Классно-урочная система и ее альтернативы.
Наиболее распространенная сегодня в школах форма обучения -классно-урочная. Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относится ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между ученикам, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца.
Существует множество попыток модифицировать классно-урочную систему обучения или заменить ее на другие. В 1798 г, английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер разработали и применили в школах Англии и Индии так называемую белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. Старшие ученики под руководством учителя сначала сами изучали материал, потом, получив инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учителей организовывать массовое обучение, однако его качество оказывалось невысоким.
В конце XIX в. в США появилась батовская система, которая делилась на две части: коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия как с сильными, так и со слабыми учащимися. Со способными учениками работал учитель, с отстающими - его помощник.
Одновременно в Европе стала создаваться маннгеймская система, названная по имени города Маннгейм. Основатель этой системы И. Зиккенгер предложил создавать четыре разных класса в соответствии со способностями детей: классы иностранных языков для наиболее способных; основные классы для детей со средними способностями; классы для малоспособных; вспомогательные классы для умственно отсталых. Отбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов.
В 1905 г. учительница Елена Паркхерст (г. Долтон, США) применила систему индивидуализированного обучения, названную Дальтон-план. Цель данной системы - дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. Классы были заменены на лаборатории и мастерские, объяснение материала и уроки отменены. В начале года учащимся выдавались задания по каждому предмету, которые затем конкретизировались по месяцам, и ученики отчитывались по ним в установленные сроки. Единого расписания не было. Коллективная работа происходила один час в день, остальное время - индивидуальная работа в мастерских и лабораториях, в которых постоянно присутствовали учителя.
В 50-60-х гг. XX в. в США получил известность план Трампа - форма индивидуализированного обучения, сочетающаяся с лекциями, на которые отводилось до 40% времени. Высококвалифицированные педагоги с помощью студентов проводили лекции в больших аудиториях с количеством от 100 до 1500 человек. Затем малые группы учащихся по 10 -15 человек обсуждали материалы лекции, вели дискуссии под руководством рядового учителя или лучшего ученика. Состав малых групп не был постоянным. Объем этих занятий составлял 20%. Кроме того, около 40% времени отводилось на индивидуальную работу учащихся в кабинетах и лабораториях.
В современной практике существуют и иные формы организации обучения. Например, на Западе имеются неградуированные классы, когда ученик по одному предмету может обучаться по программе 7-го класса, а по другому «быть» в 5-м классе.
Особая форма организации обучения - «погружение», когда на протяжении нескольких дней учащиеся осваивают только один или два предмета. Аналогично организуется обучение по эпохам в Вальдорфских школах.
5. Тематическое (календарное) планирование занятий.
Основными типами планов учителя являются два; тематический и поурочный. Тематический план составляется, как правило, на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса.
В самом общем виде годовой тематический план представляет собой перечень тем всех занятий. Основная цель планирования - определить оптимальное содержание занятий и рассчитать необходимое для них время.
Чтобы занятия не были случайным набором уроков, а образовывали стройную систему, необходимо осуществлять тематическое планирование по определенной технологии.
1. Приступая к тематическому планированию, учитель внимательно изучает образовательную программу по своему курсу или самостоятельно разрабатывает ее в соответствии с образовательными стандартами и собственной педагогической позицией. Особое внимание уделяется общему количеству отводимых на учебный курс часов (реально, за вычетом праздничных дней, всегда часов получается меньше, поэтому планирование необходимо осуществлять «с запасом»), главным тематическим блокам или разделам курса и деятельностной направленности программы (какие виды деятельности учеников будут приоритетными).
2. Общее количество годовых часов распределяется по основным разделам (блокам) курса с учетом как тематических, так и деятельностных компонентов.
На данном этапе важно отвести время тем деятельностным элементам обучения, которые напрямую не связанны с основными темами курса-Например, отдельного времени требует ученическое целеполагание и планирование индивидуальных программ по курсу, периодические занятия детей по индивидуальным планам.
3. После определения основных блоков тематического плана рассчитывается учебное время для каждого из них. Это важный этап планирования учителем годового учебного времени. Чтобы выполнить окончательное распределение отведенных часов по разделам курса, не следует «слепо» использовать типовые рекомендации или примерные тематические планирования, публикуемые в методических журналах. Необходимо учитывать различные факторы.
Например, крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными работами. Можно заранее оценить значимость, сложность и необходимость той или иной темы в общеобразовательном процессе. Некоторые учителя отводят больше времени тем вопросам или видам деятельности, в которых они могут обеспечить наилучшие результаты.
4. Распределив учебное время на каждый тематический и деятельностный блок курса, учитель переходит к планированию занятий внутри каждого из них. Во-первых, определяются главные цели, которые будут решаться в каждом блоке (разделе, теме). Эти цели являются продолжением целевых установок образовательной программы курса. Во-вторых, выбирается оптимальная технологическая структура занятий по блоку. В-третьих, на основе технологической карты уточняются формы предполагаемых занятий, методический инструментарий и другие особенности обучения.
Тематический или деятельностный блок курса расписывается в виде входящих в него занятий. По каждому занятию приводятся следующие данные:
• Номер занятия в данном блоке и с начала года, например: урок 2/53, т. е. второй урок по данной теме, пятьдесят третий - с начала занятий.
Тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обозначенных в образовательных стандартах, программах и учебниках).
• Тип (форма) занятия (урок, экскурсия, лабораторная работа и т. п.).
• Цель занятия (записывается главная цель; при поурочном планировании цели могут быть детализированы и конкретизированы).
• Дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы и т. п.).
• Домашнее задание (дифференцированное/репродуктивное, частично-поисковое, творческое/, номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, по индивидуальным программам и т. д.).
При желании учитель может включить в описание занятий и другие элементы, например методы обучения, ключевые проблемы, виды дея-тельностиучеников и т. п.
5. При окончательной компоновке годового тематического плана возможна корректировка последовательности блоков и предварительно распределенного на них времени.
Тематический план удобно оформлять в табличной форме на компьютере или на больших складывающихся листах (например, миллиметровой бумаге).
Планирование творческого (нетрадиционного) урока.
Этапы и особенности составления плана урока, ориентированного на творческую деятельность учеников.
1. План творческого урока - это инструмент реализации учителем своей образовательной программы. Поэтому планирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела.
2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя. Припоминаются особенности учеников того класса, в котором будет проводиться урок. Вспоминаются наиболее удачные элементы предыдущих уроков. Вживаясь в состояние учеников, учитель чувственно и мысленно ощущает их действия в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.
3. Учитель вырабатывает собственное личностное отношение к проблематике темы. С этой целью происходит знакомство с учебниками, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока. Отыскиваются проблемы, которые интересны самому учителю (тогда есть вероятность, что эти же проблемы будут интересны и ученикам). Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения специалистов (ученых) на изучаемую проблему. Предварительное знание учителя о разном понимании проблемы поможет ему увидеть в детских суждениях на уроке индивидуальные подходы их авторов, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников.
4. Определение смысла урока, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу. Важно учесть, что смысл урока и изучаемой темы в сознании разных учеников может быть различен. Полезно иметь представление о направленности индивидуальных образовательных программ учеников, об их интересах в изучаемой области.
5. Разрабатывается идея урока, которая обуславливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результатом. Формулируется одно или несколько открытых заданий, которые не имеют однозначного варианта их выполнения и позволяют каждому ученику реализовать свою индивидуальность.
6. Отбирается такой материал и такие средства, методы и формы деятельности, которые обеспечат «рождение» учениками своего содержания образования. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать.
7. Соотнесение возможных творческих результатов учеников с образовательными стандартами. К планируемым творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги. Например, к уроку по составлению учениками собственных таблиц сложения чисел учитель готовит аналогичные таблицы, составленные древними и современными ученым и.
8. Уточнение и письменное формулирование целей урока различного ранга по отношению к разным субъектам обучения. Приведем примеры трех уровней целей по отношению к ученикам: «Составить числовой ряд на основе собственной математической закономерности» (предметная цель); «Сформулировать понятие «закономерность» (метапредметная цель); «Научиться формулировать свою цель, способ работы, возникшую трудность, освоить способ графической рефлексии» (методологические цели).
9. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока.
Одно из требований занятия - «дыхание урока», то есть смена контрастных видов деятельности учеников при сохранении образовательной доминанты. Так, на уроке с учениками начальной школы такая смена происходит не реже, чем через 10-15 минут. Например, в начале урока 10 минут происходит обсуждение проблемы («громкая» коллективная работа); затем формулируется задание, и в течение 15 минут каждый ученик решает названную проблему («тихая» индивидуальная работа); далее ученики в течение 10 минут выступают перед друг другом или в группах со своими результатами («громкая» индивидуально-групповая деятельность); в завершающие 5 минут происходит письменная рефлексия - каждый ученик пишет в тетради, что он понял и чему научился («тихая» индивидуальная деятельность).
10. Написание конспекта (плана) урока. Его примерная структура;
• тема урока, класс, дата проведения;
• тип урока;
• цели урока;
• оборудование и материалы к уроку;
• фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников;
• главная проблема урока (записывается одна или две-три проблемы);
• этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам;
• формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Для творческого урока задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, например: «Нарисуйте свою картину мира»;
• предполагаемые результаты выполнения заданий учениками (желательно указать 2-3 возможных варианта результата);
• культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме;
• рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски;
• задание ученикам по рефлексии их деятельности;
• формы контроля и оценки результатов урока;
• задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально);
• рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия);
• список литературы и других источников, использованных учителем
для подготовки к уроку;
• форма анализа проведенного урока, итоги его обсуждения с присутствующими на нем коллегами или учениками.
Главные вопросы при создании творческого урока: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс?
Задания могут быть сгруппированы по доминирующим видам деятельности учащихся: креативной, когнитивной, оргдеятельностной. Помощь в их выполнении оказывают алгоритмические описания и рекомендации.
Типы творческих (нетрадиционных) уроков. Для определения базовой основы творческого урока выбирается оптимальный для каждого случая тип урока.
Целью творческого урока является создание учениками собственного образовательного продукта. Образовательная продукция является результатом выполнения определенных видов деятельности, поэтому разделение творческих уроков на типы может происходить на основе различных ведущих видов деятельностей: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др.
Творческие уроки, особенно в младших и средних классах, как правило, комбинированные, то есть включают 3-4 сменяемых друг друга вида деятельности учеников. В старших классах деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения.
Ниже представлены перечни названий типов творческих уроков. На их основе могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленные творческих уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построений.
Уроки когнитивного типа:
• урок-наблюдение;
• урок-эксперимент;
• урок исследования объекта;
• поисковый урок;
• лабораторно-практичеекий урок;
• урок постановки проблем и их решение;
• урок конструирования понятии (правил, равил, закономерностей, гипотез);
• урок конструирования теорий;
• урок построения картины мира или ее части;
• урок работы с первоисточниками;
• интегративныйурок;
• межпредметныи урок;
• урок обобщения.
Уроки креативного типа:
• урок составления и решения задач;
• урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);
• урок-парадокс;
• урок-фантазия;
• урок изобретательства;
• урок технического (научного, прикладного, художественного,
• социального, культурного, педагогического) творчества;
• урок моделирования;
• урок символотворчества;
• урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий),
• урок - эвристическая ситуация;
• урок открытий;
• сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);
• деловая игра;
• ролевая игра;
• урок-путешествие (реальное, виртуальное);
• урок-наоборот (ученик в роли учителя);
• урок в школе будущего;
• прогностический урок;
• урок защиты творческих работ;
• урок-олимпиада;
• урок творческого обобщения.
Уроки оргдеятельностного типа:
• урок целеполагания,
• урок разработки образовательных программ;
• уроки с групповой работой;
• урок-проект (с использованием метода проектов);
• урок-консультация (взаимоконсультация);
• урок самооценок (взаимооценок);
• урок-зачет (самозачет); урок-рефлексия.