Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью
Для определения соответствия полового поведения и пола умственно отсталого подростка, а также с целью различения вариаций и отклонений поло-ролевого поведения был составлен опросник для воспитателей, включавший вопросы, касающиеся:
П ролевых предпочтений (при выборе рода занятий, свойственных мужскому или женскому полу, стремление к изменению внешности: переодевание в одежду противоположного пола, манеры);
□ характера общения (со сверстниками, взрослыми);
□ стиля поведения (маскулинное или фемининное);
□ интереса к половым различиям; О подростковой мастурбации.
Исследование проведено на базе Детского дома-интерната № 1 (г. Петро-дворец) с выборкой воспитанников 4-х групп: 2 группы девочек 14—16 лет с
легкой и умеренной умственной отсталостью и 2 группы мальчиков того же возраста и диагноза. Работа выполнена Е. В. Сорокиной — выпускницей нашего института под руководством проф. Д. Н. Исаева. Полоролевое поведение оценивали по 7 критериям.
1. Ролевые предпочтения в играх, то есть если роль соответствует полу (например, девочки — мамы, дочки, учительницы и т. п.; мальчики — папы, солдаты и т. п.) — 1 балл, если не соответствует — минус 1 балл.
2. Выбор игр и занятий в соответствии с полом (вязание, шитье — девочки, спортивные состязания, конструирование — мальчики) — 1 балл, несоответствие — минус 1 балл, невыраженность маскулинного или фемининного поведения — 0.
3. Интерес к противоположному полу (это обычно свойственно детям пубертатного периода): в случае присутствия интереса— 1 балл, нет — минус 1 балл, невыраженность — 0.
4. Стремление к изменению внешности. Учитывалась удовлетворенность своей внешностью, одеждой, прической, свойственной полу. Да — 1 балл, нет — минус 1 балл, невыраженность — 0.
5. Стесняется ли телесной женственности (мужественности): да — 1 балл, нет — минус 1 балл.
6. Стиль поведения. Оценивалась маскулинность или фемининность поведения. За соответствие полу — 1 балл, несоответствие — минус 1 балл, неопределенный стиль — 0.
7. Интерес к обнаженному телу (своему или других). Присутствие интереса — 1 балл, нет — минус 1 балл.
Отдельно рассматривали следующие параметры:
1. Характер общения со взрослыми: ищет их внимания, тепла, что говорит об открытости ребенка, или же, наоборот, обладает аутичными чертами.
2. Занимается ли онанизмом? Положительный ответ на этот вопрос может свидетельствовать о недостатке внимания, поиске удовольствия или невротической реакции (например, на одиночество).
Оценка полноты полоролевого поведения проводилась для четырех представленных в выборке групп. При сравнении подростков разного пола и уровня интеллекта был выявлен ряд специфических особенностей.
Девочки первой и второй групп в играх выбирают свойственные полу роли: в 80% и 90% соответственно. Роли, свойственные мужскому полу, в 20% в первой группе и нейтральные роли в 10% во второй группе.
Интерес к противоположному полу выражается в совместных прогулках, общении на дискотеке: в первой группе — у 60%, во второй — у 20%. Один из этих случаев связан с желанием девочки быть мальчиком. Интерес отсутствует в первой группе — у 20%, во второй — у 70%. Нейтральный, эпизодический интерес — в первой группе у 20%, во второй группе не отмечался ни у одной из обследованных. Оценивалась неудовлетворенность своей половой ролью, что выражалось в упорном ношении мужской одежды, манерах и т. д. В первой груп-
пе _ 90% девочек удовлетворены своим полом, во второй — 80%, что свидетельствует об удовлетворенности своей половой ролью, независимо от уровня развития интеллекта.
Стесняются телесной женственности: в первой группе — 40%, во второй — 20%, не стесняются, соответственно, 60 и 80%. Вероятно, что уровень развития интеллекта в некоторой степени коррелирует с чувством стеснительности, осознанием телесной женственности.
Стиль поведения выбирается в соответствии с полом в первой группе — у 70%; во второй — у 60%; мужской тип поведения — в первой не выбирается, во второй — у 10%. Анализ стиля поведения позволяет высказать предположение, что в целом он не зависит от развития интеллекта и соответствует полу, но у 33% девочек стиль поведения не выражен, что может быть связано с трудностями полоролевой дифференциации и отсутствием семейного воспитания.
Интерес к обнаженному телу в первой группе проявился лишь в одном случае, причем в этом случае девочка — единственная в этой группе — занимается мастурбацией, ее рисунки правильно отражают особенности мужского и женского типа человека, включая первичные половые признаки. Во второй группе интерес к обнаженному телу выявлен у 60%, случаи мастурбации отмечаются у двух девочек, причем у обеих есть интерес к обнаженному телу.
Отдельно исследовали информацию о характере общения со взрослыми: девочки стремятся к вниманию со стороны взрослых, ищут их нежности: в первой группе — в 80% случаев, во второй — в 60%. К сожалению, закрытый детский дом, условия изоляции, преобладание воспитателей-женщин, сиротство создают условия для деформации половой социализации, дополнительно искажается процесс формирования мужской и женской половой роли.
Психологическое исследование полоролевого поведения мальчиков показало, что ролевые предпочтения в играх, свойственные своему полу, выбирают в 90% случаев подростки с легкой степенью и в 50% — с умеренной степенью нарушения интеллекта, не свойственные полу — в 10 и 20%, соответственно. При выборе игр и занятий мальчики третьей группы (легкая умственная отсталость) делали выбор в соответствии с полом — в 80% случаев, в четвертой группе (умеренная умственная отсталость) — в 80%; свойственные противоположному полу — в третьей группе в 20%, в четвертой — в 10%.
Интерес к противоположному полу проявлялся: в третьей группе в 90%, в четвертой — в 70%, отсутствие интереса — в 10 и 30%, соответственно, причем в двух случаях в этой группе присутствуют интерес, желание ласк, нежности у представителей своего мужского пола.
Стойкое стремление к изменению внешности, фемининность поведения, ношение женской одежды, украшений и т. п. отмечалось в третьей группе у 10%, в четвертой группе у 20% мальчиков. Удовлетворенность своим полом: в третьей группе — у 90%, в четвертой группе — у 80%. Стеснялись телесной мужественности 30% мальчиков третьей группы и 20% четвертой.
Выбор стиля поведения в соответствии с мужским в третьей группе был характерен для 70%, в четвертой — для 20%. Женский стиль поведения отмечался в третьей группе — у 30%, в четвертой — у 60%.
Следовательно, мальчики с легкой умственной отсталостью выбирают мужской стиль поведения, хотя проживают в закрытом учреждении и воспитываются в основном женщинами.
Интерес к обнаженному телу проявляется у мальчиков в третьей группе в 70% случаев, в четвертой группе — в 50%, нет интереса в третьей группе — у 30%, в четвертой группе у 50%.
В 80% в обеих группах мальчики стремятся к общению со взрослыми, ищут их ласки, поощрения, похвалы и т. д. Мастурбация в третьей группе наблюдалась у 50%, что приближается к нижним границам у подростков с нормальным интеллектом (по Кинзи, 70—90% мальчиков-подростков мастурбируют).
Таким образом, все изложенное позволяет сделать ряд выводов.
1. Девочки с умственной отсталостью пубертатного возраста выбирают игры, занятия, стиль поведения, свойственные женскому полу, независимо от уровня интеллектуального развития. Уровень интеллекта коррелирует у умственно отсталых с чувством стеснительности, восприятием своей телесной женственности: чем он выше, тем более развиты эти чувства.
2. Полоролевое поведение девочек не зависит от уровня интеллектуального развития. Примерно в 2/3 случаев оно является фемининным, в 1/3 — с признаками маскулинного поведения, небольшой процент (6—7%) девочек не демонстрирует выраженного полоролевого поведения (рис. 29).
Полоролевое поведение мальчиков в большинстве случаев является маскулинным, но у мальчиков с более низким интеллектом высок процент (42%) фемининного поведения, и в 8% оно является невыраженным (рис. 30). Это подтверждает представление о том, что полоролевое поведение формируется под влиянием реакций взрослых.
Поскольку наиболее существенные нарушения половой идентификации и поведения отмечались в группе девочек 14—16 лет с умеренной умственной отсталостью, то интересно было изучить особенности их сексуального поведения в более старшем возрасте (17—26 лет), то есть не только в пубертатном, но и постпубертатном периоде полового созревания.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОГО