Межгрупповое взаимодействие в жизни воспитательной организации
Межгрупповое взаимодействие организуется в воспитательных организациях между первичными коллективами, каждому из которых обеспечивается позиция группового субъекта жизнедеятельности. Соотношение групп друг с другом возникает в любом варианте организации межгруппового взаимодействия – и в кооперативном, и в конкурентном.Выделяют три варианта организации межгруппового взаимодействия.Прямое взаимодействие. Первичные коллективы выполняют работу одинакового содержания, в одно время и в одном месте, производя общий продукт (например, выход нескольких классов на строительство школьного стадиона). Совместно-параллельное взаимодействие. Первичные коллективы объединены общей задачей, которую они решают в одно время и в одном месте. Но субъективно каждый из них рассматривает цель своей работы как отличную от целей других (например, конкурс на лучшее исполнение песни и т. д.). Совместно-последовательное взаимодействие. Первичные коллективы объединены общей задачей, решение которой предполагает выработку каждым из них группового продукта, суммирование которых и позволит решить задачу (например, любое общешкольное, общелагерное и т.п. мероприятие, в котором каждый первичный коллектив представляет свой продукт, без чего мероприятие в целом срывается). Организация межгруппового взаимодействия в любом варианте из названных выше может осуществляться тремя способами. Прямой способ – административная организации межгруппового взаимодействия. Руководители ставят перед первичными коллективами задачу, которую они могут и должны решать, вступив в кооперативное ил» конкурентное взаимодействие по одному из перечисленных выше вариантов (выбор варианта зависит от задачи и содержания взаимодействия). При косвенном способе руководители создают ситуации, которые объективно предполагают и стимулируют вступление во взаимодействие первичных коллективов по одному из трех вариантов. Третий способ – взаимодействие первичных коллективов инициируют и организуют органы самоуправления.
Для того чтобы организация межгруппового взаимодействия была эффективной, полезно, чтобы формы взаимодействия отвечали некоторым требованиям, а участие групп во взаимодействии оценивалось по определенным критериям. Существуют некоторые требования к формам организации межгруппового взаимодействия:
а)форма организации межгруппового взаимодействия должна предоставлять возможности для соотнесения групп друг с другом;б)организуя межгрупповое взаимодействие, полезно использовать формы, предлагаемые телевидением в передачах, получивших большую популярность (КВН, Что? Где? Когда?, Ток-шоу и пр.);в)отбирая формы межгруппового взаимодействия, важно учитывать позитивные и негативные потенции конкурентной стратегии взаимодействия. В то же время конкурентные формы межгруппового взаимодействия имеют ряд негативных потенций: возникновение или усиление группового эгоизма; дезинтеграция группы – первичного коллектива и (или) вторичного коллектива; построение группой психологической защиты и уход от межгруппового сравнения; утрата группой чувства идентичности с более широкой группой (вторичным коллективом); возникновение и (или) обострение межгруппового конфликта;Стратегия социального творчества во взаимодействии групп проявляется в пересмотре, переоценке критериев сравнения с другой группой: группа может искать новые основания для сравнения (школьный класс, не имеющий приоритета в успеваемости, пытается повысить групповую самооценку за счет спортивных достижений, оригинальных увлечений и пр.); прямое изменение оценок основания сравнения от минуса к плюсу (группа школьников может считать доблестью нарушение дисциплины); выбор для сравнения группы с более низким статусом.