Глава четвертая модернизация обучения и воспитания 4 страница

Программа «Америка 2000» предусматривает активизацию усилий по внешкольному воспитанию. Создаются и совер­шенствуются центры детского творчества, «академии юнио­ров», летние детские лагеря и т. д. К внешкольному воспи­танию и образованию подключаются местные библиотеки, музеи. Университеты предлагают подросткам разнообразные образовательные программы. Активно действует ассоциация «Добровольцы в помощь школе», которая насчитывает бо­лее 1 млн человек. Члены ассоциации работают в качестве руководителей детских кружков, репетиторов, помощников учителей и пр.

В Западной Европе к удачным попыткам гармонизировать школьное и внешкольное воспитание и образование можно отнести деятельность школьных кооперативов. Особый размах она приобрела во Франции, где участниками школьных коо­перативов является пятая часть учащихся общеобразовательной школы. Это движение во Франции имеет региональные и

центральные органы управления; ежегодно созывается на­циональный конгресс школьных кооперативов.

В школьные кооперативы объединяются ученики класса или школы вместе с преподавателями. Кооперативы создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, выставок, праздники, состязания, ведут природоохранительное просвещение. Они собирают и зарабатывают средства на нуж­ды учебных заведений, занимаясь огородничеством, кролико­водством, сбором лекарственных трав и пр. В уставах школь­ных кооперативов записано, что их деятельность осущест­вляется прежде всего в игровых формах.

Кооперативы используются для большей мотивации учебно-воспитательного процесса. Администрация школ, на­пример, вправе в конце года настоять на исключении из школьного кооператива учеников с низкой успеваемостью и плохим поведением.

Кооперативы оказались хорошей школой общественного воспитания. Они действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой демократичес­ких выборов, регулярно принимают участие в различных дискуссиях. Можно согласиться с суждением французского педагога Ж. Прево, что участники школьных кооперативов получают наглядные и прочные представления о демокра­тических процедурах в обществе и государстве.

Интеграция школьного и внешкольного воспитания и обра­зования в Западной Европе реализуется в деятельности куль­турно-просветительных центров — «воспитательных городов». В Декларации Европейской ассоциации «воспитательных го­родов» (Болонья, 1990) говорится о необходимости посред­ством таких центров сглаживать неравенство при получении образования, осуществлять неформальное обучение, форми­ровать гражданственность и нравственные качества, органи­зовывать педагогическое образование родителей, оказывать культурно-образовательную помощь иммигрантам, реализо­вывать профессиональную ориентацию.

За рубежом существуют различные варианты культурно-воспитательных центров. Так, во Франции эти учреждения именуются «интегрированными культурными центрами», »со-циопедагогическими комплексами» и пр. При подобных уч­реждениях создают учебные курсы, библиотеку, спорткомп-лекс, иногда и церковь. Сюда приходят дети и взрослые. Для родителей учеников устраивают встречи с педагогами, психологами, специалистами по профориентации и пр. Порой функции подобных центров берут на себя учебные заведения.

Например, школа им. А. Франк в г. Ш ало н-на-Соне предо­ставила свои помещения для разнообразной внеучебной дея­тельности (клубы, кружки, яхт-клуб и т. д. ). Здесь был создан «Дом детства» под управлением педагогов, муниципалитета и родителей. Бюджет «Дома детства« складывался из взносов властей и родителей. С детьми занимались не только по будням, но и во время выходных и каникул.

Аналогичные учреждения получили распространение в странах Северной Европы. Например, в Швеции для школь­ников организуют «Дома свободного времени». Они рас­считаны на небольшое число детей — 20—30 человек. Приходя сюда после школьных занятий, ребята отдыхают, читают, осваивают спортивные снаряды. После обеда у них есть воз­можность отдохнуть на лоне природы, выполняя при этом определенное учебное задание (например, по сбору гербария). Обитатели «Дома свободного времени» выпускают собст­венную газету, которую распространяют сами. Ближе к вечеру они производят уборку, читают вместе понравившуюся книгу.

Курс на интеграцию школьного и внешкольного образо­вания и воспитания в рамках концепции пожизненного вос­питания взят в Японии. С 1978 года в расходной части бюд­жета вместо статьи «школа» введена статья «школа, культура, спорт», предусматривающая затраты не только на школьные заведения, но и учреждения внешкольного воспитания и об­разования (библиотеки, музеи, культурно-просветительские центры, спортивные сооружения и пр. ).

Японская школа является центром жизни учащихся в будни, выходные и каникулы. Здесь школьники играют, занимаются спортом, проводят фестивали и праздники.

Помимо школьных учреждений для учащихся создана раз­ветвленная сеть неформального образования: 17 тыс. об­щественных культурных центров, 2 тыс. публичных библотск, 799 музеев, 435 домов молодежи, 34 тыс. спортивных клубов и т. д. (данные на 1990 г. ). В каждом жилом квартале есть отдельные помещения, где организуется дополнительная ра­бота с учащимися — хоровые занятия, игра на музыкальных инструментах, бальные танцы, ведение домашнего хозяйства и т. д. Муниципалитеты создают детские культурно-просве­тительные центры. В 1978 году насчитывалось около 700 таких центров, 1990 году — около 1200. Центры учреждаются прежде всего в крупных городах. Их посещают младшие школьники, которые проводят здесь все дни, кроме выход­ных, — с утра до вечера. Детей обучают по общеобразова­тельной программе, организуют их досуг и отдых.

При организации пожизненного воспитания учитывается демографическая перспектива. Поскольку население Японии неуклонно стареет, учеников приучают к внешкольному само­образованию, чтобы помочь сохранять вкус к жизни в самом преклонном возрасте.

В России существует давняя традиция внешкольного образования и воспитания. В 90-х годах действовала сеть внешкольных образовательных учреждений, ведущее место среди которых занимали Дома творчества (бывшие Дворцы пионеров). В этот период корректировались подходы к внешкольному воспитанию и образованию. Так, была пере­смотрена концепция школы как центра воспитательной работы по месту жительства, координатора усилий семьи и общест­венности- На первый взгляд, перспективная концепция не прижилась. Учителя, погруженные в учебную рутину, не в состоянии брать на себя всю тяжесть внешкольной работы. У школ не оказалось финансовых, организационных рычагов, чтобы сделаться центрами внешкольного воспитания и обучения.

Ввиду этого был сделан вывод о целесообразности межве­домственных воспитательных центров, которые должны бы­ли привлечь к воспитанию школьников в среде обитания не только профессионалов, но и общественность. Интересный опыт деятельности подобных центров был осуществлен в г. Альметьевске. Здесь в каждом микрорайоне были учреж­дены социально-педагогические комплексы. Возглавили ком­плексы руководители предприятий, членами их советов стали руководители школ, различных учреждений микрорайона. В комплексах оборудовали «семейные мастерские», помещения для спортивных занятий, клубы «хозяюшка», куда приходили родители с детьми. Учителя давали консультации по вопросам воспитания, выступали с лекциями, руководили подростко­выми клубами.

На рубеже 80—90-х годов в России появились ученические кооперативы. В бывшем Советском Союзе в 1989 году их насчитывалось около 2 тыс. Кооперативы создавались при школах, членами их обычно были учащиеся 7—13 лет. Ру­ководили кооперативами учителя труда или родители. Здесь делали одежду, тренажеры, обувь и пр. В течение учебного года учащиеся работали 2—3 раза в неделю. Во время кани­кул — ежедневно. Кооперативы продавали свою продукцию, часть прибыли шла на нужды школ.

5. средства МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВВОСПИТАНИИ

Общеизвестна огромная роль средств массовой информации в воспитании. Крупнейшие радио-, телекомпании, газеты и журналы систематически готовят специализированные вос­питательно-образовательные программы. Среди средств мас­совой информации по интенсивности и масштабности воз­действия на школьников лидирует телевидение. Редкие семьи в ведущих странах мира не имеют видеотехники. Телевидение существенно влияет на школьную молодежь. Выявлено, что ученики проводят у телеприемников до 8 часов в день. Вме­сте с тем телепередачи меньше смотрят в регионах с более высоким уровнем культуры. Это объясняется прежде всего тем, что люди с высоким интеллектом предпочитают выбо­рочный просмотр телевизионных передач.

Учебное телевидение является незаменимым средством ста­новления детской личности, поскольку позволяет довольно полно и адекватно приобщать школьников к ценностным ориентациям взрослых.

В США учебные программы транслируют до 200 теле­компаний и более 700 студий кабельного телевидения. Ми­нистерство образования координирует ряд национальных учебных телепрограмм. Разработкой и внедрением новых учебных программ занимаются несколько педагогических центров (наиболее известный находится в Станфордском университете, штат Калифорния).

Прочные позиции занимает учебное телевидение в Запад­ной Европе. Так, английская компания Би-би-си ежегодно транслирует учебные передачи объемом до 400 часов. Передачи смотрят практически во всех школах Великобритании.

Во Франции государственный канал телевидения систе­матически — трижды в неделю — ведет учебные передачи. Подготовкой учебных видеоматериалов в масштабах страны руководит Национальный центр аудиовизуального обучения в Ванве.

В Японии по каналам столичного и провинциального телевидения предлагаются различные образовательные передачи для детей всех возрастов.

Немалый опыт накоплен учебным телевидением в России. Так, до 1996 года регулярно выходила в эфир передача «Рос­сийские университеты».

Во Франции в настоящее время создаются общенацио­нальные фонды аудио-, видеодокументации. Был осущест­влен масштабный эксперимент, получивший название

«Активный юный телезритель». В его задачи входило научить школьников критически пользоваться телеинформацией для самообразования, расширения кругозора. Подростки получали консультации от учителей и собственных родителей, которые прошли особые стажировки в аудиовизуальных учебных центрах. В эксперименте участвовали до 25 тыс. подростков, 2 тыс. взрослых, в том числе 1300 преподавателей. Анкетирование и тестирование большой группы школьников в начале и по окончании эксперимента показали, что все они заметно продвинулись вперед в своем развитии.

Среди проблем, которые возникают в связи с влиянием на молодежь средств массовой информации, особую тревогу порождает опасность дегуманизации личности школьника. По мнению многих специалистов, жестокость, насилие, низ­копробные в художественном и эстетическом отношении материалы, которыми наполнены средства массовой инфор­мации, пробужают в подрастающем поколении самые темные и низменные наклонности и желания. Ученые и практики, представители общественности обеспокоены, что средства массовой информации, новейшие технологии гасят фантазию и воображение детей, отодвигают на задний план ничем не заменимые при воспитании человеческие контакты. «Где же тут общение?» — вопрошает американский фантаст Р-Брэд-бери, описывая оснащенную всяческой техникой школу бу­дущего. Встревоженность писателя не беспочвенна. Уже се­годня телевидение, компьютерные игры нередко заменяют школьникам общение с родителями, сверстниками, препода­вателями.

Японский ученый Тонака Казиа считает в этой связи, что средства массовой информации должны интегрироваться в процесс воспитания крайне осторожно, чтобы развивать, а не разрушать личность ребенка.

Чтобы сделать управляемым воздействие средств массовой информации на учащихся, ученые-педагоги предложили нес­колько вариантов использования новейших технологий в воспитании и образовании. Один из них получил название «мультимедиа». Его смысл состоит в комплексном исполь­зовании новейших технических средств информации для школьного воспитания и образования. Учитывается, что вся­кое техническое новшество в сфере информации и связи имеет свои специфические особенности и потому должно стать особым звеном в системе мотивации учащихся.

Для реализации идеи «мультимедиа» при министерстве образования Франции действует Координационный центр,

который занят разработкой и внедрением методик исполь­зования материалов средств массовой информации в учебно-воспитательном процессе. Центр систематически публикует и распространяет информационные обзоры для школьников и преподавателей (школьный видеорепортаж, школьное радио, школьный журнал и пр. ). Центр издает общеевро­пейский журнал «Факс», материалы которого собираются в течение 24 часов по факсовой связи из школ всей Европы.

На особом месте среди форм воспитания, черпающих мате­риал в средствах массовой информации, находится деятель­ность, получившая наименование «пресса в школе». Она по­пулярна в старших классах и способствует педагогически целесообразному усвоению информации, поступающей из газет и журналов. «Прессе в школе» отводится важная роль в модернизации школьного воспитания. За нее ратуют ведущие западные издания — американская «Нью-Йорк Тайме», французская «Монд», итальянская «Карьера дела серра». Учреждены учебно-методические журналы прессы в школе — «Читать газету» (Франция), «В зеркале прессы» (Германия). Созданы специальные педагогические центры в Германии, Италии, Франции. Издаются особые газеты для школьников, первой из которых была английская «Болтон ивнинг ньюс». В 1985 году в Париже состоялся первый международный симпозиум «Пресса в школе» с участием издательств, педагогов, ученых, бизнесменов. Прошедшая в 1996 году в Суздале очередная международная конференция «Пресса в школе» означала подключение к эксперименту и российских педагогов.

Особое значение воспитанию в рамках «прессы в школе» придают в США. Здесь выходит еженедельник «Новая газета в классе» (тираж около 7 млн экземпляров), где публикуется информация по различным политическим вопросам. «Нью-Йорк Тайме» выпускает еженедельное приложение «Пресса в школе». Богато иллюстрированное, это издание содержит информацию по социальным и политическим темам нацио­нального и мирового масштаба. Материалы изданий «прессы в школе» перепечатывают провинциальные газеты. Стиль, язык публикаций вполне доступны подросткам.

В Западной Европе активно применяют «прессу в школе» во Франции, например, во многих средних школах подростков приучают систематически следить за политическими событи­ями, делать подборки материалов на темы внутренней и меж­дународной политики. Действуют клубы «прессы в школе». Участники клубов обсуждают актуальные проблемы — от

отмены смертной казни до перспектив европейской интегра­ции. В клубах ведется пацифистская, экологическая пропа­ганда, обсуждаются материалы, разоблачающие неофашизм. Периодически происходят общенациональные кампании «прессы в школе». Одна из них, например, происходила в январе—марте 1991 года. В ней были задействованы около 2,5 тыс. учебных заведений. В течение нескольких месяцев школьники из Бордо делились в прямом телевизионном эфире со сверстниками из других городов опытом подготовки школь­ной газеты.

Использование средств массовой информации в школьном воспитании и образовании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общест­венных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.

Вопросы-задания

Назовите недостаткиучебно-воспитательного процесса в современной школе. Объясните разницу и сходство между ра­дикальным и умереннымподходами к проблемепреодоления этих недостатков.

2. Охарактеризуйте традиционный урок. Попытайтесь найти сходство и различие между традиционным уроком и новыми мо­делями обучения. Приведите примеры таких моделей в разных странах мира.

3. Попытайтесь составить классификацию экспериментальных школ. Укажите их роль в развитии образования и воспитания. Приведите примеры влияния экспериментальных школ на обыч­ное образование и воспитание.

4. Подумайте, что привлекает современных педагогов в опыте экспериментальных школ прошлого? Приведите примеры ис­пользования такого опыта в современных экспериментальных школах различных стран.

5. Какую эволюцию прошли лицеи и гимназии в России с конца 80-х до середины 90-х годов?

6. Какие реформы предпринимаются для того, чтобы укрепить взаимосвязь школы и внешкольного воспитания и образования?

7. В чем вы видите главные функции новейших технических средств обучения? Приведите примеры из опыта ведущих стран мира.

8. Что положительного и отрицательного, на ваш взгляд, несет использование в школе новейших технических средств?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие мировой школы и педагогики — многосторонний процесс, масштабы и результаты которого весьма значитель­ны. Произошли решительные изменения, вызванные меняю­щимися потребностями человеческой цивилизации, необхо­димостью перевести на педагогический язык эти новые пот­ребности.

Важнейшей тенденцией можно считать прогресс школь­ного воспитания и образования, которые остаются опорой духовности, очагом приобретения национальных и общече­ловеческих культурных ценностей.

Школа заметно меняет свой облик, поднимаясь до уровня современных социальных, политических, педагогических требований.

Резюмируя развитие мировой педагогики и школы, выде­лим в нем те тенденции, которые вызывают особые надежды:

линия на демократизацию школьных систем;

диверсификация и дифференциация школьного образования;

гуманистическая направленность школьного воспитания;

использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся;

модернизация классно-урочной системы;

опытно-экспериментальная деятельность;

педагогизация новейших технических средств;

интеграция школьного и внешкольного воспитания и обра­зования.

Прогресс школьного воспитания немыслим без тесной свя­зи педагогики и школьной практики. При этом диалектически отмирает устарелое и зарождается новое, происходит наполнение школьного образования и воспитания иным содержанием.

Наши рекомендации