Экспериментальное обоснование методики совершенствования координационных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Классификация ОНР
По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:
· неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
· осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
· грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).
С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
· 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
· 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
· 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
· 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Логоневроз- невротическое заболевание расстройства речевой функции ,которое возникает в результате психической травмы и с течением времени смягчается. Проявляется в виде заикания и мутизма (отказ от активной речи- полное или избирательное молчание)
Характеризется общеневротическими проявлениями (снижение самооценки, рост тревожности, подавленное настроение и т.п.) а, также невротическим поражением речи, в частности в виде логофобии(страха речи). При этом мучительное предчувствие неполноценности своего высказывания блокирует механизм звукопроизношения. Лечение проводится преимущемтвенно методами психотерапии.
Характеристика особенностей физического развития и физической подготовленности детей с нарушением речи.
В системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи также большое значение придается моторному развитию ребенка. Поскольку группа детей с нарушениями речи очень неоднородна по своему составу, то и двигательное и психомоторное развитие детей этой категории варьируется в достаточно широких рамках. Так, у детей с дислалией, как правило, не наблюдается серьезных нарушений общей моторики, отмечаются лишь незначительные нарушения тонкой моторики рук и пальцев. При ринолалии наблюдаются значительные нарушения общей, тонкой произвольной, лицевой и речевой моторики. У этих детей отмечается астенизация организма, вялость, сниженный мышечный тонус, нарушения координации, плавности движений. У детей с дизартрией встречаются разной степени выраженности нарушения мышечного тонуса, гиперкинезы, стертые парезы, приводящие к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. При разных формах заикания отмечается разное состояние моторной функции. У части заикающихся наблюдается опережение моторного развития, у других - отставание в развитии моторных функций. Движения этих детей характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью; выявляются затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства, слабое развитие чувства ритма, нарушения одновременности движений, страдает выразительность движений, быстрота двигательной реакции; имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений, патологические движения, синкинезии (Г. А. Волкова, 1985).
Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности,
Во всех коррекционных программах обучения и воспитания детей с нарушениями речи обязательно выделяется работа по разделу «моторное развитие». В нем предусматривается формирование полноценных двигательных навыков, овладение точно координированными и специализированными движениями рук. В процессе правильно организованных занятий устраняются некоординорованные, скованные, недостаточно ритмичные движения, дети обучаются дифференцированным навыкам. Коррекция особенностей моторного развития осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координации, необходимых для полноценного становления навыков письма. Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1991).
При различных нарушениях речи в коррекционной работе широко используются занятия логопедической ритмикой, подробно рассмотренные Г. А. Волковой (1985) . Логопедическая ритмика - это одна из форм своеобразной активной терапии, ее понимание основано на использовании слова, музыки, движения в реабилитационных целях. Занятия логоритмикой укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, фацию движений, силу, выносливость, координацию движений, силу и тембр голоса. В логоритмике можно выделить два основных звена. Первое - развитие и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией. Второе - развитие речи и коррекция речевых нарушений, воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха. Основной принцип всех видов работы - тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала. В упражнениях большое внимание уделяется слову. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным режимом, а режимом в стихотворной форме, позволяющим сохранить при этом принцип ритмичности в движениях. Обязательным условием проведения логоритмики является включение большого количества речевых заданий, Музыкальное сопровождение выполняет не только «ритмическую» функцию, но и создает определенное эмоциональное настроение, помогает ощутить всю красоту произведения. Здесь важен как четкий ритмический рисунок, так и художественное содержание. Логопедическая ритмика строится в зависимости от логопедического коррекционного курса.
основные методические направления в развитии тонкой моторики пальцев рук у детей с нарушением речи
Уровень развития мануальной (ручной) моторики является важным показателем физического и нервно-психического развития ребенка. Мелкая моторика рук находится в тесной взаимосвязи со степенью созревания ЦНС ,развития умственных способностей, речи, письма,. Экспериментально доказано,что систематическая тренировка пальцев рук способствует повышению работоспособности коры головного мозга. Кинестетические импульсы ,поступающие от пальцев рук, вызывают активизацию ассоциативных зон коры головного мозга ,способствуют повышению ее тонуса ,что создает благоприятные условия для образования новых временных связей и функционирования уже имеющихся.фраза Лесгофта: «… насколько развиты пальцы.. настолько развит и ум человека, настолько человек в состоянии самостоятельно действовать». Морфологические и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от пальцев рук.. Сначала у ребенка формируется тонкие движения кистей и пальцев рук, затем появляется артикуляция первых слогов. Все последующие совершенствования речи находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики рук. Кроме того, существует анатомическая близость корковых зон иннервации речевых мышц и мышц рук, особенно кисти и большого пальца.
Существует взаимосвязь функции руки и речи. При поражениях речевой моторной области (афазии) утрачиваются тонкие движения пальцев рук, при «грубой» переделке левши в правшу развиваются логоневрозы. У детей с алалией (недоразвитием речевых областей мозга) также отмечается задержка развития тонких движений пальцев рук т.е. уровень развития мануальной моторики у детей с нарушениями речи ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Использование специальных упражнений должно быть направлено на коррекцию и развития:
Диффренцированных движений пальцев рук
Предметно-манипулятивной деятельности
Способности к выполнению различных видов захвата и хватательной функции руки
Силы и выносливости мелких мышц кисти и пальцев рук
Координации движения кистей и пальцев рук
Подвижность пальцев, кисти
Быстроты движений кисти и пальец рук
Схемы тела
Зрительно-моторной координации
Способность к расслаблению
Способности к выполнению симметричных и ассимитричных движений рук
Тактильного гнозиса
Виды физ.упражнений для коррекции и развития мелкой моторики рук
Самомассаж кистей и пальец рук(с предметами и без предметов) рвзвитие тактильного гнозиса,оординации движений кисти и пальцев рук) Поглаживание,растирание,разминание кисти и пальцев,надавливание на кончики пальцев,вращения предметов между ладонями
Дактилология пальчиковая азбука, движения и положения пальцев изображается буква, (дактилы)
Жестовая речь смена положения рук в пространственном поле( по типу проб Хеда)
Экспериментальное обоснование методики совершенствования координационных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Успех развивающего и коррекционного обучения зависит от удачно выбранной комбинации как приемов, так и методов обучения, от их взаимного проникновения. Совершенствование коррекционно-педагогической работы на современном этапе должно опираться на поиск и разработку новых специальных приемов обучения, модификацию и качественное улучшение уже существующего коррекционно-оздоровительного арсенала, соединение всех компонентов, методов и их глубокое методическое обоснование [103, 113,116,117,120,140,164,168].
В процессе экспериментальной работы над проблемой развития двигательной сферы детей с ОНР была разработана методика совершенствования координационных способностей у старших дошкольников-логопатов, которая основывалась на средствах и методах, способствующих укреплению здоровья, формированию жизненно-важных двигательных умений и навыков, развитию и коррекции психомоторной сферы, снятию психического напряжения. Использованные в методике средства физического воспитания направлены на развитие общей, мелкой и частично речевой моторики, повышение уровня общей физической подготовленности.
Основной приоритет в работе по физическому воспитанию детей с нарушениями речи должен отдаваться, по мнению ряда специалистов, коррек-ционно-развивающим упражнениям [82, 87, 88, 98, 105]. Благодаря этому проблема преодоления моторных нарушений, присущих детям с речевой патологией, может и должна успешно решаться на занятиях по физическому воспитанию. В работе с дошкольниками целесообразно применять стимулирующие упражнения, нетрадиционные виды гимнастики, элементы художественной гимнастики и хореографии для укрепления опорно-двигательного аппарата, формирования правильной осанки, развития координационных способностей [96, 112,122,123, 142,150,152, 160].
Применяемые в дошкольном возрасте упражнения по своему воздействию носят в значительной мере генерализованный характер: одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, в том числе и координационных. Преимущественное воздействие на двигательный навык или двигательную способность определяется только методической направленностью [6, 7, 61, 63, 72].
Эффективность упражнений для совершенствования координационных способностей зависит от методики их применения и организации занятий. Для повышения эффективности работы по совершенствованию координационных способностей дошкольников следует обратить внимание на оптимальное соотношение методов стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере усвоения двигательных умений и навыков необходимо постепенно замещать метод стандартно-повторного упражнения методом вариативного упражнения. В противном случае приобретаемые навыки могут перейти в косные стереотипы, затрудняя в дальнейшем естественную перестройку техники движений, вызванную ростом физических способностей и значительным увеличением размеров тела. Среди приемов, относящихся к методу переменного (вариативного) упражнения, в дошкольном возрасте должны преобладать приемы строго регламентированного варьирования [32, 95,104, 105, 106, 107].
Структура методики представлена на рис. 12. Работа по коррекции психомоторной сферы дошкольников велась в нескольких направлениях. Особое внимание уделялось развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук (рис. 13-15).
Продолжительность занятий по комплексному развитию КС соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части (прилож. 5, табл. 1). Предложенная форма проведения физкультурных занятий (комплексное занятие) и музыкальное сопровождение способствуют увеличению двигательной активности, повышают интерес детей к физической культуре, вызывает у них положительные эмоции [27, 62, 73, 153].
На каждом занятии дошкольники обучались новым элементам движений. Планирование учебного материала предусматривало повторение наиболее сложных движений в различных условиях.
В зависимости от задач занятия, моторная плотность составляет 60%-65% при разучивании и 75%-85% при совершенствовании упражнений. Средний уровень ЧСС во время занятий достигает 100-120 уд./мин; в основной части возрастает до 130-140 уд./мин.
Программный материал распределён с учётом возрастных особенностей детей, постоянным нарастанием трудностей как внутри возрастной группы, так и по мере взросления (прилож. 5, табл. 2 и 3).
Подбор упражнений осуществлялся с учетом возрастных (анатомо-физиологических, психологических, моторных) особенностей дошкольников, а также с учетом коррекционно-развивающей направленности занятий. Упражнения выполнялись фронтальным, серийно-поточным, групповым способами. Распределение коррекционно-развивающих средств физического воспитания дошкольников-логопатов в течение учебного года представлено в приложении 4 (табл. 1-2).
5.методика релаксации детей с речевыми нарушениями на занятиях физическими упражнениями
Продолжительность релаксирующих пауз между отдельными упражнениями должна быть не меннее1 мин. ,а между блоками упражнений -2 мин. За время проведения одного занятия продолжительностью 45 мин. Таких пауз насчитвается около 5-6 время проведения релаксаций 3-4 мин.
Образные представления,
«Бабочка» И.п. –о.с. на счет 1-3-прогнуться ,свести плечи, руки развести в стороны –«бабочка расправила крылья» напрячь мышцы, на 4 –опустить руки, плечи,голову-расслабиться чередование и расл-ие мышц плечевого пояса
Ветерок- и.п. лежа на спине. Руки и ноги поднять вверх,потрясти ими-«ветерок колышет ветки»,опустить руки и ноги,расслабить их. Расл-ие мышц рук и ног. Успокаивающее действие на организм ребенка.
«гусеница» и.п. –упор лежа на согнутых руках. На 1-4 –медленно выпрямляя руки, поднять сначала голову,затем грудь, -максимлаьно согнуться, на 5-8 –и.п. расслабиться. Расслабление мышц туловища.
Характеристика речевых функций у детей с заиканием. Задачи и содержание физического воспитания заикающихся детей на разных этапах логопедичсекой коррекции.
Подготовка к обучению в школе ребенка с речевыми нарушениями
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ