Канун Первой мировой войны: предпосылки к оформлению национальной системы специального образования сложились
Накануне Первой мировой войны в Российской империи сложились все предпосылки оформления национальной системы специального образования. Мы располагаем достаточным количеством аргументов, чтобы признать возможность завершения эволюционным путем начального этапа строительства системы специального образования в монархической православной России.
Преодоление, казалось бы, незыблемого отношения к ребенку-инвалиду стало возможным в силу совпадения в предреволюционной России векторов усилий государства, политически влиятельных филантропов, поддержанных тысячами сторонников деятельной благотворительности, церкви и просвещенной части общества, включая общественных деятелей, медиков и педагогов.
Монархическая Россия признала необходимость введения всеобщего начального обучения, полагая реализовать задуманное за десять лет (с 1908 по 1918 г.). Члены императорской фамилии прямо или косвенно участвовали в работе попечительств глухонемых, слепых и умственно отсталых детей. Петербургские училища ВУИМ для глухих и слепых находились под патронатом первых лиц империи, и коль скоро на рубеже XIX—XX вв. эти учебные заведения взяли на себя функцию центров подготовки и повышения квалификации специалистов, есть основания говорить о том, что самодержец готов был согласиться на организацию масштабного обучения «ненормальных» детей.
Опыт европейских стран убеждает в том, что через 15—25 лет после выхода первых законов о всеобщем обязательном обучении в зоне его действия оказывается большинство глухих, слепых и «малоумных» детей. Так и в России, не успела Государственная дума принять историческое решение, как Петербург и Москва открыли вспомогательные классы. С 1908 по 1914 г. динамично развивается сеть специальных заведений, даже в годы войны в территориях, удаленных от театра боевых действий, этот процесс не прерывался. Одновременно верховная власть поощряла набирающую мощь деятельную благотворительность, стимулируя частные и общественные инициативы в деле школьного строительства. Законодательство об образовании и социальной опеке детей-инвали- дов отсутствовало, но личным примером монарх демонстрировал желательное к ним отношение и чиновничеству всех рангов, и обществу, что, несомненно, влияло на общественное сознание.
На рубеже XIX—XX вв. бок о бок с протестантами и католиками призрением нуждающихся в особой помощи детей активно занялась Русская православная церковь. Отдельные ее служители настолько прониклись идеей воспитания и обучения глухонемых и слепых детей, что лично взялись за устроительство специальных церковно-приходских школ, подчас выступая даже в роли педагогов. Межконфессиональные разногласия не мешали православному, протестантскому и католическому клиру равно целеустремленно проповедовать не только терпимое, сострадательное, участливое отношение к детям-инвалидам, но и ценности деятельной благотворительности.
Общественная атмосфера заметно менялась. Православная традиция милостыни и сострадания к убогим хотя и иссякала, но все еще оставалась достаточно сильной. На фундаменте глубинного христианского милосердия формировалась и крепла деятельная благотворительность, культурные русские люди более не могли ограничивать свое вмешательство в жизнь инвалида подаянием. Идея социального призрения, специального воспитания и обучения (в том числе ремесленного) детей с недостатками физического и умственного развития, берущая свое начало в христианском милосердии, обретала все больше сторонников.
Стремительно растет число специальных учебных, лечебных и лечебно-воспитательных заведений в разных регионах империи. В ближайшей перспективе к городам — лидерам специального обучения — Санкт-Петербургу, Москве, Киеву — вполне могли присоединиться Харьков, Казань, Воронеж, Кострома, Орел, Пермь, Самара, Саратов, Тула, Иркутск.
Объединение специалистов, проведение профессиональных съездов, появление на книжном рынке значительного числа переводной и отечественной научной, научно-методической и научно-публицистической литературы по общей и специальной психологии, лечебной и коррекционной педагогике свидетельствуют о росте интереса научного сообщества к проблеме воспитания и обучения аномальных детей. Мысль о необходимости распространения дефектологических знаний среди учителей народных школ и родителей уже не только сформулирована, но и закреплена в резолюциях профессиональных съездов.
Развивайся события эволюционно, Россия, несомненно, завершила бы первый этап строительства национальной системы специального образования одновременно с западными странами-лидерами, поскольку сложились все необходимые к тому предпосылки, но в 1917 г. произошло событие, коренным образом изменившее устройство страны, путь ее развития, весь уклад жизни людей.
Резюме
Точкой отсчета третьего периода эволюции служат прецеденты открытия в столице училищ для глухих (1806) и для слепых (1807). Завершение периода приходится на 30-е гг. XX столетия и связано с законодательным оформлением отечественной системы специального образования, включающей несколько типов специальных школ: для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта и трудновоспитуемых. По своей протяженности третий период в нашей стране оказался короче, чем в Европе, — он длился чуть больше столетия (1806—1930). Его уникальность состоит в том, что эволюционный процесс развития был прерван революциями и гражданской войной.
Переход Российской империи в третий период обеспечили либеральные реформы Александра I. Патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г., массовое знакомство участников военных походов с европейским укладом жизни повлекли за собой всплеск благотворительности. Волна филантропии, питаемая исконным состраданием к страждущим и убогим, обретала формы деятельной светской благотворительности, ширились ряды жертвователей из аристократического круга.
Смена государственного политического курса в годы правления Николая I отрицательно сказалась на благотворительной активности «верхов». Ограничение свобод и борьба с инакомыслием неминуемо привели к усилению государственного контроля над деятельностью частных учебных и благотворительных заведений, затормозили рост их сети.
Либеральные реформы Александра II — отмена крепостного права (1861), учреждение земства и органов городского самоуправления (городских дум), судебная реформа (1864) — позитивно изменили жизнь в Российской империи и вполне закономерно повлекли за собой развитие организованной благотворительности.
К концу XIX столетия государственное и общественное призрение наорало силу и стремительно обрело наивысшую свою форму — попечение. Благотворительность перестает быть прерогативой аристократии, в круг деятельных попечителей детских приютов и специальных школ наряду с ней входят купечество, мелкопоместное дворянство, духовенство, разночинцы, зажиточные горожане и крестьяне. Отношение материально обеспеченной и образованной части общества к инвалидам кардинально меняется, вследствие чего множится число сторонников обучения детей с нарушением зрения и слуха, убежденных в необходимости организации специальных школ. Просвещенная часть общества с пониманием начинает относиться к инициативам энтузиастов (медиков и педагогов), стараясь по мере сил поддерживать их. Опытные императорские училища перестают вызывать у соотечественников удивление, более того, на исходе XIX столетия немалая часть просвещенных россиян признает за глухим или слепым ребенком право на получение школьного обучения.
Накануне мировой войны ряд стран Западной Европы завершил первый этап строительства национальных систем специального образования. Российская империя находилась в стадии активного созидания такой системы, но страна вошла в общеевропейский поток и не была в нем аутсайдером. Более того, в России проявляется не поощряемый на Западе демократизм организации обучения детей-инвалидов: пол, сословная, религиозная или национальная принадлежность ребенка не имели решающего значения при приеме в учебное заведение. Изначально вынужденный опыт комплектования первого училища глухонемых (1807) обрел спустя столетие черты демократической традиции, возможно, потому, что уходила она своими корнями в исконные русские и православные идеалы благочестия, жалости и сострадательного отношения к детям, обиженным судьбой. То, что не допускалось при организации обучения здоровых детей, становится позволительным и одобряемым в организации обучения детей-инвалидов.
На рубеже XIX—XX вв. в империи начинают складываться профессиональные сообщества сурдопедагогов и тифлопедагогов, происходит консолидация сторонников обучения глухих и слепых, проводятся съезды по проблемам обучения детей-инвалидов. Их участники признают необходимость расширения сети специальных учебных заведений, открытия для малышей из «бедного класса населения» специальных детских садов, создания для «малоуспешных» учащихся вспомогательных классов и школ.
Накануне Первой мировой войны Россия имела сеть специальных учебных заведений, сложился учительский корпус, педагоги ведущих школ обладали хорошей профессиональной подготовкой, появилось немало сторонников введения обязательного всеобщего бесплатного обучения глухонемых и незрячих детей. Одновременно зарождается система опеки и воспитания слепоглухонемых детей.
Инициатива организации практики обучения детей с отклонениями умственного развития в России исходила не от государства, как это было в Германии, и не от родителей, как это случилось в Англии, а со стороны интеллектуалов — врачей, педагогов, общественных деятелей, озабоченных положением «ненормальных» детей.
К 1914 г. в монархической России сложились необходимые социально-культурные предпосылки организации школьного обучения умственно отсталых детей. Предложение Государственной думы ввести в стране всеобщее начальное обучение (1908) инициирует общественное движение за открытие вспомогательных классов и школ. Динамика их возникновения в 1908—1917 гг. свидетельствует о том, что и в этом направлении Россия быстро догнала страны, лидировавшие в строительстве систем специального обучения.
Итак, в Российской империи начала XX в. сложились экономические, политические и социально-культурные предпосылки, необходимые для оформления национальной системы специального образования.
· Власть признала необходимость введения всеобщего начального обучения, отведя на реализацию планов десять лет (с 1908 по 1918 г.).
· Население признает образование ценностью.
· Деятельная благотворительность становится культурной нормой.
· Создана система светского (государственного, муниципального и частного) призрения. Культурные русские люди более не могли ограничивать свое вмешательство в жизнь инвалида подаянием. Идея социального призрения, специального воспитания и обучения (в том числе ремесленного) детей-инвалидов обретает все больше сторонников.
· Деятельным призрением детей-инвалидов активно занялась Православная церковь. Межконфессиональные разногласия не мешали православному, протестантскому и католическому клиру равно целеустремленно прививать пастве терпимое, сострадательное, участливое отношение к детям-инва- лидам, благословлять деятельную благотворительность.
· Возникают, множатся и крепнут общественные организации и фонды, берущие на себя социальную опеку людей с недостатками физического и умственного развития. Попечительства стимулируют власти к принятию законодательных решений в сфере опеки и образования инвалидов, пытаются контролировать их исполнение.
· Положение инвалидов (взрослых и детей) является предметом внимания и обсуждения в средствах массовой информации.
· Создана сеть специальных учреждений, включающая заведения для глухих, слепых, умственно отсталых и слепоглухонемых детей.
· Государство обладает достаточным экономическим ресурсом для финансирования системы специального образования, выработан механизм финансирования специальных учебных заведений.
· Наличествует достаточный корпус юристов, врачей, учителей, копится опыт профессиональной подготовки педагогов для специальных школ.
· Происходит объединение специалистов, занятых лечением, обучением и воспитанием детей-инвалидов, состоялись их первые профессиональные съезды.
· Сформулирована, признана и закреплена в резолюциях профессиональных съездов мысль о необходимости распространения дефектологических знаний среди учителей народных школ и родителей.
· Множится количество переводных и отечественных научных, научно-методических и научно-публицистических изданий по общей и специальной психологии и педагогике. Литература подобного рода пользуется все большим спросом.
· Законодательство об образовании и социальной опеке детей-инвалидов отсутствует, но благожелательное к ним отношение монарх демонстрирует личным примером и чиновничеству всех рангов, и обществу.
Динамичное развитие сети специальных заведений отражает готовность государства и общества идти по пути признания права глухих, слепых и умственно отсталых на обучение, готовность к построению национальной системы специального образования.
К концу первой четверти XX в. Российская империя имела шансы эволюционно завершить первый этап строительства системы специального образования, естественным образом вставая на европейский путь и не уступая по срокам западным странам-лидерам, однако этого не случилось.
Социалистическая революция 1917 г. коренным образом изменила ценностные ориентации государства, его политическое устройство, общественный уклад, что естественным образом сказалось на судьбах «ненормальных» детей. Фундамент действовавшей в стране системы государственного и общественного призрения, специального образования новая власть целенаправленно разрушает.