Характеристика состояния системы дополнительного
Образования детей
(по материалам выступления Министерства образования и науки РФ Д.В. Ливанова на Госсовете 23.12.2015 г.)
В дополнительном образовании реализуется задача не только по созданию необходимого количества и разнообразия программ дополнительного образования, но и задача в том, чтобы сделать их интересными для детей. За последние три года удалось привлечь внимание всех органов и государственного, и муниципального управления, общественных институтов к развитию этого сектора образования, сформировать необходимую нормативно-правовую базу, которая обеспечивает движение в сторону повышения доступности услуг дополнительного образования на базе организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности. Помимо таких структур как Минкультуры, Минспорта, Минобрнауки, которые традиционно отвечали за эту сферу, активное участие принимают и Минприроды, Минтранса, а также крупнейшие наши компании в реализации программ дополнительного образования. С 2012 года в десять раз увеличилось количество частных организаций дополнительного образования, поскольку для частного сектора, для частного бизнеса это оказалось интересной сферой приложения своей инициативы и усилий.
В 2016 году впервые в федеральной целевой программе развития образования выделили дополнительное образование в отдельную задачу и впервые предусмотрели федеральные средства, прежде всего на конкурсную поддержку инициатив российских регионов по переходу на модели персонифицированного финансирования дополнительного образования (Информация прилагается).
По мнению Минобрнауки России, нормативная база для перехода на нормативно-подушевое финансирование создана и обеспечен равный доступ к бюджетным средствам организаций любых форм собственности. Единственное требование – требование высокого качества и уровня образовательных программ.
Впервые предусмотрена финансовая поддержка за счёт федерального бюджета негосударственного сектора – и за счёт выделения грантов тем юридическим лицам, которые реализуют интересные и значимые программы дополнительного образования, и средства на возмещение процентов по кредитам, которые такие организации взяли на развёртывание новых программ дополнительного образования.
Согласно государственной статистике фиксируется рост общего числа организаций дополнительного образования детей и, что самое важное, количества детей, занимающихся в них. В 2015 году различными программами дополнительного образования было охвачено около 68 процентов детей, это на 4 процента больше, чем в 2014 году. Видно, что растут и расходы консолидированного бюджета на дополнительное образование. В 2015 году, по предварительным данным Министерства финансов, они достигли 220 миллиардов рублей, а в 2014 году было всего 150 миллиардов рублей, то есть рост инвестиций очень серьёзный.
В качестве основных проблем названы. Первая – это серьёзное различие в региональном развитии системы дополнительного образования. У нас есть регионы-лидеры, которые уже превысили по охвату детей индикаторы, установленные указом, а есть регионы, в которых охват находится на уровне 30 процентов и даже 20 процентов. И, кроме того, Минобрнауки констатирует серьёзные различия в доступности программ дополнительного образования в городской и сельской местности: в городской местности охват уже превысил 70 процентов, в сельской местности пока не достигает и 60.
Для преодоления этого ведомством разработаны нормативы обеспеченности граждан программами дополнительного образования. Они включают и требования к размещению организаций в сфере дополнительного образования, особенно в сельской местности, и нормативы на дополнительное образование детей, рассчитанные на обеспечение не менее 75 мест на 100 детей, а также пешую доступность от места жительства или места получения общего образования. Естественно, при этом учтены и требования к наличию безбарьерной среды для детей разных возможностей. мы разрабатываем совместно с руководством «дорожную карту» по выравниванию условий доступности.
Здесь необходимо использовать дополнительные ресурсы, прежде всего организационные, ресурсы сетевого взаимодействия. Очень важно, чтобы в программах дополнительного образования участвовали не только специализированные организации, но и школы, музеи, спортивные центры, библиотеки и так далее.
Опыт, который накоплен в течение трёх лет при реализации программы развития спортивной инфраструктуры в сельских школах, показывает, что даже небольшие инвестиции в ремонт, в строительство новых спортивных залов позволяют очень серьёзно повысить охват детей в сельской местности различными видами занятий спортом.
Важной названа задача следить за тем, чтобы в ходе повышения эффективности работы сети организаций дополнительного образования не уменьшалась доступность качественных программ, в частности не допускалось сворачивание сети специализированных центров дополнительного образования детей. Для этого сформирован реестр базовых, ключевых для конкретного региона организаций дополнительного образования. Минобрнауки России на федеральном уровне будет отслеживать работу каждой такой базовой, ключевой организации, учитывая и уровень её оснащённости, качество тех программ, которые предоставляются, и охват детей.
Информация по вопросу участия 7 субъектов РФ в реализации комплекса мер по внедрению системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования
В целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы Минобрнауки России проведен конкурсный отбор субъектов Российской Федерации на предоставление в 2016-2017 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию 3.2 «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей» в целях софинансирования мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации.
В результате освоения субсидий при реализации комплекса мер
по модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в субъектах Российской Федерации будут осуществлены:
увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами (не менее 75% от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет);
увеличение числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической и естественно-научной направленности;
внедрение системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования;
повышение доступа негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к финансированию за счет бюджетных ассигнований;
введение системы независимой оценки качества дополнительного образования детей;
повышение квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования;
создание ресурсного центра для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.
Итоги конкурсного отбора подведены 4 апреля 2016 г. и определены
7 субъектов Российской Федерации – победителей конкурсного отбора: Астраханская область, Вологодская область, Пермский край, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан (Татарстан), Тульская область, Ханты-Мансийский автономный округ.