Раздел II ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
К разделу частной спортивной физиологии, какуже указывалось выше, относятся физиологическая классификация физических упражнений, характеристика двигательных качеств и навыков и особенности функционального состояния и работоспособности лиц разного возраста и пола в особых условиях внешней среды. Важной физиологической особенностью этого раздела является также, рассмотрение механизмов и закономерностей функционирования организма при специфической профессиональной деятельности спортсменов с учетом ихтренированности и генетической обусловленности.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Физические упражнения — это двигательная деятельность, с помощью которой решаются задачи физического воспитания — образовательная, воспитательная и оздоровительная.
Физические упражнения чрезвычайно многообразны. Для их классификации невозможно применить один единственный критерий. Этим объясняется наличие различных систем физиологической классификации по разным критериям, положенным в их основу.
РАЗЛИЧНЫЕ КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ УПРАЖНЕНИЙ
В связи с многообразием физических упражнений, различными их формами и физиологическими механизмами в основу классификации положены различные критерии. Среди них различают следующие основные критерии.
Энергетические критерии — классифицирующие упражнения по преобладающим источникам энергии (аэробные и анаэробные) и по уровню энерготрат (единичным — ккал в I с) и суммарные, на всю выполненную работу).
Биомеханические — выделяющие по структуре движений упражнения циклические, ациклические и смешанные.
Критерии ведущего физического качества — упражнения силовые, скоростные, скоростно-силовые, упражнения на выносливость, координационные или сложно-технические.
Критерии предельного времени работы — подразделяющие упражнения по зонам относительной мощности.
Предлагали также классифицировать упражнения по отношению мощности энерготрат к основному обмену (SeligerV., 1972); учитывали взаимодействие со спортивным снарядом и человека с человеком (Фомин В. С, 1985); классифицировали виды спорта по соотношению интенсивности статической и динамической работы и степени опасности для здоровья (Mitchell at all., 1985). Выделяли также 2 группы спортивных упражнений: 1) связанные с предельными физическими нагрузками и развитием физических качеств и 2) технические, требующие специальных психофизиологических качеств — автомотоспорт, санный, парусный, парашютный, конный спорт, дельтапланеризм и др. (Коц Я. М. 1986). Существует также ряд педагогических классификаций упражнений, которые здесь не рассматриваются.
Классификация по энергетическим критериям рассматривает подразделение спортивных упражнений по преобладающему источнику энергии: анаэробные алактатные (осуществляемые за счет энергии фосфагенной системы — АТФ и КрФ), анаэробные лактатные (за счет энергии гликолиза — распада углеводов с образованием молочной кислоты) и аэробные (за счет энергии окисления углеводов и жиров). Соотношение аэробных и анаэробных источников энергии зависит от длительности работы (табл. 11).
Таблица 11
Соотношение анаэробных и аэробных источников энергии (%) при различной длительности физических упражнений
(по: P. Astrand et al., 1970; И. В. Дулик, 1979)
Путь | Продолжительность работы | |||||||
энерго-продукции | Юс | 1 мин | 2 мин | 4 мин | 10 мин | 30 мин | 1 час | 2 часа |
Анаэробный Аэробный | 85 15 | 70 30 | 50 50 | 30 70 | 10 90 | 5 95 | 2 98 | 1 99 |
При классификации по уровню энерготрат выделяют упражнения по величине суммарных и единичных затрат энергии. С увеличением длины дистанции суммарные энерготраты растут, а единичные снижаются.