Композиция сочинения-рассуждения

И.Г.Апалькова

Рабочая тетрадь

для подготовки к ГИА по русскому языку (часть С)

Критерии оценивания С2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) Баллы
С2К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос  
  Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет
  Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса
  Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне
С2К2 Наличие примеров-аргументов  
  Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте
  Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста. но не указал их роль в тексте, или привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте
  Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте
  Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста
С2КЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
  В работе экзаменуемого просматривается коммуни­кативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
С2К4 Композиционная стройность работы  
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста
  В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

Алгоритм работы над сочинением-рассуждением

На лингвистическую тему

1. Внимательно прочитай цитату, найди в ней ключевые слова.

2. Определи тему высказывания.

3. Определи, о каких языковых явлениях идет речь (если они не названы).

4. Найди в тексте данные языковые явления, определи их роль.

5. Напиши сочинение на черновик.

6. Медленно прочитай свое сочинение. Проверь

- нет ли грамматических ошибок;

- нет ли речевых ошибок;

- не нарушена ли логика изложения;

- правильно ли разделен текст на абзацы (их должно быть четыре!).

7. Проведи орфографический и пунктуационный анализ текста:

- найди слова, трудные в орфографическом отношении, примени правило (сомневаетесь – замените другим словом), воспользуйся орфографическим словарем;

- разбери предложение с точки зрения обоснованности употребления в нем знаков препинания.

8.Перепиши сочинение на чистовик. Работа должны быть написана аккуратно, разборчивым почерком.

Композиция сочинения-рассуждения

Тезис 1. … (имя, фамилия, отчество) утверждает (пишет, замечает): «Цитата». Я полностью согласен с автором и понимаю эти строки так: (формулирует свой тезис)… 2. Я понимаю высказывание … (имя, фамилия, отчество) следующим образом:… 3. Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов … (имя, фамилия, отчество), который писал: «цитата». По-моему, в этом высказывании речь идет о… 4. В высказывании … (ФИО) моё внимание привлекла мысль о том, что … 5.
Аргумент 1   1. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… … 2. Пример этого языкового явления можно найти в предложении … … 3. Рассмотрим предложение… … 4. Предложение … подтверждает мысль о том, что …. 5.
Аргумент 2 1. Также убедительным аргументом может стать слово-с/,с-предл… … 2. В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения … … 3. Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение… … 4.
Вывод 1. Таким образом, предложенное для анализа высказывание … (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) справедливо. 2. Можно сделать вывод о том, что прав был … (писатель, филолог) (имя, фамилия, отчество), утверждавший, что … 3. Следовательно, можно сделать вывод: утверждение … (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) верно (справедливо). 4.

№1

1.Замените в слове дом [дом] сначала первый звук, затем второй и, наконец, третий. Что у вас получилось?

_______________________-получились новые слова____________________________________________

2. Сделайте вывод о роли звуков в языке.

Формулировка тезиса. Привести цитату(см таблицу)

______________________________________________

3. Прочитайте текст.

(1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)Звонили из других городов бывшие папины пациенты.

(3)Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, папа сказал в трубку:

— (4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает... (6)Остановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам.

(8)Утром мама спросила:

— (9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?

— (10)Дальняя родственница.

— (11)Но кем она всё же тебе приходится?

(12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил. (13)Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий.

— (16)Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться, — сказал приезжий. — (17)Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз». (18)Теперь она не будет ни спать, ни есть. (19)Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо.

(20)На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.

— (21)Вечером вы узнаете о результатах, — сказал нам папа.

— (22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, — сказала мама. — (23)Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо.

— (24)Или всё плохо, — бодро сказал Игнатий.

— (25)Это исключается! — тихо сказала мама. — (26)Я уверена...

— (27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, — попросил я.

(28)После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29)Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30)А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31)А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32)Наконец мы дождались: позвонил папа. (33)Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34)Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.

— (35)«Этого диагноза у Игнатия нет. (36)Точно установили. (37)Он болен серьёзно. (38)Надо делать сложную операцию. (39)Но этого нет!» — повторила бабушка.

(40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42)Тогда я радостно заорал:

— (43)Он будет жив и здоров! (44)Этого у него нет. (45)Точно установили! (46)Этого нет. (47)Клянусь своим здоровьем!

(48)В школе мы часто пишем сочинения на тему: «Кем быть?». (49)Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, в другой раз — что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий — что отважным космонавтом. (50)Но на самом деле я ещё не выбрал профессии. (51)В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. (52)«Но к здорово, — думал я, — выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53)“Он будет жив... и здоров. (54) Не волнуйтесь...”».

(По А.Алешину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (р.1924) — писатель, драматург, общественный деятель. По произведениям А. Алексина сняты кинофильмы автора ставятся во многих театрах страны и за рубежом.

4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Владимира Викторовича Колесова: «Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова».Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

____________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

№2

1.Сколько разных слов здесь записано: кружки, пироги, атлас?

__________________6 слов____________________

2. Определите непостоянные морфологические признаки выделенных слов.

Не подал руки (_____________________) – запачкать руки (_____________________).

3) Сделайте вывод о роли ударения в языке.

Функции ударения

______________________________________________

4) Прочитайте текст.Примеры –разные функции ударения

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

(2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше.

(3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...

(6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел приглушённый свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины — такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слезы:

— (13)Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

— (14)Несчастливы?! — повторил он удивлённо.

(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

— (16)Что ты, милая! (17)О чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счастлив!

(19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

— (23)Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24) На душе потеплело.

(25) Как много и мало нужно человеку для счастья!

(По Ю. Бондареву)*

*Бондарев Юрий Васильевич (р. 1924) — русский писатель, общественный деятель, лауреат двух Государственных премий. По произведениям Ю. Бондарева сняты художественные фильмы «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня» и другие.

5) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Нины Архиповны Федяниной: «Ударение — поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение — разрушится всё слово». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

____________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

№3

1) Затранскрибируйте слова гриб, книжка, косьба, летчик, бесшовный, яростный. Почему не совпадает произношение слов с их написанием?

_____________________________________________________________________

2) Прочитайте текст урока №2.

3) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Г.А.Золотовой: «Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не за­хотел научиться писать».Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

____________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

№4

1) Прочитайте отрывок из книги И.Б.Голуб и Д.Э.Розенталя «Занимательная стилистика» и подчеркните ответы на вопрос «Какова роль синонимов в тексте?».

Совершенно однозначных слов в языке немного: здесь — тут, потому что — так как, языкознание — линг­вистика. Обычно между синонимами есть незначительные, часто очень тонкие смысловые различия. Синонимы, имеющие различные оттенки в значениях, называются семантическими (смысловыми, идеогра­фическими). Например: буря, ураган, шторм. Имея общее значение («сильный, разрушительный ветер»), они различаются его оттенками: ураган — это не просто буря, а буря, необычайная по силе; шторм — это буря на море. Или: слова веселый и радостный; оба они ука­зывают на внешнее проявление хорошего настроения. Но человек может быть веселым и без особой причины, а радостный обычно имеет какой-то повод для веселья. Слово веселый может обозначать постоянный признак человека, а радостный — только временное состояние. Еще пример: смотреть и глядеть — слова, очень близкие по значению, однако глагол смотреть указывает на дей­ствие, которое совершается более внимательно, более сосредоточенно, чем глагол глядеть. Поэтому нельзя ска­зать «глядел в микроскоп», но у Н. А. Некрасова — Не гляди же с тоской на дорогу... Или у А. С. Пушкина: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел... Семантические синонимы, благодаря разнообразным смысловым оттенкам, могут передавать тончайшие нюансы человеческой мысли.

Иные же синонимы отличаются стилистической ок­раской. Например: спать — почивать — дрыхнуть. Пер­вый может быть использован в любом стиле, второй — только в книжном, причем придаст речи архаический оттенок (ведь так говорили в старину!), а третий и вовсе лучше не употреблять, потому что он звучит грубо. Такие синонимы называются стилистическими, они требуют к себе не меньшего внимания, чем смысловые.

Чтобы наша речь была правильной и не казалась смешной, мы стараемся точно употреблять синонимы, различающиеся стилистическими оттенками. Ведь вы не скажете девчонке, прибежавшей с мороза: «Как пылают твои ланиты\», хотя у А. С. Пушкина — мы помним строки из «Евгения Онегина» — Ждала Татьяна с нетер­пеньем, Чтоб трепет сердца в ней затих, Чтобы прошло ланит пыланье. И в устах лермонтовского Демона поэ­тическое слово ланиты не кажется нам странным, когда он спрашивает Тамару: Моя слеза твоих ланит необожгла ль? Неуместным здесь скорее был бы его нейт­ральный синоним — щеки. А помните, как А. Фадеев описывает Улю Громову? У нее были не глаза, а очи.Он даже противопоставляет нейтральному слову его поэ­тический синоним. В подобных случаях обращение к синонимам, выделяющимся своей стилистической окрас­кой, вполне оправдано.

Как художник берет не просто семь цветов радуги, но и бесчисленные их оттенки, как музыкант пользуется не только основными звуками гаммы, но и их тонкими переливами, полутонами, так и писатель «играет» на оттенках и нюансах синонимов...

Для писателей использование лексических синони­мов — одна из самых сложных проблем стилистики: «муки слова», о которых так много говорят писатели, поэты, заключаются обычно в поисках неуловимого, ус­кользающего синонима. Об упорном труде художников слова при отборе синонимических средств можно судить по черновым вариантам рукописей художественных про­изведений. Как много в них лексических замен, автор по многу раз зачеркивает написанное, подбирая более точное слово. Например, А. С. Пушкин, описывая впе­чатление Дубровского от встречи с враждебно настроен­ным Троекуровым, вначале употребил такие слова: За­метил злобную улыбку своего противника, но потом дваиз них заменил синонимами: ...ядовитую улыбку своего неприятеля.Это исправление сделало высказывание более точным.

Интересны синонимические замены М. Ю. Лермон­това в романе «Герой нашего времени». В повести «Княжна Мери» читаем: Я стоял сзади одной толстой (пышной)дамы, осененной розовыми перьями. Употре­бив определение толстая вместо пышная, писатель под­черкнул свое презрительно-ироническое отношение к представительнице «водяного общества». В другом слу­чае: Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив: я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть... Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным (упрямым) характером? Семантические оттенки, различающие синонимы упор­ный — упрямый, указывают на предпочтительность пер­вого, подчеркивающего волевое, деятельное начало, в то время как второй осложняется оттеночными значениями «вздорный», «несговорчивый», «сварливый», неуместными в контексте.

В рассказе «Максим Максимыч» при описании порт­рета Печорина обращает на себя внимание такая сино­нимическая замена: ...Его запачканные (грязные) пер­чатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Лер­монтов зачеркнул слово грязные, посчитав его неумест­ным при описании одежды своего героя. Так работа писателя с синонимами делает речь более точной, отра­жает его отношение к изображаемому.

В художественной речи можно наблюдать употребле­ние писателями нескольких синонимов одновременно. При этом они могут усиливать друг друга, подчеркивая какую-нибудь мысль. Помните, как И. Ильф и Е. Петров описывают поведение «подпольного миллионера» Корейко при встрече с милиционером? Конторщик напрягся и изобразил черт знает что: и умиление, и восторг, и восхищение, и немое обожание. И все это по поводу счастливой встречи с представителем власти («Золотой теленок»). Иногда синонимы дополняют друг друга, уточняют понятие: То, что он увидел в них(глазах), он никогда не назвал бы радостью, но это было больше радости, это было ликование (К. Федин). В иных слу­чаях они используются для разъяснения того или иного слова: Началась анархия, то есть безначалие(М. Е. Сал­тыков-Щедрин).

Писатели любят сопоставлять синонимы, различаю­щиеся оттенками в значениях или стилистической ок­раской. Например: Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть не смел признаться в этом(П. С.. Тур­генев); Он знал в детстве не нужду, но бедность (И. Эренбург);Я по-прежнему верю в добро, в истину, не я не только верю,— я верую теперь, дая верую, верую(И. С. Тургенев).Чтобы обратить внимание на различия в значениях синонимов, их иногда даже противопостав­ляют в тексте:Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал — именно хохотал, а не смеялся' (О. Берггольц); Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли {А. И. Куприн).

Использование синонимов помогает художникам сло­ва избежать повторений... Вот как оживляют синонимы стиль в сказке: Царь затосковал... Сел на мягкую траву и пригорюнился... Закручинился Иван-царевич, запеча­лился(«Иван-царевич и серый волк»). А вот как свобод­но их употреблял А. С. Пушкин, передавая речь Ленского, обращенную к Онегину: Когда-нибудь Заедем к ним; ты их обяжешь; А то, мой друг, суди ты сам: Два раза заглянул, а там Уж к ним и носу не покажешь.

_____________________________________________________________________________________________________

3) Прочитайте текст.

(1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».

(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.

(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.

(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8)«Может быть, это птица?» — подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах — это олень Песчаных холмов!

(10)Какой он был величественный! (11)Ян глядел на него с благоговейным восторгом.

(12)Стрелять в него теперь, когда он отдыхал, не подозревая об опасности, было бы преступлением... (13)Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, он должен выстрелить!

(14)«Стреляй, стреляй скорей! (15)Ведь ты этого добивался!» — говорил ему внутренний голос. (16)Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо... (17)И ружьё дрогнуло в руке Яна...

(18)В этот момент олень повернул голову и посмотрел прямо на охотника. (19)Ян и олень Песчаных холмов встретились наконец лицом к лицу. (20)Олень стоял, как изваяние. (21)Он стоял и смотрел прямо в глаза Яну.

(22)Мысль об убийстве теперь казалась невозможной. (23)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз. (24)Казалось, они читали в глазах и сердцах друг друга. (25)Ян не мог отнять у него жизнь, и то, что давно уже зарождалось в нём, что незаметно укреплялось и зрело, заговорило вдруг властно и громко:

(26)«Бедное, прекрасное животное! (27)Долго мы были врагами: я былпреследователем, ты — жертвой, но теперь всё переменилось. (28)Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять передо мною. (29)Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя. (З0)Ступай, без страха броди по лесистым холмам — никогда более не стану я преследовать тебя. (31)Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя как на добычу.

(32) Ступай спокойно, без страха.

(33) Мы никогда с тобой не встретимся. (34)Прощай!>

(По Э. Сетон-Томпсону)*

* Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946) — канадский писатель. Известность ему принесла серия рассказов о диких животных и жизни леса с собственными иллюстрациями.

4) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Целенаправленный, внимательный отбор синонимов делает речь яркой, художественной».Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

____________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

№5

1) Прочитайте отрывок из книги Г.Я.Солганика «Стилистика русского языка» и составьте словарик «Тропы».

…есть в языке слова и выражения, образность которых не потенциальна, а реальна. Они открыто, явно, зримо образны. Образность — их постоянное свойство.Это изобразительно-выразитель­ные средства языка…

Все эти изобразительно-выразительные средства замечательны, самоценны, это сокровищница, золотой запас языка. И пожалуйста, каждый может брать из этой сокровищницы пригоршнями драгоценности. Язык не скуп. Но, конечно, самое удивительное среди изобразительно-выразительных средств и самое рас­пространенное — метафора.

Сравним выражения говор детей — говор волн. Первое означает: дети разговаривают, слышатся звуки речи детей. Значение второго — волны разго­варивают. Но могут ли волны говорить? Нет, ко­нечно. Однако благодаря такому употреблению со­здается выразительный образ: волны накатываются одна на другую, тихо шумят, шелестят, и кажется, что они что-то говорят друг другу. Волны походят на людей. Им тоже есть что сказать. Из этого сход­ства и рождается метафора: говор детей — говор волн. Значение слова говор переносится с людей на волны.

Метафора — это поиск в предмете нового призна­ка, для чего сближаются часто очень далекие понятия (люди и волны, небо и ситец). Метафора позволяет найти новые аналогии, новые связи между явлениями, для чего и создаются неповторимые по стилистической оригинальности словесные образы. Метафора — это и

познание, исследование мира и в то же время своеоб­разная игра, доставляющая эстетическое наслаждение. Новизна сопоставления фактов и явлений невольно привлекает внимание, а вместе с тем позволяет глубже понять, лучше представить себе то или иное событие.

Итак, метафоры — одно из самых ярких и вырази­тельных образных средств языка. По своей природе, сущности очень близко к метафоре сравнение. Ведь в основе метафоры тоже лежит сравнение, носвернутое, сжатое, скрытое. Сравнение — это сопос­тавление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнение позволяет более ярко, выпукло, рельефно представить предметы и яв­ления. Одно дело сказать: Он бежал очень быстро, другое: «Он бежал быстрее, чем лошадь» (А. Пушкин). Благодаря сравнению фраза становится более конкрет­ной и наглядной, а бег более стремительным. Ведь пе­ред нашим внутренним зрением предстает не только бегущий человек. Мы видим и несущуюся по ветру лошадь. В этом и заключается выразительная сила сравнения, заставляющая читателя представить фазу два предмета — описываемый и тот, с которым он сопоставляется.

1. Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи...

(Ф. Тютчев)

2. Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит...

(Н.Некрасов)

3. Он [стих Пушкина] нежен, сладостен, мя­гок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как крис­талл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.(В. Белинский)

Эпитет — образное определение. Это сильное и яркое выразительное средство. В отличие от обыч­ного определения эпитет имеет переносное значение, что сближает его с метафорой. Так, прилагательное седой в словосочетании седые волосы — это обыч­ное определение, а в выражении серебряные седины прилагательное серебряные — эпитет, образное оп­ределение. Слово серебряные употреблено в пере­носном смысле: седины, похожие на серебро, напо­минающие серебро, как серебро.

Метонимия — это троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название дру­гого. Например, обычный способ выражения: А в двери ломились люди в бушлатах, шинелях, тулупах.

Необычный, метонимический— как у В. Маяков­ского: «А в двери — бушлаты, шинели, тулупы».

Вместо полного названия предмета его характерная деталь (одежда). И это очень емкая, выразительная ха­рактеристика. Внимательный читатель понимает, что бушлаты — это матросы, шинели — красноармейцы, тулупы — крестьяне. Пестрая в социальном отношении мас­са.

Обычные, привычные выражения съешь еще таре­лочку, выпей еще стаканчик, если понимать их букваль­но, вызывают недоумение. Разве можно есть... тарел­ки, пить... стаканы? Но это метонимии. Вместо полного высказывания {скушай еще тарелочку каши) использу­ется его сокращенный вариант (тарелочку). Происхо­дит перенос названия с содержимого (например, каша) на то, в чем оно содержится (тарелка).

Метонимия — это прием краткой и выразительной речи. Вот хрестоматийный пример из Пушкина:

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам...

Метонимия все флаги заменяет многословное выра­жение корабли всех стран под разными флагами.

Для передачи сильных чувств очень часто обычные слова кажутся вялыми и недостаточными. Тогда при­бегают к гиперболе — образному выражению, содержащему непомерное преувеличение силы, разме­ра, значения какого-либо явления. Сравним:

Простите меня иТысячу раз простите!

Я вас давно не видел и Я вас не видел тысячу лет!

Разумеется, никто не понимает эти выражения бук­вально — как тысячекратно повторенное извинение или как разлуку, длившуюся тысячу лет. Нет, гипер­бола подчеркивает силу, высокую степень чувства. Вообще высокую, предельную степень развития какого-либо признака, явления. Так, чтобы передать ощу­щение неимоверной жары, зноя, В. Маяковский исполь­зует шутливую гиперболу:

В сто сорок солнц закат пылал...

Полностью противоположна гиперболе лито­та— троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления, напри­мер: мальчик с пальчик; «Ниже тоненькой былиночки

надо голову клонить» (Н. Некрасов). Нередко литота и гипербола используются одновременно, как, напри­мер, у Н. Гоголя:

Дивно устроен свет наш!.. Тот имеет отлич­ного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку Главного Штаба, но, увы! должен доволь­ствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля.

Одновременное использование литоты и гиперболы особенно выразительно. Оно резко и сильно подчерки­вает создаваемый контраст.

Для выражения тонкой и скрытой насмешки ис­пользуется ирония — троп, состоящий в употреб­лении слова в смысле, обратном буквальному. Если исходить из прямого смысла слов, человека как будто хвалят, дают ему подчеркнуто положительную харак­теристику, а на самом деле имеют в виду прямо проти­воположное.

Так, о слабом, хилом человеке иронически можно сказать:

— Посмотрите, каков Самсон!

Как известно, Самсон — библейский герой, отли­чавшийся недюжинной силой.

— Откуда, умная, бредешь ты, голова?

(И. Крылов)

Умная голова — это обращение к ослу, и подразумева­ет оно, естественно, не ум, а противоположные качест­ва— ослиную глупость и упрямство. Ирония — это не прямая, но скрытая, косвенная, тонкая насмешка.

Весьма распространенный троп — аллегория, или иносказание. Не всегда уместно или возмож­но называть вещи своими именами, прямо, непосред­ственно говорить о чем-либо. Тогда прибегают к алле­гориям-иносказаниям, намекам, недомолвкам — к эзо­пову (или эзоповскому) языку.

По преданию, великий древнегреческий баснописец Эзоп был фригийцем, вольноотпущенником, служил при дворе мидийского царя Креза и погиб насильствен­ной смертью в Дельфах. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен. Сохрани­лось свыше 300 басен с короткими «моралями». Сюже­ты Эзопа составили основной фонд сюжетов европейс­кой литературной басни.

Аллегория — это выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе, и она очень характерна для басен, сказок, где животные, предметы, явления природы выступают носителями свойств людей. Например, хитрость воплощается в образе лисы, волк символизирует жадность, змея — коварство и т. д. Используется аллегория и в названиях художественных произведений. Так, название романа И. Гончарова «Обрыв» — это символ духовного «об­рыва», душевной драмы героини романа.

Олицетворение — троп, состоящий в перенесе­нии свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Одухотворяя природу, неживую ма­терию, человек стремится постигнуть и приблизить к себе этот мир. Гордые молчаливые горы, волнующиеся или спо­койные моря, задумчивые леса — это не природа сама по себе, но природа, воспринятая человеком. Его чувства, настроения как бы получают отклик в природе. Олицет­ворение позволяет ярче и рельефнее обрисовать природу. Особенно выразительно олицетворение отвлеченных по­нятий, которые в принципе воспринимаются труднее, чем конкретные. Например, у А. Пушкина:

Я свистну, и ко мне послушно, робко

Вползет окровавленное злодейство,

И руку будет мне лизать, и в очи

Смотреть, в них знак моей читая воли.

Очень своеобразна перифраза— троп, состоя­щий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением. При этом подчеркиваются его существенные стороны, харак­терные признаки, например: вечный город вместо Рим, город на Неве вместо Санкт-Петербург, белокамен­ная столица России вместо Москва, автор «Ггроя на­шего времени» вместо М. Лермонтов, царь зверейвмес­толев. Такие перифразы позволяют разнообразить речь, избегая повторений, и в то же время придают изложению различные стилистические оттенки.

Функции перифраз, как и тропов вообще, много­образны. Но главное их назначение — создание об­разной речи, усиление выразительности текста.

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

2)Прочитайте текст.

(1)Вспоминая все обиды, нанесённые ей, собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них, пытаясь укусить.

(2)Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало их ещё добрее. (3)Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. (4)Сперва они хотели прогнать собаку, потому что она рычала при их приближении и пыталась укусить, но потом привыкли и иногда по утрам вспоминали:

(5)А где же наша Кусака? (6)И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней.

(7)С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её

от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки. (8)Лёля окончательно ввела её в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.

(9)Девочка звала собаку к себе:

- (10)Кусачка, пойди ко мне! (11)Ну, хорошая, ну, милая, пойди! (12)Сахару хочешь? (13)Ну, пойди же!

(14)Но Кусака не шла: боялась. (15)И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.

- (16)Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. (17)У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (18)Ты не веришь мне, Кусачка?

(19)И Кусачка поверила: второй раз в своей жизни перевернулась на спину и прикрыла глаза, не зная, ударят её или приласкают. (20)Но её приласкали. (21)Маленькая тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.

- (22)Мама, дети! (23)Глядите: я ласкаю Кусаку!

(24)Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у неё отняли её непримиримую злобу. (25)И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала прикаждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.

(26)Но теперь не проходило часа, чтобы кто-нибудь из подростков или детей не кричал:

- (27)Кусачка, милая Кусачка, поиграй! (28)И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте. (29)Её хвалили и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под деревянной террасой.

(30)Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. (31)У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. (32)Разве недостаточноэтого для счастья собаки? (33)Длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухим! космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернел, и стала лосниться, как атлас.

(34)Но страх, наверное, не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца и всякий раз при виде людей, при их приближении она терялась и ждала побоев. (35)И долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого он; не могла понять и на которое она не могла ответить, потому что не умела ласкаться. (36)Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. (37)Но этого было мало, это не могло выразить её восторга, благодарности и любви.

(По Л. Андрееву)*

* Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) — русский писатель, представитель Серебряного века русской литературы.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста А.И.Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

____________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

№6

1)Прочитайте отрывок из книги Г.Я.Солганика «Стилистика русского языка» и создайте двухуровневый кластер «Фигуры речи», где первый уровень – название фигур речи, второй – их функции.

Как и тро­пы, стилистические фигуры — это сильное и эффек­тивное средство воздействия, средство усиления выразительности речи. Но если тропы основаны на переносном употреблении слова, то стилистические фигуры — это особые синтаксические построения. Главное поле их действия — синтаксис, порядок слов. И главные их эффекты связаны с разнообраз­ными способами синтаксического построения пред­ложений и текстов.

Очень выразительны такие фигуры речи, как ана­фора и эпифора. Анафора, или по-русски единоначатие, — это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой...

(М. Лермонтов)

Повторяемое в начале каждой строки слово по­лучает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его вы­разительность.

Эпифора, или концовка, — это повторение слов или выражений в конце соседних, смежных пред­ложений:

Мне бы хотелось знать, отчего я титуляр­ный советник? Почему именно титулярный со­ветник? (Я. Гоголь)

Широко распространена в художественной речи, в поэзии, в фольклоре такая стилистическая фигура, как параллелизм. Это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое распо­ложение в них сходных членов предложения:

Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

Это очень яркая фигура речи. Благодаря паралле­лизму внешнему, параллелизму строения усиливается сравнение, резко выделяется содержание сопоставляе­мых частей: тапочка —Дунечка, льнет — челом бьет. Некоторые произведения, как, например, стихотворение М. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...», целиком построены на параллелизме.

Антитеза — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные поня­тия («Где стол был яств, там гроб стоит» — Г. Держа­вин).

Градация — это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающе­еся значение, благодаря чему нарастает общее впечат­ление, производимое группой слов.

Приехав домой, Лаевский и Надежда Федо­ровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)

Инверсия — одна из самых распространен­ных стилистических фигур. Суть ее в особом распо­ложении слов, нарушающем обычный порядок. И благодаря этому слово, занимающее необычное мес­то, резко выделяется, привлекая к себе внимание. Например:

Тамара в театр пошла — выделяется слово те­атр, так как обычный порядок слов: Тамара пошла в театр.

Изумительный наш народ. {И. Эренбург)

Определение изумительный вынесено вперед, в начало предложения и потому резко подчеркивает­ся, выделяется.

Своеобразна стилистическая фигура эллипсис, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумева­емого члена предложения:

Мы сёла — в пепел; грады — в прах;

В мечи — серпы и плуги.

(В. Жуковский)

Мужики — за топоры.

(А. Толстой)

Эллипсис придает высказыванию динамизм, жи­вость, интонацию естественного разговора.

Умолчание — это намеренный обрыв высказы­вания, передающий эмоциональность, взволнован­ность речи и предполагающий, что читатель (или слу­шатель) догадается, что именно осталось невысказан­ным. Например:

Нет; я хотел... быть может, вы... я думал,

Что уж барону время умереть.

(А. Пушкин)

Риторическое обращение — это подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь. Смысл этой стилистической фигуры не в том, чтобы привлечь внимание того, к кому обраща­ются, чье имя называется. Ведь поэт может обра­щаться и к цветам, и к луне, и к полям, и к отвлечен­ным понятиям. Риторическое обращение призвано выразить отношение автора к тому или иному объ­екту, дать его характеристику, усилить выразитель­ность речи.

Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! я предан вам душой.

(А. Пушкин)

Риторический вопрос—это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы при­влечь внимание к тому или иному явлению:

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Я. Гоголь)

Кто не проклинал станционных смотрите­лей, кто с ними не бранивался? (А. Пушкин)

На использовании и, напротив, неиспользовании союзов основаны такие стилистические фигуры, как многосоюзие (или полисиндетон)и бес­союзие (асиндетон).

В первой повторяющиеся союзы служат для логи­ческого и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения:

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

(А. Пушкин)

Вторая фигура — бессоюзие (асиндетон) — состо­ит в намеренном пропуске союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон...

(А. Пушкин)

Фигуры речи

2) Прочитайте текст.

(1)Директор школы оглядывал мальчика имучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? (3)Разве всё запомнишь!

— (4)Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? — устало произнёс он.

— (6)Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привел её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.

— (9)Всё? — спросил директор.

— (10)Нет, мы ещё были в милиции.

(11)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.

— (13)Как ты очутился в милиции?

(14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:

— (16)Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за палы: (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милиции а собака бежала рядом.

(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, ка:- будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.

— (22)Давай дальше.

(23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.

— (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даж- погладил её и дал ей сахару...

(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.

— (27)Где ты нашёл её?

— (28)В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили.

(30)Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говоритьсловно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.

— (31)Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. (32)Мам: сказала: (33)«От собаки одна только грязь!». (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От собаки одна радость. (36)А потом приехал он и выгнал собаку.

(37)Теперь слова мальчика уже были не круглыми шариками, а шершавыми булыжниками. Они с трудом вырывались наружу.

— (38)Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один ра: уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался (43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле... (45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома... (46)Теперь у меня нет собаки.

(47) В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.

(48) Неожиданно директор сказал:

— (49)Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.

(52) Мальчик покачал головой.

(53) Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:

— (54)Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.

— (56)Я буду отвечать на его вопросы... (57)Пока не вырасту.

— (58)А что ты будешь делать, когда вырастешь?

— (59)Я буду защищать собак.

(По Ю. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996)— писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

4) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста М.Н.Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через речевую ткань».Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Наши рекомендации