Социальное проектирование использует специальные методики

Вопрос.

Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.

Типология как научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа, выполняет важную методологическую функцию. Основные логические формы, используемые типологией, — тип, классификация, систематика.

Типология в социальной работе: а) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий; б) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария открывает возможность прогнозировать результат применения тех или иных технологий в различных условиях); в) выполняет ориентировочную функцию.

В основе классификации и типизации социальных технологий лежат те же принципы, которые используются в любой другой практической деятельности.

Как правило, в качестве оснований в классификациях выбираются признаки, наиболее существенные для объектов классификации. В этом смысле классификация выявляет существенные сходства и различия между явлениями и имеет важное познавательное значение.

Для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.

Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро- и макроуровни и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

— степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

— масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

— сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

— степень зрелости социальных объектов;

— инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

— область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

— уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

— цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как к разработке, так и типизации социальных технологий существуют различные подходы. Они диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.

Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:

— технологии поиска стратегии управления;

— технологии социального моделирования и прогнозирования;

— информационные технологии;

— внедренческие технологии;

— обучающие инновационные технологии;

— технологии прошлого опыта.

Академик МАИ В.И. Банерушев, принимая в качестве основания для классификации уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:

— глобальные технологий;

— демографические;

— экономические;

— военные;

— технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.

Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:

— социально-экономические;

— социально-политические;

— социальные;

— духовные.

Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.

3 вопрос.

Метод – это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы – способы познания действительности.

Методы социальных наук: социологии, психологии, социальной психологии.

-эмпирические (не предполагают воздействия, методы сбора информации):

-наблюдение: включенное и обычное. В социальной работе как и во многих видах деятельности исследовательские задачи могут быть сопряжены с задачами практического воздействия, следовательно, некоторые методы могут иметь двойственный статус (как метод исследования и как метод практической деятельности), то есть могут сочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, то последовательно.

-опрос: анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое);

-метод экспертных оценок;

-социометрия;

-диагностика;

методы обработки информации:

-биографический (перед ним обычно следует какой-либо вид опроса): предполагает сбор информации и её обработки, используя дневники, мемуары, письма;

-автобиографический;

-метод семейной биографии;

методы теоретического анализа;

-контент-анализ (сравнительный анализ);

-системный подход.

Номотетические методы: направлены на обобщение эмпирических фактов и выявление общих объективных законов (закономерностей) – это генерализирующие методы, то есть общие. Предполагают переход от частных случаев к общим законам. Цель науки видят в открытии этих общих законов.

Идиографические методы. В современной науке главная методологическая оппозиция проявляется в противостоянии 2-х методологических подходов: парадигмы естественнонаучного познания и парадигмы социогуманитарного познания. Парадигма социогуманитарного познания основывается на идеях о том, что в жизни общества и человека во многих случаях невозможно установить общие закономерности, так как социальные системы более сложные, связи в системах носят открытый характер. Каждый человек, система отношений, в которую он включен, неповторимые, индивидуальные, уникальные, поэтому задача науки состоит во всестороннем изучении и описании этого индивидуального случая. Методы, которые используются при таком исследовании, получили название индивидуализирующие. Такого рода исследования в современных социальных науках получили название «работа со случаем».

5 вопрос.

«Диагностика» (греч. «diagnostikos» — способный распознавать) — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области соматического (телесного) здоровья относится и к психическому здоровью, в том числе к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе — чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.

аиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:

— проводить детальный анализ;

— видеть за частным общее;

— не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

— не избегать вопроса «почему?»;

— прослеживать историю идей;

— собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

— изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

— связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;

— не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

— выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

— определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

— описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

— ранжирование специфических свойств клиента.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут

Принцип причинности. Обусловлен универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

Принцип комплексного подхода. В изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

Принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

Принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья.

Принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.

Вопрос.

Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

  • противоречивость социального объекта;
  • многовекторность развития социального объекта;
  • невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
  • многофакторность бытия социального объекта;
  • наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
  • субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
  • факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Социальное проектирование использует специальные методики.

Методики - этоспособы достижения цели; построение социального проекта - это определеннымспособом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методикпроектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методикувживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма,методику синектики.

Методика матрицы идей - это когда на основе нескольких независимых переменныхсоставляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проектазависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, впределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных,трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можноопределить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, чтонужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее,а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблематребует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когдапроектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого наоснове подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках илиотношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств,признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным,если принимаются в расчет следующие обстоятельства:- чем больше известно общих признаков (Рг, Р2,..., P3) у сравниваемых предметов,тем выше степень вероятности вывода по аналогии;- чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем вышестепень вероятности;- чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, темвыше степень, вероятности;- если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование поаналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством,которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.

Методика мозгового штурма - связь с генерацией идей, с их равноправнойконкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредствомкоммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты,осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идейрассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаютсяопределенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальный проект— наиболее сложный тип соци­ального проектирования. Данная деятельность предполага­ет создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоре­чия между социальной трудностью, проблемой, восприни­маемой как личностно значимая, и потребностью личнос­ти, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Наши рекомендации