Как проблема “музей и школа” решается за рубежом
Успешное взаимодействие музея и школы во многом обеспечиваются поддержкой их контактов со стороны государственных структур. В качестве примеров можно назвать следующее.
В США в 1969 г. в так называемом "Докладе Бельмонта" Американской ассоциации музеев была обоснована программа музейной педагогики, на основе которой Государственный комитет по образованию принимает национальную программу "Музей и образование" (Кузьмина Е.Е., 1990, с. 5). Музеи получают официальный статус образовательного учреждения. В 1994 г. после публикации доклада "Нация на грани риска" о проблемах гуманитарного образования принимаются Национальные стандарты преподавания художественных дисциплин, которые актуализируют обращение к музею (Столяров Б.А., 1999, с. 85-90, 199-222).
В 1971 г. в Италии под председательством президента республики проходит конгресс "Музей как социальный эксперимент", который принимает общегосударственную программу "Музей и образование". В середине 1980-ых гг. в школах Англии были введены новые учебные программы, пафосом которых стало возрастание роли источников по сравнению с ролью учебников, что потребовало пересмотра традиционных контактов музея и школы, в частности введения обязательного "музейного дня" (Музеи и новые учебные программы в системе среднего образования Англии, 1988).
Таким образом, проблема создания системы музей - школа является в некоторых странах предметом государственной заботы. Принятые здесь программы делают посещение музея естественной частью учебного процесса. Но официальная поддержка и самые лучшие программы не дали бы ощутимого результата, если бы не активная позиция самого музея, стремящегося наладить партнерские отношения с учительством.
Специфика решения музейно-педагогических задач в зарубежных музеях состоит в апелляции к учителю, в расчете на которого в значительной мере работает музейный педагог. Главная функция сотрудника отдела образования (как их именуют в США или Англии) или музейной педагогики (как они называются в Германии) заключается не в проведении занятий для учащихся, как в наших музеях. Акцент делается на подготовку различного рода вспомогательных материалов (пособий для учителей, "листков активности" или "рабочих тетрадей" для учащихся, специализированных путеводителей, музейных газет и журналов, каталогов, слайдов, видеопрограмм, брошюр о музейных программах, календарей музейных событий и пр.), обеспечивающих включение музея в образовательный процесс школы и работу на экспозиции самого учителя.
Интересно, что одной из первых акций музеев Англии после введения новых учебных программ стало проведение анкетного опроса - "Помогите нам помочь вам". Эти слова могли бы стать девизом той работы, которую проводят многие зарубежные музеи в отношении учителя.
Подчеркнув это основное отличие между зарубежными и отечественными музеями, рассмотрим конкретные формы обращения музея к учителю.
Сошлемся на опыт США, страны известной своими глубокими музейно-педагогическим традициями, основанными на идее необходимости консолидации усилий музея и школы в деле образования подрастающего поколения. (Этот опыт был проанализирован З.А. Бонами (1997) и Н.Г. Макаровой (Предметный мир культуры. Музейно-экскурсионная программа для начальной школы. - Ч. 1 - Теоретические материалы, с. 7-14). Отмечая разнообразие форм работы американских музеев с учителями, авторы выделяет наиболее специфические для США, которые одновременно особенно актуальны с точки зрения развития взаимоотношений музея и школы в нашей стране.
- Очень распространены здесь так называемые учительские мастерские. В зависимости от конкретной цели они могут принимать вид установочных лекций, помогающих учителю самостоятельно проводить занятия в музее, или долгосрочных курсов, когда "учителя работают в фондах и лабораториях музея, обогащая собственные знания по той или иной проблеме и одновременно обучаясь интегрировать музейный материал в школьные учебные курсы" (там же, с.10).
- В ряде музеев организуются зачетные курсы для учителей, по окончанию которых они получают более высокий квалификационный разряд, а, следовательно, добавку к зарплате.
- Существуют программы, специально направленные на подготовку учителей-лидеров, которые в дальнейшем становятся проводниками идей музейного образования в своем педагогическом сообществе.
- Учителя имеют право на годичную стажировку в музее, ибо каждый 7-ой год работы в школе они могут использовать для самообразования.
- Практикуется организация для учителей летних курсов и летних институтов (часто совместно с университетами и колледжами), ибо музеи стараются активно использовать каникулярное время.
- Широко распространено создание совместных проектов развивающего типа, которые разрабатываются музейным педагогом вместе с учителем, а затем внедряются в школьную практику как обязательный компонент того или иного учебного предмета. Подготовка этих проектов включает в себя: курсы для учителей, подготовку печатных материалов для учителя и учащихся, подбор предметов, которые предоставляются учителю для использования в школе или в музее. Совместные проекты могут реализовываться в специальных музейных помещениях, где "учителям и учащимся доверяется использовать коллекции и ресурсы музея в качестве основного материала для учебного занятия" (там же, с. 8). Подобные совместные программы материально поддерживаются департаментами образования, которые выделяют для них специальные средства (гранты).
- Особую роль в установлении контактов музея и школы играют существующие во многих американских музеях информационно-методические центры. Они выполняют комплекс задач - от обеспечения учителя информационной и вспомогательной литературой до предоставления в аренду тематически подобранных материалов из коллекций музея, организованных по типу "музея в чемодане".
Благодаря столь интенсивной деятельности музеи США, по утверждению Н.Г. Макаровой, смогли "стать катализаторами и идеальными агентами позитивных изменений в образовательной системе" (там же, с. 9). И с этим нельзя не согласиться.
От ретроспективного анализа взаимодействия музея и школы в нашей стране и за рубежом перейдем к рассмотрению того, как работают музеи с конкретными группами учащихся.
Работа музеев с учащимися
К середине 1980-ых гг. в жизни многих музеев России становится весьма ощутимой тенденция создания специализированных программ для юной аудитории. Категория учащиеся получает конкретную возрастную дифференциацию: дошкольники и младшие школьники, учащиеся средних и старших классов, техникумов и ПТУ, студенты. Музейные специалисты начинают более активно проводить в жизнь идею специфики общения с каждой из этих возрастных групп. При этом если в работе, например, со школьниками среднего и старшего возраста имелись давние традиции, то с некоторыми группами приходилось начинать буквально с нуля. К подобным относились дети младшего возраста.