Основные этапы подготовки учителя к уроку

Программа педагогической практики студентов

Заочного отделения исторического факультета в 2016 г.

Предоставляется учителям школ, администрации и классным руководителям.

Педагогическая практика студентов исторического факультета 3 курса проходит с 8 февраля по 4 апреля 2016 года в школах города Ярославля.

Задачи педагогической практики

1. Знакомство с системой изучения истории в основной и полной средней школе.

2. Изучение нормативных документов, регламентирующих организацию изучения истории в школе. (ГОС, ФГОС, примерная программа по истории, учебный план школы).

3. Изучение вопроса о подготовке учителя к преподаванию отдельного исторического курса, темы, урока.

4. Изучение опыта работы учителя истории (посещение и анализ уроков). (Основная школа).

5. Актуализация теоретических знаний студентов, полученных в процессе аудиторного обучения: разработка тематического планирования (не менее 8-10 уроков), конспекта одного из уроков, выполнения заданий к семинарским и лабораторным занятиям.

6. Определение темы контрольной работы, плана, списка литературы, составление предварительного конспекта.

Содержание педпрактики

1. Посещение уроков истории.

2. Знакомство с документами определяющими профессиональную деятельность учителя истории (ГОС и ФГОС, учебный план школы, примерная программа по истории)

3. Знакомство с особенностями разработки и использования рабочей программы учителя истории.

4. Знакомство с УМК по истории.

5. Разработка тематического планирования (не менее 8-10 уроков).

7. Разработка конспекта одного из уроков. (Основная школа).

6. Анализ урока истории: формирование умений школьников.

7. Проанализировать уроки учителя: использование вопросов, текста учебника а так же художественной литературы

8. Рассмотрение особенности внеклассной работы учителя истории.

9. Анализ урока учителя. (Основная школа).

ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

1 -2 неделя практики:

• Знакомство с системой изучения истории в основной и полной средней школе посещение уроков учителей истории и анализ урока по обществознанию;

• Изучение нормативных документов, регламентирующих организацию изучения истории в школе. (ГОС, ФГОС, примерная программа по истории, учебный план школы).

• Изучение вопроса о подготовке учителя к преподаванию отдельного исторического курса, темы, урока.

• Посещение уроков истории.

• Знакомство с УМК по истории.

3-4 недели практики:

· Разработка тематического планирования (не менее 8-10 уроков).

· Разработка конспекта одного из уроков. (Основная школа).

· Рассмотрение особенности внеклассной работы учителя истории.

5-6 недели практики:

· Анализ урока истории на предмет формирования умений школьников.

· Проанализировать уроки учителя на предмет использования вопросов, текста учебника а так же художественной литературы

· По результатам посещения уроков, изучить возможности развития познавательного интереса учащихся при обучении истории.

7-8 недели практики:

· Анализ урока учителя.

· Оформление отчета о прохождении практики.

Отчет по практике

1. Индивидуальный план прохождения учебной практики (Приложение 1)

2. Сравнительная характеристика ГОС и ФГОС

3. Тематическое планирование (8-10 уроков) (Приложение 2)

4. Конспект одного урока (Приложение 3)

5. Анализ урока учителя истории (Приложение 4)

6. Анализ внеклассной работы учителя истории (Приложение 7)

7. Анализ урока истории на предмет формирования умений школьников

  1. Анализ уроков на предмет использованиявопросов, текста учебника, а так же художественной литературы (Смотреть методические рекомендации к семинарским занятиям)

9. Характеристика

10. Справка-подтверждение из школы

Факультетский руководитель

педагогической практики, старший преподаватель Кумсков В.В.

Телефон кафедры методики преподавания истории (4852) 73-02-87

Телефон деканата исторического факультета (4852) 72-76-09

Приложение 1

Вариант составления индивидуального плана прохождения педагогической практики:

1. Сведения о студенте: ФИО студента, курс.

2. Сведения о месте прохождения педагогической практики (Школа №_____, класс _____; ФИО учителя – предметника; ФИО классного руководителя).

3. УМК по истории, по обществознанию (указать авторов, издательство, год издания для каждого из компонентов УМК).

Приложение 2

Вариант составления поурочного планирования

Основные этапы составления планирования уроков по истории:

1. Анализ нормативных целей урока.

2. Диагностика исходного уровня познавательных возможностей учащихся.

3. Определение целей обучения.

4. Определение эталона обучения.

5. Разработка технологии.

6. Процесс обучения.

7. Текущая проверка результатов. Коррекция процесса обучения.

8. Итоговая диагностика результатов обучения.

9. Коррекция технологии обучения.

Таблица 2.Примерная схема планирования:

Название раздела Количество часов
Дата занятия Тема занятия Форма учебного занятия Межпредметные связи Наглядные и технические средства обучения Формы текущего и итогового контроля Основная литература
для учителя для учащихся
               

Эталонные результаты обучения:

Учащиеся должны:

1. знать: (даты событий, места сражений, имена исторических деятелей…)

2. понимать: (значение событий, устанавливать причинно-следственные связи между событиями или явлениями…)

3. уметь применять: (исторические термины…)

4. давать характеристику деятельности исторической личности или событию, явлению исторической действительности прошлого.

Творческие задания для учащихся (доклады, рефераты, сообщения, написание эссе, анализ и интерпретация исторических источников – визуальных, письменных…). Необходимо указать полностью формулировку задания, а также список необходимой для его выполнения литературы (если он не указан в вышеописанной таблице).

Приложение 3

Основные этапы подготовки учителя к уроку

Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью.

1. Изучить нормативные документы, регламентирующие преподавание истории на данном концентре обучения (Госстандарт, рабочая программа по предмету).

2. Определить место урока в системе уроков по данному учебному курсу; четко определить и сформулировать тему урока.

3. Сформулировать цель урока, конкретизировать ее в следующих задачах:

· образовательная (предполагает изучение конкретного фактического материала по теме урока) – формирование в процессе урока основ знаний по дисциплине: исторических понятий, понимания закономерностей исторического процесса, установление причинно-следственных связей и других категорий, необходимых для накопления научных знаний;

· развивающая. Предусматривает развитие определенных умений и навыков у учащихся в соответствии с возрастными особенностями, особенностями обучения на данном концентре обучения (требования, зафиксированные в Госстандарте, конкретизированные для данного урока), индивидуальными особенностями класса (профиль класса); развитие памяти, речи, мышления учащихся;

· воспитательная (связана с формированием личностно значимых качеств личности, нравственное и эстетическое воспитание школьников).

4. Выделить ведущие понятия и основные идеи урока. Подобрать фактический материал, необходимый для раскрытия их содержания. При этом необходимо учитывать междпредметные и внутрипредметные связи, как ретроспективные, так и преемственные.

5. Определить методы, приемы и средства обучения на данном уроке, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся. Спланировать учебный материал:

· подобрать литературу по изучаемой теме (для учителя; для учащихся). При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монографии, исторические источники, научно-популярные издания, материалы Интернет. Нужно отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом;

· подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям;

· упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

6. Сгруппировать отобранный учебный материал (в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся). Продумать систему закрепления материала по изученной теме. Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

7. Разработать методику контроля и учета знаний школьников (что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля).

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, форму, объем, дать рекомендации для его выполнения.

9. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

10. Оформить конспект урока. Конспект должен содержать две основные части:

формальную; содержательную.

Формальная часть выглядит следующим образом:

1. Тема урока: __________

2. Тип урока:____________

3. Цель:____________

4. Задачи:

· обучающие:_____________

· развивающие:______________

· воспитывающие:_______________

5. Оборудование:________________

6. Список литературы, используемой учителем для подготовки к уроку, и рекомендуемой учащимся.

7. Последовательность отдельных этапов урока (с указанием времени, отводимого на реализацию каждого этапа урока):

а) актуализация знаний;

б) изучение нового материала с приёмами работы учителя и средствами активизации познавательной деятельности учащихся;

в) способы и приёмы закрепления материала на уроке (согласно типу урока и методу его проведения):

· первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения;

· систематизация и обобщение новых знаний на преобразующем и творческом уровнях;

г) проверка знаний и умений;

д) домашнее задание с точной формулировкой.

8. Содержательная часть - состоит из двух разделов:

1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания (указать источник, из которого взят указанный материал).

2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики (при этом необходимо указать все вопросы и задания, предлагаемые учащимся). Она может выглядеть так:

Таблица 3. Содержание урока

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формы, методы, приемы со средствами обучения и учащимися Формы, методы, приемы со средствами обучения
I. Оргмомент  
II. Объяснение нового материала Мотивация учащихся (подготовка к восприятию темы) План 1. 2. 3. Работа с тетрадью, учебником, картой, источником и т.д.
III. Закрепление изученного материала (обратная связь). Итог урока  
IV. Комментирование домашнего задания  

Приложение 4

Наши рекомендации