Бразительной, конструктивно-модельной, музыкальной)
Обеспечение развития первичных представлений:
- о форме, пропорциях, линии, симметрии, ритме, светотени;
- о соотношении по величине разных предметов, объектов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие;
- люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов), расположении предметов, загораживающих другдруга (стоящий впереди предмет частично загораживает предмет, нахо-дящийся сзади);
- о размещении объектов в соответствии с особенностямиих формы, величины, протяжённости;
- о знакомых и новых изобразительных материалах (карандаши,фломастеры, маркеры, восковые мелки, гуашь, акварель, сангина,уголь, косточки, зёрна, бусинки и т. д.);
- о цвете в качестве средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного (например, в рисунке);
- о разнообразии цветов и оттенков с опорой на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты;
- об обозначении цветов,включающих два оттенка (жёлто-зелёный, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.), изменчивости цветапредметов в период их роста и в зависимости от освещённости (например, в процессе роста помидоры зелёные, а созревшие — красные, небоголубое в солнечный день и серое в пасмурный);
- о тёплой, холодной, контрастной или сближенной гамме цветов;
- красоте ярких, насыщенныхи мягких, приглушённых тонов, прозрачности и плотности цветовоготона;
- о способах планирования сложного сюжета или узора (предварительный эскиз, набросок, композиционная схема);
- о способах преобразования конструкций в высоту, длину, ширину;
- о некоторых закономерностях создания прочного, высокого сооружения(устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, лёгкость иустойчивость перекрытий и др.);
- о зависимости структуры конструкцииот её практического использования;
- о возможностях различных бросовых материалов (спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т. д.) и способах их использования в процессе художественного труда;
- о бережном и экономном использовании и правильном храненииматериалов и оборудования, правилах, способах и приёмах подготовки иуборки рабочего места
Создание условий для приобретения опыта:
- ежедневного свободного, творческого рисования, лепки, аппликации, конструирования, активного использования разнообразных изобразительных и конструктивных материалов для реализации собственных целей;
- предварительного обдумывания темы;
- целенаправленного следования к цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, до получения результата;
- самостоятельного оценивания результатасобственной деятельности, определения причин допущенных ошибок,путей их исправления и достижения результата;
- проявления чувстваудовлетворения от хорошо выполненной работы;
- создания новых произведений и вариаций на заданную тему, основываясь на отдельных признаках действительности в сочетании снаправленностью воображения на решение определённой творческойзадачи;
- придумывания узоров для декоративных тканей, платков, полотенец, ковров, различных предметов, вылепленных изделий;
- участия в создании тематических композиций к праздникам (фризы, панно, коллажи, панорамы, диарамы) с использованием коллективных работ и специального оборудования (лекала, трафареты, степлеры идр.) и разных материалов;
- передачи в созданных продуктах ярких событий общественнойжизни (праздников);
- овладения средствами и компонентами музыкальной деятельности,в том числе различения звуков по высоте (в пределах ре первой октавы —ре второй октавы);
- выразительного пения в удобном диапазоне, правильно передавая мелодию, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание (чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность), игры надетских музыкальных инструментах, исполнения сольно и в ансамбле наударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложных песен и мелодий;
- танцевальных умений (выразительно и ритмичнодвигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами;
- передавать несложный музыкальный ритмическийрисунок), выразительного исполнения в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов, танцев;
- комбинирования исоздания элементарных оригинальных фрагментов мелодий, танцев;
- овладения средствами рисования, в том числе штрихования различных форм линиями наискось, по горизонтали, вертикали, дугообразными линиями;
- пользования карандашом плашмя для полученияровного покрытия рисунка цветом;
- ведения боком кисти по краю контура, чтобы рисунок получался аккуратным;
- рисования завитков и других линий, требующих поворота кисти руки вправо и влево;
- смешивания нескольких цветов, разбавления краски водой или разбеливания,а также добавления тёмных тонов в светлые для создания новых тонови оттенков и др.;
- создания композиции в зависимости от сюжета (располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба),обозначив линию горизонта);
- изменения форм и взаимного размещенияобъектов в соответствии с их сюжетными действиями;
- изображения более близких и далёких предметов;
- выделения в композиции главного —действующих лиц, предметов, окружающей обстановки;
- составленияузоров на основе двух-трёх видов народного декоративно-прикладногоискусства на полосе, прямоугольнике, на бумаге разной формы;
- подбора для узоров и украшений геометрических и растительных элементови использования образов (коней, птиц и др.), добиваясь передачи определённого колорита росписи, характера композиции (симметричные,асимметричные);
- овладения средствами лепки, в том числе использования пластического, конструктивного, комбинированного, ленточного способовлепки, моделирования формы кончиками пальцев, сглаживания местасоединений, оттягивания деталей пальцами от основной формы, укра-шения созданных изображений с помощью рельефных налепов, прорезания или процарапывания поверхности вылепленных изделий стекой;
- соединения отдельных частей, примазывая одну часть к другой ивставляя одну часть в углубление, предварительно сделанное на другойчасти;
- расположения фигурок на подставке недалеко друг от друга, аиногда так, чтобы они касались друг друга, в коллективных работах;
- придания устойчивости вылепленным фигурам на подставках (с помощью дополнительных предметов, которые ставятся рядом с основнойфигурой и поддерживают её);
- овладения средствами аппликации, в том числе работы с ножницами (правильно держать, свободно пользоваться, резать поперёк узкие,а затем и более широкие полосы;
- разрезать квадрат по диагонали, делать косые срезы, получать формы треугольника, трапеции; вырезатьиз прямоугольников предметы круглой и овальной формы путём закругления углов); использования техники обрывной аппликации;
- вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной гармошкой;
- выкладывания по частям и наклеивания схематических изображенийпредметов, состоящих из двух-трёх форм с простыми деталями;
- составления и наклеивания узоров из растительных и геометрических формна полосе, круге, квадрате, прямоугольнике;
- отрывания от листа бумаги небольших кусочков бумаги и наклеивания их; силуэтного вырезы-
- вания;
- выполнения декоративного узора на различных формах, составления предметов из нескольких частей и расположения их в сюжетнойаппликации;
- овладения средствами конструирования, в том числе отбора нужных деталей для выполнения той или другой постройки, использованияих с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);
- соединения нескольких небольших плоскостей в одну большую;
- создания прочных построек путём связывания между собой редко поставленных кирпичей, брусков, подготавливая основу для перекрытий;
- варьирования использования деталей в зависимости от имеющегося материала;
- использования архитектурных украшений (колонн, портиков, шпилей,решёток и др.);
- создания различных конструкций одного и того же объекта с учётом определённых условий, с целью передачи не только схематической формы объекта, но и характерных особенностей, деталей;
- конструирования по схемам, моделям, фотографиям, заданным условиям;
- преобразования построек в соответствии с заданными условиями (машины для разных грузов;
- гаражи для разных машин; горки разной высотыс одним и двумя скатами и т. п.);
- овладения средствами художественного труда, в том числе использования уже знакомых способов (разрывание, скручивание, сминание идр.);
- овладения обобщёнными способами формообразования — закручивание прямоугольника в цилиндр, закручивание круга в тупой конус;
- изготовления предметов путём переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше и др.;
- работы с различными инструментами (ножницами, иголками, шилом, линейкой и др.);
- овладения способами конструирования по типу оригами.
Методическое сопровождение:
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Цветной мир, 2014.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Цветной мир, 2014.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Цветной мир, 2011.
Изобразительная деятельность: Рисование
Перспективное планирование
месяц | тема |
сентябрь | О чём можно рассказать в рисунке? Ветки рябины в вазе. |
Октябрь | Осенний натюрморт. Осенняя берёза. |
ноябрь | Осенний пейзаж. «Осень» свободное рисование. |
Декабрь | Опушка зимнего леса. Ежиха с ежатами в ельнике. |
Январь | Совушка – сова. |
февраль | Ознакомление с русским народным искусством. Рисование по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане». |
март | Герой из прочитанной книги. Я катаюсь на коньках. |
апрель | Лети ракета к звёздам. Автомобиль остановился вечером возле дома. |
май | Весенний букет в вазе. Цветущий месяц май. |
Изобразительная деятельность: Лепка, аппликация.
Перспективное планирование
Лепка. | Аппликация. |
Сентябрь. | |
Натюрморты из овощей и фруктов. | Изготовим лото из овощей и фруктов. |
Октябрь. | |
Собираем урожай. | Кисти и гроздья ягод. |
По замыслу. | Ветка с осенними листьями. |
Ноябрь. | |
Дымковское животное «Козлик». | Синички на ветках. |
Дымковская игрушка «Индюк» | Птицы «Сорока, воробей». |
Декабрь. | |
Царевна – лебедь. | Постройте блочный дом. |
Дымковские барыни. | Новогодняя поздравительная открытка.. |
Январь. | |
Мы любим зимний спорт. | Автобус. |
Февраль. | |
Чайная посуда. | Цирк. |
Военная техника. | Поздравительная открытка для папы. |
Март. | |
Ваза для цветов. | Поздравительная открытка для мамы. |
Лепка с натуры «Мои игрушки». | Театр. |
Апрель. | |
Космодром будущего. | Наша галактика. |
Крокодил Гена и Чебурашка. | Плывёт кораблик. |
Май. | |
Мы весело танцуем на празднике. | Мы вокруг берёзки встанем в хоровод. |
Настенное панно с хохломским узором. | Весенний ковёр. |
Ручной труд
Перспективное планирование
№ п/п | Тема занятия | Виды ручного труда | Месяц |
Зонтики для гномов | Из бумаги и картона | сентябрь | |
Книжка-малышка | Из бумаги и картона | ||
Лесная школа (еж, заяц, лиса, лесовичок) | Из природного материала | октябрь | |
Стайка воробьев | Из природного материала | ||
Овощи и фрукты для магазина (поролон). | Из использованного материала | ноябрь | |
Творим и мастерим (по замыслу) | Из использованного материала | ||
Санки для гномиков | Из бумаги и картона | декабрь | |
Мебель для гномиков | Из бумаги и картона | ||
Новогодние игрушки | Из бумаги и картона | ||
Семья осьминожек | Из бумаги и картона | январь | |
Плетеный коврик | Из бумаги и картона | февраль | |
Плетеный туесок | Из бумаги и картона | ||
Панно с цветами (коробка, ткань, нитки, бумага) | Из использованного материала | март | |
Волшебная иголочка | Работа с тканью | ||
Ателье для кукол (ремонт одежды) | Работа с тканью | ||
Ателье для кукол (пошив одежды) | Работа с тканью | апрель | |
Мышка с мышатами | Из бумаги и картона | ||
Творим и мастерим (по замыслу) | Из использованного материала | май |
К концу года дети могут:
° Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
° Называть основные выразительные средства.
° Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.
В рисовании:
° Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
° Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
В лепке:
° Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
° Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
° Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
В аппликации:
° Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
° Создавать сюжетные и декоративные композиции.
В ручном труде:
° Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.
° Делать разметку по шаблону бумаги при изготовлении игрушек.
° Изготовлять объемные игрушки.
° Работать с иголкой.
К концу года дети могут:
° Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
° Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
° Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
° Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
° Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
° Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
° Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
° Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усили-• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
° Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
° Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
° Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
° Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
° Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
° Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Физическое развитие
Содержание психолого-педагогической работы направлено на формирование физической культуры детей дошкольного возраста, культурыздоровья, первичных ценностных представлений о здоровье и здоровомобразе жизни человека в соответствии с целостным подходом к здоровьючеловека как единству его физического, психологического и социального благополучия.
Лет
Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двига-
Тельной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
Создание условий для приобретения опыта:
совершенствования культуры движений, правильной техники ихвыполнения, в том числе соблюдение заданного темпа в беге и ходьбе,перестроениях, лазанье и ползание, бросание и ловля мяча, метание вцель, соотнесение движений друг с другом в более сложных упражнени-
ях и играх, точное выполнение упражнения и движения в разном темпеи ритме с сохранением равновесия, координации и ориентации в пространстве.
Переход двигательных умений в навыки.