Возрастные особенности развития двигательных способностей

В возрастном развитии двигательных способностей наблюдается гетерохронность (наличие активного темпа развития, пассивного и стабилизации). Теорией и спортивной практикой отмечено, что в период активного развития способности применение упражнений данной направленности значительно повышает уровень ее развития. Такие периоды получили название сенситивных или чувствительных к тренировочным воздействиям. Приуроченность критических периодов к хронологическому возрасту связана с половыми особенностями развития. Если рассматривать школьный период жизни (7‑17 лет), то у девочек критические периоды развития смещены в основном к более раннему возрасту (9‑12 лет), а у мальчиков распределяются достаточно равномерно. Важно отметить, что критический период для развития скоростных качеств у детей обоего пола приходится на более ранний период жизни, чем для выносливости и силы.

Развитие силы и скоростно-силовых способностей. Сила мышц тесно связана с ростом мышечной ткани и развитием суставно-связочного аппарата. Возрастное развитие мышечных групп происходит неравномерно и совершенно индивидуально: каждая из них в процессе онтогенеза проходит свой специфический путь развития. Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет. При этом сила большинства мышц-разгибателей возрастает больше, чем мышц-сгибателей. В результате неравномерного прироста силы отдельных мышц в каждом возрастном периоде изменяется соотношение силы различных мышц.

Изменение показателей взрывной силы также носит поступательный, но неравномерный характер. У мальчиков среднегодовые показатели взрывной силы с годами повышаются, достигая своего максимума в 15‑17 лет. При этом наиболее высокие приросты взрывной силы зафиксированы у мальчиков 11‑12 и 13‑15 лет.

Необходимо учитывать, что индивидуальные темпы развития силы и скоростно-силовых показателей взаимосвязаны с уровнем физического развития мальчиков и подростков. Так, у мальчиков среднего физического уровня развития наибольшие темпы прироста скоростно-силовых способностей наблюдаются от 8 до 9, от 10 до 11 и от 14 до 15 лет. У мальчиков-акселератов наблюдается три пика значительного повышения – 10‑11, 12‑13 и 14‑15 лет. Мальчики замедленного физического развития почти во всех возрастах достоверно отличаются по показателям развития скоростно-силовых способностей как от представителей среднего, так и ускоренного физического развития.

Быстрота двигательных действий. Скорость простой двигательной реакции с возрастом меняется незначительно и уже к 13‑14 годам латентный период реакции приближается к данным взрослых. Однако увеличение всех показателей, характеризующих быстроту, от возраста к возрасту протекает неравномерно.

Наиболее значительное увеличение частоты движений отмечается в 7‑9 лет. В 10‑11 лет годовой прирост частоты движений несколько снижается, а в 12‑13 лет снова увеличивается. У 14‑16-летних подростков ежегодный прирост замедляется.

Не менее важной для практики спортивной подготовки, по сравнению с названными формами проявления быстроты, является скорость целостных двигательных актов. Активное развитие скоростных способностей у мальчиков среднего физического развития наблюдается от 9 до 12 лет, с уменьшением от 8 до 9 лет и от 13 до 16 лет, со стабилизацией в 12‑13 лет. То есть, на протяжении 10 лет скоростные способности интенсивно развиваются и при этом наибольший темп прироста приходится на подростковый возраст. Дети и подростки среднего физического развития в формировании скоростных способностей не имеют существенных отличий от своих сверстников ‑ акселератов и ретардантов. Исключение составляет
14-летний возраст, где подростки среднего физического развития показывают более низкие результаты, чем ретарданты, а также 12 и 16 лет, когда они опережают в скорости движений акселератов. В свою очередь, у акселератов в развитии скоростных способностей наблюдается два пика увеличения ‑ от 9 до 11 и от 12 до 15 лет.

Двигательная выносливость. С возрастом выносливость как при статической, так и при динамической работе заметно повышается. Рост показателей выносливости у мальчиков-подростков среднего физического развития активно происходит на протяжении всего школьного возраста с незначительным, недостоверным уменьшением в возрасте от 15 до 16 лет. В этой группе наиболее благоприятными периодами для развития выносливости можно считать возраст 13‑14, 14‑15 и 16‑17 лет.

Акселераты по показателям выносливости уступают своим сверстникам. Прирост в развитии этого качества для них наиболее характерен в возрастных диапазонах 13‑14 и 14‑15 лет.

Дети с замедленными темпами физического развития по ежегодному темпу прироста выносливости не имеют явных отличий от своих сверстников. Но наиболее высокие темпы прироста у них приходятся на более поздний возраст, а
именно ‑ на 16‑17 лет. В то же время важно помнить, что в развитии выносливости ретарданты опережают акселератов на протяжении почти всего подросткового периода.

Координационные способности. На протяжении школьного возраста у мальчиков среднего физического развития показатели, характеризующие уровень координационных способностей (КС), улучшаются вплоть до 14 лет. При этом значительный достоверный прирост в развитии этого качества наблюдается от 8 до 9 лет и от 11 до 12 лет, что является основанием для увеличения нагрузки в данных возрастах. Таким образом, благоприятные предпосылки для развития КС имеются в препубертатный и пубертатный периоды. В постпубертатный период развитие КС стабилизируется.

У мальчиков ускоренного физического развития формирование КС завершается несколько позже, чем у представителей среднего уровня ‑ к 14‑15 годам. Прирост КС у акселератов происходит не так интенсивно, как у представителей среднего физического развития. Здесь наблюдается три пика увеличения прироста: 8‑9, 11‑12 и 14‑15 лет. Наибольший прирост ‑ в пубертатный период, несколько меньший ‑ в препубертатный и значительное уменьшение ‑ в постпубертатный. Почти во всех возрастах спортсмены среднего физического развития опережают акселератов в выполнении движений, связанных с проявлением КС.

У мальчиков замедленного физического развития КС эффективно развиваются на всех возрастных этапах от 9 до 13 лет.

Гибкость. Увеличение показателей суммарной подвижности суставов продолжается практически до 16‑17 лет. Однако темпы прироста подвижности после 14‑15 лет существенно снижаются.

Несмотря на различия в показателях прироста подвижности разных суставов, исследователи отмечают общую закономерность ее развития: в возрасте 7‑11 лет происходит интенсивный прирост подвижности во всех суставах, в 12‑15 лет подвижность достигает постоянной величины, а в 16‑17 лет подвижность во всех исследуемых суставах снижается. В целом способность выполнять движения с большой амплитудой достигает своих максимальных величин независимо от физического развития в препубертатный период. Пубертатный период характеризуется наиболее активным формированием гибкости, постпубертатный ‑ стабилизацией.

В формировании гибкости у мальчиков среднего физического развития наиболее эффективными периодами являются 9‑10, 10‑11 и 14‑15 лет. Наибольшее увеличение гибкости у акселератов наблюдается в возрасте от 11 до 12 и от 15 до 17 лет. У ретардантов с 8-летнего возраста наблюдается замедление в развитии гибкости, которое заканчивается только к 13 годам. В период от 13 до 15 лет гибкость у них увеличивается, но с 15 до 16 лет снова наблюдается ее снижение. Однако ретарданты в младшем школьном возрасте в развитии гибкости нередко опережают своих сверстников среднего и ускоренного физического развития.

Классификация каратэ

Техника спортивного каратэ включает в себя технический арсенал, состоящий из атакующих, защитных и обеспечивающих приемов и действий, разрешенных правилами соревнований. Подход, изложенный в данной классификации, позволяет установить функциональные связи между приемами и действиями; определяет необходимость объединения имеющихся групп классификации или образования новых групп; позволяет максимально полно рассмотреть вероятность расширения технического арсенала и способствует созданию общих понятий и определений техники.

На рисунках 1‑3 изображены классификационные схемы технических приемов и действий спортивного каратэ.



Классификация ударов

Техника ударов с учетом ее тактической реализации может быть классифицирована: по траектории движения атакующей конечности, по направлению движения к цели ударного звена, по способу выполнения движения, по амплитуде, по уровню цели, по тактике применения, по сочетанию ударов в атакующих действиях.

Классификация ударов руками:

По траектории движения атакующей конечности (ударного звена):

‑ прямые;

‑ круговые (внутрь, наружу, снизу, сверху).

В соответствии с традиционной японской терминологией каратэ приве­денные выше группы ударов в сочетании с некоторыми видами перемещения образуют самостоятельные технические действия:

‑ удар с шагом;

‑ удар с перешагом.

По направлению движения к цели ударного звена:

‑ прямо;

‑ сбоку;

‑ снизу;

‑ сверху.

Примечание: соответственно спереди и сзади.

По способу выполнения (характеристика динамики):

‑ быстрый ‑ медленный;

‑ сильный ‑ слабый.

По амплитуде:

‑ длинные;

‑ короткие.

По уровню цели:

‑ нижний сектор;

‑ средний сектор;

‑ верхний сектор.

По тактике применения:

‑ обманные (отвлекающие, ложные);

‑ поражающие (удары, наносимые с целью получения выигрышных баллов).

По сочетанию ударов в атакующих действиях:

‑ одиночные;

‑ повторные;

‑ двойные;

‑ серийные.

Классификация ударов ногами:

По траектории движения атакующей конечности (ударного звена):

‑ прямые (вперед, в сторону, назад);

‑ круговые (внутрь, наружу, сверху, снизу).

По направлению движения к цели ударного звена:

‑ прямо;

‑ сбоку;

‑ снизу;

‑ сверху;

Примечание: соответственно спереди и сзади.

По способу выполнения (характеристика динамики):

‑ быстрый ‑ медленный;

‑ сильный ‑ слабый.

По амплитуде:

‑ длинные;

‑ короткие.

По уровню цели:

‑ нижний сектор;

‑ средний сектор;

‑ высокий сектор.

По тактике применения:

‑ обманные (отвлекающие, ложные);

‑ поражающие.

По сочетанию ударов в атакующих действиях:

‑ одиночные;

‑ повторные;

‑ двойные;

‑ серийные.

Наши рекомендации