Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебного предмета
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Основной целью обучения учебному предмету «Изобразительное искусство» является формирование основ художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащихся, ознакомление с национальным и мировым искусством, развитие потребности в художественно-творческой деятельности.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
- формирование представлений о нравственно-эстетических ценностях национального культурного наследия, воспитание чувства уважения к культурному наследию других народов;
- воспитание эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, развитие эстетических чувств и основ эстетического вкуса;
- развитие способностей эстетического восприятия и оценки произведений искусства разных видов и жанров;
- обучение основам изобразительной грамоты; совершенствование практических умений и навыков изобразительной, декоративно-прикладной и конструкторско-дизайнерской деятельности, лепки;
- развитие зрительного восприятия, композиционной и колористической культуры, пространственного мышления, воображения;
- развитие художественно-творческих способностей и творческой активности учащихся.
Практикоориентированная направленность учебного предмета «Изобразительное искусство» обусловила корректировку целей и результатов художественно-эстетического образования в контексте компетентностного подхода.
Реализация компетентностного подхода в преподавании изобразительного искусства предусматривает интеграцию знаний и творческую самореализацию личности, формирование у учащихся начальных ключевых художественно-эстетических компетенций.
В 2016/2017 учебном году используются следующие учебные программы:
для І класса:
Учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для I класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. І класс». – Минск : Национальный институт образования, 2015;
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Выяўленчае мастацтва» для I клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. І клас». – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2015;
для ІІ класса:
Учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для II класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. ІІ класс». – Минск : Национальный институт образования, 2016;
Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Выяўленчае мастацтва» для II клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. ІІ клас». – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;
для ІII-IV классов:
Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Изобразительное искусство. I–V классы. – Минск : Национальный институт образования, 2012;
Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. Выяўленчае мастацтва. I–V класы. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2012.
Обращаем внимание, что обучение изобразительному искусству в I-IVклассах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).
Для выполнения творческих практических работ по учебному предмету «Изобразительное искусство» учащиеся должны иметь альбом или набор бумаги для рисования формата А4. Дидактические игры, упражнения и задания могут выполняться на отдельных листах бумаги формата А5 или в тетрадях на печатной основе. Однако тетради на печатной основе не являются обязательными для всех учащихся. Необходимо учитывать, что на выполнение учащимися практической работы на учебном занятии в I классе отводится не менее 25 минут, во II–IV классах – 25–30 минут учебного времени, а упражнений и заданий – до 5–7 минут.
В учреждениях общего среднего образования, в которых осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования с изучением учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства (базовая школа-колледж искусств, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств),по завершении оубчения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами учащиеся сдают выпускной экзамен по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей в области отдельных видов искусства.
В иных учреждениях общего среднего образования учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, могут изучаться на факультативных занятиях в пределах максимальной допустимой учебной нагрузки на одного учащегося (приложение 22).
Для организации деятельности методических формирований учителей изобразительного искусства в 2016/2017 учебном году предлагается единая тема «Педагогическое мастерство учителя изобразительного искусства как условие личностного развития учащихся».
Основными задачами методической работы с учителями изобразительного искусства в 2016/2017 учебном году являются:
– совершенствование образовательного процесса по учебному предмету «Изобразительное искусство»;
– обобщение и распространение эффективного педагогического опыта преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» на базовом уровне и на факультативных занятиях художественной направленности;
– реализация принципов компетентностного подхода в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» как методологической и методической основы современного образовательного процесса;
– методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства и их успешной аттестации.
В рамках организации методической работы с учителями изобразительного искусства в 2016/2017 учебном году следует особое внимание уделить повышению качества образования учащихся и созданию условий для их самореализации.
В течение года рекомендуется:
провести 4 заседания методического объединения;
организовать работу школы эффективного педагогического опыта по вопросам повышения качества обучения;
создать творческие группы и иные методические формирования учителей изобразительного искусства, работа которых будет направлена на разработку дидактического обеспечения преподавания учебного предмета на основе компетентностного подхода;
обеспечить наставничество молодых специалистов, работу школ молодых учителей.
На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:
- компетентностный подход в реализации содержания учебной программы по изобразительному искусству;
- особенности содержания и учебно-методическое обеспечение программы факультативных занятий художественной направленности для X-XI классов;
- эффективный опыт преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» на основе компетентностного подхода в учреждениях общего среднего образования;
- система работы учителя изобразительного искусства по обобщению, описанию и представлению опыта собственной педагогической деятельности;
- планирование работы районных методических объединений: анализ проведения работы в 2015/2016 учебном году; планирование работы районного методического объединения, творческих групп, школы молодого учителя и других методических формирований на 2016/2017 учебный год.
На заседаниях методических формирований учителей изобразительного искусстварекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
– профессионально-педагогическая компетентность учителя изобразительного искусства как основа творческого, когнитивного, эмоционального, эстетического и социального развития учащихся;
– современные технологии преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческого потенциала учащихся;
– формирование компетенций учителя по моделированию и обобщению собственного педагогического опыта по учебному предмету «Изобразительное искусство»;
– место искусства в современном социокультурном контексте: 2016 год – Год культуры в Беларуси.
Обращаем внимание, что недопустимо требование различных письменных анализов и отчетов об эффективности проведенных методических мероприятий.
На сайте государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» размещены подробные рекомендации по содержанию и организации методической работы с учителями изобразительного искусства в 2016/2017 учебном году, тематика семинаров и повышения квалификации www.academy.edu.by.
Приложение 16