конструкция радиаторов должна обеспечивать достаточную и равномерную отдачу тепла в окружающий воздух и возможность легкого удаления с них пыли. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами.
Средняя температура поверхности отопительных приборов должна быть не более 80º С. Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы должны быть ограждены съемными решетками.
ΙV.4. Гигиенические требования к организации водоснабжения
Водоснабжение детского учреждения должно обеспечивать достаточное количество воды для питья, приготовления пищи, гигиенического содержания помещений, привития детям гигиенических навыков. Качество воды, которая используется в дошкольном учреждении, должна отвечать требованиям действующего стандарта.
В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей расход воды составляет 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным - 100 л. Холодным и горячим водоснабжением должны быть обеспечены групповые ячейки, медицинский блок, пищеблок, туалетные, постирочные, бассейн. Температура воды, подводимой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37° С и не выше 60º С .
В каждой группе ДДУ должна быть свежая питьевая вода. Ее хранят в закрытой стеклянной посуде (графин, кувшин). Для детей в старших группах на подносе, рядом с водой, должны быть опрокинутые вверх дном чистые чашки или одноразовые стаканы. Воду обновляют ежедневно.
Водоснабжение дошкольных учреждений обеспечивается через городские (в городах) и поселковые (в сельской местности) центральные водопроводы. Там, где нет центрального водопровода, детские сады снабжаются водой от ближайших предприятий или учреждений, имеющих водопровод. Только в крайних случаях для детских учреждений строят местный водопровод или берут воду из колодцев.
Воду из местных водоисточников подвергают тщательному химическому и бактериологическому анализу. Вода не должна содержать: органических веществ, свидетельствующих о загрязнении источника воды животными отбросами (кал, моча, сточные воды), вместе с которыми в воду проникают болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Оценивая качество воды, определяют также содержание в ней известковых и магнезиальных солей, обусловливающих жесткость воды (жесткая вода не представляет опасности для организма, однако в ней плохо развариваются некоторые продукты (мясо, овощи), плохо мылится мыло, она оставляет большую накипь на стенках котлов и кухонной посуды.
ΙV.5. Санитарное содержание дошкольных учреждений
Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1—2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. Мусор немедленно убирают в мусоросборники. В летнее время не менее двух раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок. Вывоз мусора с участка ДДУ должен производиться ежедневно за 1-2 ч до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания.
При входе в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре — маты, а в вестибюле — дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.
Уборка помещений проводится ежедневно 2 раза влажным способом при открытых окнах или фрамугах с применением моющих средств.
Полы следует мыть не менее 2 раз в день, при этом один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и раз в неделю моют.
Генеральную уборку всех помещений проводят один раз в месяц: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, протирание стен моющими и дезинфицирующими средствами. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборку проводят после каждого занятия. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).
Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открытыми и систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. Очистку шахт вытяжной вентиляции проводят два раза в год.
Столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с дефектами.
Пищевые отходы в группах собирают в промаркированные метал-лические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают.
Посуду и столовые приборы моют в двух-трех гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения, с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40° С, ополаскиваются горячей проточной водой с температурой не ниже 65° С (вторая ванна) и просушивают. Допускается установка посудомоечной машины.
Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.
Столы моют горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую затем простирывают, просушивают и хранят в специальной промаркированной посуде с крышкой.
Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидемиологической. ситуации кипятят в течение 15 мин. в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.
В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: (полы, подоконники, радиаторы), еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т. п., ежемесячно проводят генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
В буфетных, моечных столовой и кухонной посуды, а также возле всех ванн, которые используют для обработки инвентаря, вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств, используемых в данный момент, правил приготовления рабочих растворов.
Полы в туалетных, унитазы моют два раза в день горячей водой и моющими средствами. В младших дошкольных группах полы следует мыть после каждого пользования горшками.
Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом ежедневно. Горшки моют после каждого пользования при помощи квачей и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
Весь уборочный инвентарь после пользования промывают горячей водой с моющими средствами. Дезинфицирующие растворы хранят в темной посуде в местах, недоступных детям. Уборочный инвентарь (тряпки, ведра, щетки) маркируют и хранят в специальном шкафу в туалетных комнатах.
Оборудование участка (столы, скамьи, физкультурные снаряды и др.) ежедневно протирают. Песок в песочных ящиках меняют не реже одного раза в месяц, на ночь ящики закрывают крышками. Перед игрой песок слегка увлажняют, перелопачивают, загрязненный песок заменяют чистым.