Методы обеспечения дисциплины труда

Конституция Республики Беларусь (ст. 41) гарантирует гражданам Республики Беларусь «право на труд как достойный способ самоутверждения человека». В соответствии с этим трудовая дисциплина обеспечивается созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, поощрения за добросовестный труд, а в необходимых случаях – принуждения.

Метод убеждения – это метод воздействия, стимулирующий субъект права к такому поведению, которое соответствует его воле. Такое воздействие формируется в процессе повседневного труда путем психологического воздействия. Конкретными формами убеждения являются правовое воспитание, культурно-просветительская работа, распространение опыта новаторов.

Совершенствование форм материального и морального стимулирования высокоэффективного труда невозможно без строгого соблюдения трудовой дисциплины, оно находится в основе метода поощрения.

Поощрения за успехи в работе – публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета как отдельным работникам, так и трудовым коллективам в связи с достигнутыми успехами в труде.
Ст. 196 ТК устанавливает два главных вида поощрений:

– за успехи в труде;

– за особые трудовые заслуги перед обществом и государством.

За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и другие достижения в работе предусмотрены следующие меры поощрения: объявление благодарности; выдача премии; награждение ценным подарком; награждение Почетной грамотой; занесение в Книгу почета, на Доску почета и др.

Правила применения поощрений определяются в коллективном договоре и ПВТР. Уставами и положениями о дисциплине предусматриваются специфические основания для поощрения работников применительно к особенностям условий труда в данной отрасли народного хозяйства.
В контракте должны быть предусмотрены дополнительные меры стимулирования труда, в том числе: предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней; повышение тарифной ставки (не более чем на 50%, если больший размер не предусмотрен законодательством). За особые заслуги перед обществом и государством по инициативе нанимателя или ходатайству коллектива работники могут быть представлены к награждению государственной наградой. Поощрения заносятся в трудовую книжку. Работникам, успешно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания.

В процессе использования метода принуждения применяют меры дисциплинарного воздействия.

3. Дисциплинарная ответственность
и дисциплинарные взыскания

В соответствии с трудовым законодательством обеспечение дисциплины труда наряду с другими методами достигается и с помощью метода принуждения. В необходимых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность – это применение нанимателем мер дисциплинарного воздействия (взыскания). Она наступает за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок – противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей.

Состав дисциплинарного проступка включает четыре элемента: субъект, субъективную сторону, объект, объективную сторону. Субъектом дисциплинарного проступка является работник, состоящий в трудовых правоотношениях с нанимателем. Субъективная сторона выражается в психологическом отношении работника к совершенному проступку. Формы вины: умысел (прямой или косвенный) или неосторожность. Объект дисциплинарного проступка – это то, на что посягает нарушитель. К объектам можно отнести права и обязанности сторон трудового отношения, интересы нанимателя, государства, имущество нанимателя, правила внутреннего трудового распорядка и т. п. Объективную сторону дисциплинарного проступка образуют вредные последствия, состоящие в причинной связи с действием (бездействием) правонарушителя.

Выделяютобщую и специальную дисциплинарную ответственность. Так, общая дисциплинарная ответственностьнаступает на основе ПВТР. Она распространяется на всех работников, в том числе на тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. При привлечении к этой ответственности могут приниматься во внимание лишь проступки, непосредственно связанные с работой. Специальная дисциплинарная ответственность наступает на основе специальных нормативных актов: уставов и положений о дисциплине, действующих в отдельных отраслях; нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы отдельными категориями работников (государственными служащими, прокурорскими работниками и др.). Смысл и значение этой ответственности состоят в применении более строгих, специфических взысканий (санкций) к нарушителям, в том числе в ряде случаев и за проступки, непосредственно с работой не связанные.

В соответствии со ст. 198 ТК за совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; увольнение.

Указанные взыскания могут применяться к работникам, несущим любой вид дисциплинарной ответственности (общую и специальную). При этом по отношению к работникам, несущим общую дисциплинарную ответственность, данный перечень является исчерпывающим. Для работников, несущих специальную ответственность, согласно ч. 2 ст. 198 ТК, могут применяться и другие дисциплинарные взыскания, предусмотренные уставами и положениями о дисциплине, а также иными актами законодательства.

Порядок применения, обжалования и снятия
дисциплинарных взысканий

В соответствии со ст. 199 ТК до применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника. При отказе от дачи объяснения должен быть составлен акт с подписями присутствующих свидетелей. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя, который с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ работника от ознакомления с приказом оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске. Днем обнаружения считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен.

При рассмотрении материалов о дисциплинарном проступке правоохранительными органами дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня отказа в возбуждении или прекращенияуголовного дела.Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными органами или организациями, – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Дисциплинарное взыскание применяется органом (руководителем), которому предоставлено право приема (избрания, утверждения, назначения на должность) и увольнения работников, либо по поручению иным органом (руководителем).

Независимо от привлечения к дисциплинарной ответственности к работникам может применяться лишение премий всех видов за: отсутствие на рабочем месте без уважительной причины; несвоевременное выполнение или невыполнение трудовых обязанностей без уважительных причин; использование государственного имущества в неслужебных целях. Уменьшается работнику отпуск в соответствующем году за прогул на число дней прогула, а также за умышленное неисполнение им трудовых обязанностей более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин. При этом отпуск должен быть не менее двадцати четырех календарных дней.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в Комиссии по трудовым спорам или суде. Эти органы вправе отменить дисциплинарное взыскание. После отмены дисциплинарного взыскания наниматель вправе применить более мягкое дисциплинарное взыскание, если не истекли сроки, предусмотренные законодательством, в которые не включаются сроки рассмотрения трудового спора в органах по рассмотрению трудовых споров.

Вышестоящий орган (руководитель), рассматривающий трудовые споры отдельных категорий работников с особым характером труда, вправе отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим органом, если установит, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка. Усиление не допускается, если вопрос о наложении взыскания рассматривается по жалобе работника. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Взыскание погашается автоматически без издания приказа.

Орган (руководитель), применивший взыскание, имеет право снять его досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа (представителя) работников, а также по просьбе работника. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом.

Тема 15. ОХРАНА ТРУДА

1. Понятие и правовое регулирование охраны труда. Государственная политика и государственное управление в области охраны труда.

2. Организация охраны труда на предприятии.

3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.

1. Понятие и правовое регулирование охраны труда.
Государственная политика и государственное управление
в области охраны труда

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства (ч. 1 ст. 221 ТК).

Требования по охране труда – нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических (ч. 2 ст. 221).

Необходимо отметить, что понятие «охрана труда» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле в охрану труда включаются все нормы трудового права, так как они призваны охранять труд работников. В узком смысле охрана труда в трудовом праве – это система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности на производстве, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда. Вся система правовых мероприятий представляет собой институт охраны труда трудового права. В институте охраны труда конкретизируются основной принцип трудового права об обеспечении охраны труда и соответствующее субъективное право работника и его гарантии.

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда состоит в том, что она охраняет жизнь и здоровье работника от возможных производственных вредностей; направлена на сохранение его работоспособности и трудового долголетия; способствует его культурно-техническому росту и гуманизации труда. Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; способствует экономии фонда социального страхования и сокращению потерь рабочего времени. Правовое значение охраны труда заключается в том, что она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизических особенностей организма подростков, трудоспособности инвалидов и др.

Цель государственной политики в области охраны труда – сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Основными направлениямигосударственной политики в области охраны труда являются: государственное управление деятельностью в области охраны труда; установление единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда; комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий труда и др. Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики, разработке нормативных актов в этой области и требований к средствам производства, технологиям и организации труда, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда работников.

Государственное управление охраной труда осуществляется на: республиканском уровне – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им республиканским органом государственного управления в сфере труда, иными республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции; отраслевом уровне – республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь; территориальном уровне – местными исполнительными и распорядительными органами (ст. 221/1 ТК).

Правовой основой организации работы по охране труда являются Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс, Законы Республики Беларусь «О пожарной безопасности», «Об основах государственного социального страхования», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правила по охране труда; Стандарты системы безопасности труда (ССБТ); Строительные нормы и правила (СНиП); акты по гигиене труда и производственной санитарии (санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы); правила безопасности (ядерной, радиационной, лазерной, пожарной, электробезопасности) и др.

Наши рекомендации