Школьная зрелость, или проще говоря, готовность к школьному обучению понятие психолого-педагогическое. Означает оно соответствие уровня физического, психологического и социального развития ребенка современным педагогическим требованиям. И, согласно определению, школьная готовность включает в себя несколько компонентов, а именно: физиологическую готовность, психологическую готовность и социальную готовность. Все эти компоненты равнозначны, и для успешной адаптации и успешного обучения ребенка в школе должны соответствовать определенному уровню. Какому же именно уровню они должны соответствовать и как этот уровень определить? Прежде чем ответь на эти вопросы, рассмотрим каждый компонент школьной зрелости отдельно. Физиологическая готовность. Под физиологической готовностью понимают общее физическое развитие дошкольника. Рост, вес, состояние зрения, слуха, нервной системы, иммунитета, развитие мелкой моторики рук, речи – вот важные показатели физического здоровья ребенка, которые должны соответствовать возрастным нормам, и учитываться при поступлении в школу. Психологическая готовность. Психологическая готовность включает в себя соответствующий уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, наличие сформированных навыков самостоятельной деятельности, положительную школьную мотивацию и определенный уровень самоконтроля. Социальная готовность. Это готовность ребенка «стать взрослым», принять статус ученика. Новую социальную роль, которая несет в себе определенные обязанности, и требует смены привычной, ни к чему не обязывающей игровой деятельности, на обязательную и оцениваемую учебную. Теперь вернемся к уровням школьной зрелости. Выделяют несколько уровней готовности к школьному обучению: высокий, средний, ниже среднего и низкий. Высокий уровень школьной зрелости предполагает хорошее или удовлетворительное физическое развитии; готовность руки к письму, умение очень хорошо копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами; хороший фонематический слух; широкий кругозор, хорошую общую осведомленность; поставленную речь, большой словарный запас; хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказывать и отвечать на вопросы по услышанному тексту; умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл пословиц и поговорок; знание цифр и букв, умение читать по слогам, прибавлять и отнимать единицу; произвольность поведения; способность самостоятельно решать поставленные задачи; устойчивое желание учиться. Средний уровень школьной зрелости включает в себя: хорошее или удовлетворительное физическое развитии; готовность руки к письму, умение хорошо или удовлетворительно копировать печатный и письменный текст, работать с ножницами; хороший фонематический слух; достаточный кругозор, хорошую или удовлетворительную общую осведомленность; развитую речь, хороший словарный запас; хорошую память, знание стихов, сказок, умение пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту; умение устанавливать сходства и различия между понятиями, классифицировать и обобщать, понимать переносный смысл несложных пословиц и поговорок; знание цифр и букв, счет в пределах 10; произвольность поведения; способность самостоятельно или при незначительной помощи взрослого решать поставленные задачи; устойчивое желание учиться. Уровень ниже среднего характеризуется хорошим или удовлетворительным физическим развитием; относительной готовностью руки к письму, умением удовлетворительно копировать печатный и письменный текст; достаточным кругозором, удовлетворительной общей осведомленностью; развитой или слабо развитой речью, достаточным словарным запасом; удовлетворительной памятью, знанием несложных стихов, сказок, умением вкратце пересказать и ответить на простые вопросы по услышанному тексту; умением устанавливать явные сходства и различия между понятиями, осуществлять несложную классификацию и обобщение; знанием некоторых цифр и букв; способностью решать поставленные задачи с помощью и под контролем взрослого; устойчивым или неустойчивым желанием учиться. Низкий уровень школьной зрелости определяется у детей, которые имеют хорошее или удовлетворительное физическое развитие; слабую готовность руки к письму; узкий кругозор, недостаточную общую осведомленность; неразвитую речь, маленький словарный запас; слабую память; умение пересказывать и отвечать на вопросы только с помощью взрослого; сравнивать, классифицировать и обобщать понятия только с подсказками ; слабо сформированные навыки произвольной деятельности; слабую учебную мотивацию. |