Типы государственных учреждений для умственно отсталых детей 8 страница

К настоящему времени в Российской Федерации организовано
более 20 реабилитационных центров. Они открыты в Архангельске,
Астрахани, Белгороде, Благовещенске, Владивостоке, Зеленогра-
де, Иркутске, Калуге, Комсомольске-на-Амуре, Минусинске,
Нерюнгри, Орле, Петропавловске-на-Камчатке и других городах.

Основополагающей теоретической базой верботонального ме-
тода является положение о том, что язык развивается из устной
речи, а речь представляет собой явление общественное и социальное.
Особое значение в акте говорения имеют ритмико-интонацион-
ная структура речи, эмоциональность поведения и жесты говоря-
щего. В этом смысле содержание речи передается не только лин-
гвистическими элементами, но и с помощью слуховой и зритель-
ной информации.

При восприятии речи аудиовизуальная информация влияет на
ее воспроизведение, и в случае изменения восприятия меняется и
процесс воспроизведения. Исправляя речь ребенка, сурдопедагог
одновременно устраняет ошибки как в ее воспроизведении, так и
в восприятии.

Верботональный метод как педагогическая система основы-
вается на характере развития речи в онтогенезе, согласно кото-
рому голосовая активность ребенка представляет собой ответ на
звуковые и на проприоцептивные ощущения (ощущения всего
тела).

Цель реабилитации по верботональному мето-
ду — развить у детей с нарушениями слуха коммуникативные
способности, необходимые для полноценного речевого взаимо-
действия со слышащими людьми, и интегрировать их в общеоб-
разовательную среду. Результатом подобной работы является функ-
циональная готовность детей со слуховым дефектом к 7 — 8 годам
учиться в общеобразовательной школе — их умственное и речевое
развитие соответствует норме.

Основу интеграции в общеобразовательную среду и общество слы-
шащих людей составляют развитие слушания (слухового восприя-
тия) и обучение речи. Согласно верботональному методу, эти важ-
нейшие навыки у ребенка с нарушенным слухом формируются в
соответствии с моделью их развития у нормально слышащих де-
тей. Одно из приоритетных направлений обучения устной речи —
овладение ее ритмом и интонацией.

В учебном процессе для организации образовательной среды
используется специальная слуховая аппаратура (СУВАГ-аппара-
ты), разработанная с учетом индивидуальных особенностей по-
ражения слуха как по его степени, так и по частотному диапазо-
ну. Первый из аппаратов СУВАГ был создан в 1961 г. В настоящее
время широко внедряется многофункциональная электроакус-
тическая аппаратура для групповой работы — SUVAG СТ-10-
IR, SUVAG СТ-10; для индивидуальной работы — SUVAG IT-
2, MINI-SUVAG, SUVAG II-S; с возможностью объединенно-
го назначения — SUVAG-II и др. В конструкциях этих аппаратов
использована сложная система фильтров и усилителей, с помо-
щью которых становятся возможными выбор оптимального слу-
хового поля для учащихся и последующее постепенное его рас-

ширение. Обязательным условием успешности работы по разви-
тию устной речи ребенка является применение нескольких мно-
гочастотных аппаратов СУВАГ для фронтальных и индивидуаль-
ных занятий.

Верботональный метод как педагогическая система опирается
на комплекс мер, направленных на развитие детей с нарушен-
ным слухом: совершенствование моторики и повышение чувстви-
тельности слуховых путей, необходимое для восприятия интона-
ции и ритма; формирование звуковой системы, а также проприо-
цептивных и соматосенсорных ощущений, с помощью которых
человеческое тело участвует в восприятии и воспроизведении речи;
гармоничное развитие полисенсорики всех органов чувств как
основы восприятия эмоций и становления интеллекта.

Время проведения групповой и индивидуальной работы и ее
объем зависят от возраста и подготовленности детей. Большин-
ство специалистов, работающих по верботональному методу у нас
в стране, проходят обучение и стажировку в Центре-клинике «СУ-
ВАГ» (Загреб, Хорватия).

Предусмотрено также активное участие в реабилитационном
процессе родителей или лиц, их заменяющих. Сотрудники цент-
ров постоянно проводят с ними консультативную и даже учебную
работу.

2.6. Системы образования слабослышащих

2.6.1. Специальное обучение

Эта форма образования слабослышащих детей в России пред-
ставляет собой целостную и теоретически обоснованную систему.
Объективными предпосылками ее становления явились: много-
летний опыт обучения неслышащих детей, сложившийся еще в
дореволюционных училищах, а позднее — в школах для глухих, и
продолжительное изучение учащихся этих учреждений различны-
ми специалистами — педагогами, психологами, врачами, физио-
логами и др.

Преодоление особенностей развития детей с частичной слухо-
вой недостаточностью достигается в условиях специально органи-
зованного образовательного процесса, обеспечивающего целост-
ное воздействие на их личность и социального по своей направ-
ленности. Реальными условиями успешности специального обу-
чения являются:

- наличие и использование сохранных анализаторов (зритель-
ного, вестибулярного, двигательного, включая частично сохран-
ный слуховой анализатор) для получения сенсорной информации
разной модальности и компенсации дефекта;

- отсутствие органических поражений речевого аппарата;

- сохранность интеллектуальных способностей при уверенно-
сти в том, что наблюдаемые отклонения в познавательной дея-
тельности обусловлены только слуховой недостаточностью и свя-
занным с ней речевым недоразвитием;

- умение пользоваться в различных видах деятельности (игро-
вой, трудовой, практической и т.д.) доступными формами обще-
ния, в том числе и спонтанно формируемой, элементарной сло-
весной речью как средством общения, обозначения и обобщения
результатов познания окружающего мира, способствующим на-
коплению знаний и представлений о нем.

Ведущий путь компенсации нарушенного развития слабослы-
шащих детей — специально организованное, целенаправленное обуче-
ние словесной речи. Именно потому, что наиболее значимым фак-
тором в структуре дефекта является речевое недоразвитие, обуче-
ние речи, учитывающее как особенности развития слабослыша-
щих детей, так и собственно нарушения речи, рассматривается
как основной путь компенсации.

Р.М.Боскис, А.Г.Зикеевым, К.В.Комаровым, К.Г.Корови-
ным, В.А.Синяком были разработаны и обоснованы принципы
обучения языку учащихся, имеющих частичные нарушения слу-
хового анализатора. Основополагающий среди них принцип ком-
муникативной направленности определяет практическую ориен-
тированность всего процесса на обучение слабослышащих детей
русскому языку. Коммуникативная направленность предусматри-
вает усвоение языка (языкового материала, системных отноше-
ний, составляющих его основу) в процессе повседневного упо-
требления в условиях общения как непосредственного, так и опо-
средованного — в виде чтения и письма.

2.6.2. Интегрированное обучение

Дети с незначительными потерями слуха могут учиться в
дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего
вида. Как правило, это возможно при тугоухости легкой или сред-
ней степени, диагностика которой в ранние периоды жизни за-
труднена. В младенческом, раннем и дошкольном возрастах незна-
чительное стойкое снижение слуха может маскироваться из-за
неравномерности формирования и развития различных функций
и потому не всегда выявляется своевременно. Ввиду слабой выра-
женности такие нарушения слуха зачастую не подвергаются необ-
ходимой коррекции: окружающие их не замечают, а ребенок на
тугоухость не жалуется.

Отсутствие адекватной педагогической помощи в сензитивные
периоды (раннее и дошкольное детство) ведет к возникновению
вторичных нарушений, что в совокупности определяет характер

негативных последствий в развитии детей. Поэтому требуется при-
стальное внимание родителей, врачей и педагогов к состоянию
слуха ребенка раннего и дошкольного возраста. Без своевремен-
ного оказания необходимой коррекционно-педагогической помо-
щи влияние незаметного слухового дефекта на его психическое
развитие может нарастать и с началом обучения проявиться в са-
мых различных формах школьной дезадаптации. Из-за отклоне-
ний в развитии речи слабослышащие дети сталкиваются с опре-
деленными трудностями при овладении грамотой, при выполне-
нии письменных работ, при восприятии объяснений учителя.

Успех интегрированного обучения таких детей во многом зави-
сит от качества их собственной речи и от навыков восприятия
речи окружающих. Не менее значимыми факторами являются вы-
сокий в целом уровень речевого развития (лексического, синтак-
сического), обеспечивающий их готовность к интеграции, а так-
же владение первоначальными умениями чтения и письма. При
этом обучение в общеобразовательной среде должно предусмат-
ривать сохранение физического и психического здоровья ребенка.

Предпосылками успешности обучения таких детей в условиях
общеобразовательной среды являются:

- высокий уровень психофизического и слухоречевого разви-
тия, который максимально соответствует возрасту или близок к
основным его показателям;

- сформированность личностных качеств ребенка, среди кото-
рых важны особенности его общения и такие свойства, как общи-
тельность, открытость и приветливость;

- готовность к овладению цензовой образовательной програм-
мой в сроки, предусмотренные образовательным учреждением;

- отсутствие дополнительных отклонений в развитии;

- стремление родителей активно участвовать в обучении ре-
бенка и оказывать ему необходимую помощь;

- желание самого ребенка учиться вместе со слышащими детьми.
Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко и другие авторы подчеркивают,

что позитивные результаты обучения таких детей во многом зави-
сят от учителя класса, оказывающего ребенку помощь в адапта-
ции в образовательной среде и в коллективе слышащих детей. Пе-
дагогу необходимо обеспечить активное участие слабослышащих
школьников в учебной деятельности, что требует от него опреде-
ленных дополнительных усилий. Подобное руководство деятель-
ностью детей в разных учебных ситуациях, оказание им помощи
и поддержки требуют от педагога следующих действий:

- научения слабослышащего ребенка привычке смотреть на го-
ворящего независимо от того, где он отвечает (у доски, с места),
быстро переводить взгляд с одного говорящего ученика на другого;

- опережающей подготовки его к предстоящему изучению но-
вого материала через систему продуманных домашних заданий;

- проверки понимания изучаемого материала по ходу урока
(занятия) с помощью одного-двух вопросов по содержанию темы;

- использования различных по формам и по объему видов по-
мощи;

- и, наконец, организации поддержки этого ребенка со сторо-
ны одноклассников.

И безусловно, позитивные результаты обучения таких детей зави-
сят от доверительных отношений между педагогом и родителями.

Для достижения оптимальных условий восприятия учебного
материала рекомендуется посадить слабослышащего ребенка за пер-
вую парту (стол) сбоку от педагога (справа от него), спиной к
окну. С этого места хорошо видны лица большинства однокласс-
ников, учителя и ученика, отвечающего у доски.

Подготовка слабослышащих детей к предстоящему обучению и
будущему пребыванию в среде слышащих — одна из основных
задач специальной школы. В связи с этим на определенных этапах
обучения может практиковаться перевод слабослышащих учащихся
из коррекционных образовательных учреждений в общеобразова-
тельные школы общего назначения. При этом учитываются жела-
ния и школьников, и их родителей. Для того чтобы такой перевод
оказался возможным, прежде всего нужно, чтобы ученик достиг
в процессе обучения достаточно высокого уровня общего и рече-
вого развития, что позволило бы ему справляться с требованиями
общеобразовательной программы.

2.7. Профессиональное образование людей
с нарушением слуха

2.7.1. Общие принципиальные положения

В современных экономических условиях как в зарубежных стра-
нах, так и в России необходимый уровень социальной защищен-
ности людей с нарушенным слухом обеспечивает начальное, сред-
нее и высшее профессиональное образование, в рамках которого
ведется подготовка конкурентоспособных на рынке труда специа-
листов. Овладение профессионально-образовательными програм-
мами того или иного уровня осуществляется в разных организа-
ционных формах. Ведущие среди них — специализированные учеб-
ные заведения для людей с нарушенным слухом, создание для
них отдельных групп в профессиональных учреждениях общего
назначения и индивидуальное образование в общей группе со слы-
шащими.

Трудоустройство в соответствии с полученной специально-
стью и квалификацией рассматривается как залог материальной
независимости, повышения социального статуса и интеграции в

социум. Профессиональная подготовка, поиск и организация ра-
бочих мест осуществляются в рамках обществ и ассоциаций инва-
лидов по слуху, прежде всего, на принадлежащих им учебно-про-
изводственных предприятиях.

Получение людьми с нарушенным слухом профессионального
образования привносит определенные затруднения при и без это-
го имеющихся у них ограничениях жизнедеятельности, связан-
ные с проблемами общения, обучения, трудоустройства. Для пол-
ной или частичной компенсации существующих объективных труд-
ностей необходимо создание образовательно-реабилитационной среды.
В основе ее организации установление причинно-следственных свя-
зей: нарушение слуха -» ограничение жизнедеятельности —» по-
требность в социальной защите. Наиболее оптимальными пред-
ставляются следующие направления ее достижения.

1. Разработка индивидуальных программ реабилитации (ИПР) —
комплекса оптимальных реабилитационных мероприятий, состав-
ляющих совокупность медицинских, психологических, педагоги-
ческих, образовательно-экономических действий.

2. Создание адаптивно-развивающей безбарьерной среды обуче-
ния, обеспечивающей необходимые условия доступности про-
фессионального образования для молодежи с нарушенным слу-
хом, в которой можно выделить сурдоперевод и техническое
обустройство образовательно-реабилитационной среды, вклю-
чающее индивидуальные, групповые и аудиторные вспомога-
тельные технические средства и приспособления, способству-
ющие компенсации трудностей восприятия речевой информа-
ции и общения.

Сурдоперевод — это способ межличностного общения, осуще-
ствляемый с помощью сурдопереводчика и содействующий рас-
ширению коммуникативных возможностей людей с нарушенным
слухом в условиях как официального, так и непринужденного
общения между ними и слышащими. Его задача — обеспечить этим
людям равные со слышащими возможности наиболее полного и
точного восприятия учебной информации. Специалисты, высту-
пающие в качестве сурдопереводчиков, владеют способами адек-
ватного, доступного, эффективного перевода содержания обуче-
ния (фактов, понятий, закономерностей), используя при этом
специфические средства общения (калькирующую и разговорную
жестовую речь, дактилологию) и сопровождая речевые действия
синхронной артикуляцией сообщаемой информации.

3. Обеспечение возможности слухозрительного восприятия речи с
помощью технических средств или чтения с губ, что является весьма
значимым сенсорным способом получения учебной информации
для тех студентов, кто в недостаточной мере владеет жестовой
речью, — слабослышащих и оглохших выпускников общеобразо-
вательных учреждений.

2.7.2. Начальное профессиональное образование

Профессиональное образование, обеспечивающее подготовку
молодежи с нарушениями слуха в качестве рабочих высокой ква-
лификации, организовано в системе профессиональных учебных
заведений — профессионально-технических училищ (ПТУ) и учеб-
но-производственных предприятий (УПП) Всероссийского обще-
ства глухих (ВОГ). Оно предусматривает овладение технической
грамотностью, позволяющей пользоваться технологической до-
кументацией, и формирование практической готовности к вы-
полнению трудовых процессов со скоростью, принятой на совре-
менном производстве.

Однако недостаточное развитие речи и словесно-логическо-
го мышления во многом осложняет освоение современных про-
фессий. В исследованиях В.А.Влодавец, В.Н.Чулкова, М.А.Шес-
таковой, А.П.Гозовой выделены особенности профессионально-
трудового обучения учащихся, имеющих нарушения слуха, обус-
ловленные замедленностью формирования двигательных навыков,
затруднениями в пользовании технической документацией, в вы-
полнении графических заданий, в понимании письменных инст-
рукций. Основные причины возникающих проблем — недостаточ-
ное речевое развитие и ограниченная практика работы с книгой.
Сказывается и влияние уровня общего развития.

Организация начального профессионального образования уча-
щихся с нарушенным слухом предусматривает теоретическое и
практическое обучение, проведение производственной практики.
Руководят ими квалифицированные мастера. Содержание профес-
сионального обучения предполагает изучение профильных и об-
щеобразовательных дисциплин в объеме, необходимом для успеш-
ного овладения профессией.

2.7.3. Среднее профессиональное образование

Получение людьми, имеющими нарушения слуха, среднего
профессионального образования возможно в специальных кол-
леджах-интернатах, колледжах, техникумах-интернатах и техни-
кумах. В этих учебных заведениях предлагается вариативный выбор
современных направлений профессиональной подготовки, таких,
как экономика, бухгалтерский учет и контроль; менеджер; орто-
педическая стоматология (зубной техник); лабораторная диагно-
стика; организация социально-реабилитационной работы с глу-
хими; адаптивная физическая культура; монтаж и техническая экс-
плуатация промышленного оборудования; программное обеспе-
чение вычислительной техники и автоматизированных систем;
моделирование и конструирование швейных изделий; технология
швейных изделий; технология изделий из кожи и др. Как прави-

ло, для организации обучения формируются специальные группы
глухих и слабослышащих учащихся. При обучении глухих прибега-
ют к помощи сурдопереводчика.

Средняя профессиональная подготовка людей с нарушенным
слухом осуществляется в крупных городах России — Москве,
Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Новоси-
бирске, Челябинске и др. Такая подготовка в специальных обра-
зовательных учреждениях организуется в соответствии с Государ-
ственным образовательным стандартом на основе программ, адап-
тированных для обучения неслышащих людей.

Глухие и слабослышащие студенты могут получить профессио-
нальное образование и в средних профессиональных учреждениях
общего назначения, занимаясь в отдельных группах или в составе
групп слышащих студентов. Из-за, как правило, незначительного
числа студентов со слуховыми дефектами сложно сформировать
отдельные группы глухих либо слабослышащих. Трудности орга-
низации их обучения связаны с разнородностью состава группы
как по состоянию слуха, так и по развитию речи.

Занятия в таких группах проводятся при участии сурдопере-
водчиков, одновременно являющихся и кураторами групп. Сред-
нее число обучаемых — около 14 человек. В учебных планах допус-
кается изменение соотношения объема нагрузки между лекцион-
ными и практическими, лабораторными и семинарскими заняти-
ями в сторону усиления доли практических форм. Увеличиваются
продолжительность различных видов практики и количество ча-
сов, отведенных для персональной работы со студентами и инди-
видуальных консультаций. В течение учебной недели предусматри-
ваются чередование изучаемых дисциплин и различных видов де-
ятельности в зависимости от уровня их сложности, а также сокра-
щение учебной нагрузки к концу недели.

У глухих и слабослышащих студентов утомление, проявляю-
щееся в признаках «двигательного беспокойства», в нарушении
качества восприятия, наступает быстрее, чем у слышащих сверст-
ников. В связи с этим для перераспределения вербально-визуаль-
но-двигательной нагрузки в процессе их обучения рекомендуется
чередование видов деятельности. На качестве обучения студентов
со слуховыми дефектами благоприятно сказывается оборудование
помещений звукоусиливающей аппаратурой, что позволяет ис-
пользовать резервы слуха, содействует повышению возможностей
слухозрительного восприятия устной речи.

2.7.4. Высшее профессиональное образование

Конец XX и начало XXI в. характеризуются вниманием науч-
ной и педагогической общественности к проблемам профессио-
нального обучения людей, имеющих нарушения слуха (В.З.Кан-

тор, М.И.Никитина, Г.Н.Пенин, Г.С.Птушкин, А.З.Свердлов,
А.Г.Станевский и др.). Исследования ученых и опыт пионера в
развитии этого направления — МГТУ им. Н.Э.Баумана (с 30-х гг.
XX в.) привели к тому, что в настоящее время уже целый ряд
крупных вузов принимает на обучение студентов с нарушенным
слухом — Головной учебно-исследовательский и методический
центр (ГУИМЦ) профессиональной реабилитации лиц с ограни-
ченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) при МГТУ
им. Н.Э.Баумана; Центр образования инвалидов по слуху при Вла-
димирском государственном университете; Московский педаго-
гический государственный университет (МПГУ); Государствен-
ный специализированный институт искусств (Москва); Россий-
ский государственный педагогический университет (Санкт-Петер-
бург); Российский государственный социальный университет (Моск-
ва); Санкт-Петербургский государственный университет культу-
ры и искусств; Институт социальной реабилитации Новосибир-
ского государственного технического университета (инвалидов по
слуху) и другие.

Для реализации равных прав на получение людьми с нарушен-
ным слухом высшего образования, независимо от форм предше-
ствовавшего среднего образования, создаются специальные образо-
вательные условия, обеспечивающие доступ к единой образователь-
ной и профессиональной среде. Однако студенты с нарушенным слу-
хом, обучающиеся в вузах, почти неизбежно сталкиваются с опре-
деленными проблемами, обусловленными первичным дефектом, что
вызывает возникновение особых образовательных потребностей, а
скорее, затруднений. Выделим наиболее значимые из них.

Неполное восприятие и понимание учебного материала, что зави-
сит от готовности пользоваться индивидуальными слуховыми ап-
паратами и от овладения навыками слухозрительного восприятия
речи, а при невозможности слухопротезирования — от развития
навыков чтения с губ. В случае восприятия учебного материала с
помощью сурдоперевода студентов затрудняет конспектирование
лекционных и семинарских занятий, так как им приходится од-
новременно следить за преподавателем, сурдопереводчиком и де-
лать собственные записи.

Коммуникативные особенности речевого поведения, осложняю-
щие общение с преподавателями и слышащими студентами. У сту-
дентов со слуховыми дефектами, особенно на младших курсах,
часто возникают психологические барьеры, обусловленные не-
знанием и неумением использовать правила, приемы и средства
общения, оценивать потребности собеседника, выстраивать и ре-
ализовывать модели межличностных связей.

Поэтому на протяжении всего периода обучения в вузе преду-
сматривается комплексная поддержка студентов со слуховой не-
достаточностью.

В настоящее время разрабатываются проблемы обеспечения
непрерывности образовательно-профессиональной траектории
развития, доступности для людей с нарушенным слухом всех сту-
пеней и уровней довузовского, вузовского и послевузовского об-
разования.

Вопросы и задания

1. Укажите цель и конкретные задачи сурдопедагогики.

2. Расскажите о первых опытах обучения глухих детей и определите их
значение для истории сурдопедагогики. Назовите имя основоположника
отечественной сурдопедагогики и его первую книгу. В чем автор этой
книги видел ее основное назначение?

3. Как повлияло введение в нашей стране всеобщего обязательного
обучения на развитие специального образования людей с нарушениями
слуха?

4. Определите причины, вызывающие стойкое необратимое наруше-
ние слуха, и расскажите об их возможных последствиях. С помощью ка-
ких дифференциально-диагностических методов оно обнаруживается?

5. Раскройте теоретическую основу психолого-педагогической клас-
сификации Р.М.Боскис. Какие классификации оформились в сурдопе-
дагогике в связи с развитием медицины, техники, компьютерных тех-
нологий?

6. Охарактеризуйте коммуникативно-деятельностную педагогическую
систему овладения глухими детьми словесной речью.

7. В чем состоит билингвистический подход в обучении глухих?

8. Рассмотрите особенности оказания педагогической помощи в сис-
темах, ориентированных на интеграцию глухих в общеобразовательной
среде.

9. Назовите варианты обучения слабослышащих детей и укажите воз-
можности и особенности преодоления последствий этого нарушенного
развития в различных условиях образовательной среды.

10. Расскажите об организации профессионального образования для
людей с нарушениями слуха.

Литература для самостоятельной работы

Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: книга для учите-
ля. — 2-е изд., испр. — М., 1988.

Выявление детей с подозрением на снижение слуха // под ред. Г.А.Та-
варткиладзе. — М., 2004.

Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики / сост. Т.С.Зыкова, М.А.Зы-
кова. - М., 1997.

Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих
детей первых лет жизни. — М., 1999.

Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. Дневник событий
жизни ребенка: учеб.-метод, пособие для родителей и педагогов по раз-
витию устной и письменной речи детей. — М., 2004.

Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. — М., 2002.

Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших восприятию устной речи:
учеб.-метод, пособие. — М., 2000.

Назарова Н.М., Пенин Г.Н. История специальной педагогики // Спе-
циальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2007. — Т. 1.

Развитие устной речи у глухих школьников: метод, пособие в 2 ч. /
авт.-сост. Е. П.Кузьмичева, Е.З.Яхнина, О.В.Шевцова. — М., 2003.

Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации,
жизненные планы, социальные связи. — М., 1997.

Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных
школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология. — 1998. — №1.

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит...: книга для
педагогов и родителей. — М., 2003.

Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика
как наука. — М., 2003.

Глава 3

______________________________________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

3.1. Предмет и задачи тифлопедагогики

Тифлопедагогика (от греч. typhlόs — слепой) исторически фор-
мировалась как наука о воспитании и обучении слепых детей. По
мере становления и развития данной предметной области специ-
альной педагогики в ее сферу включались и другие категории
людей, имеющих нарушения зрения. В настоящее время тифлопе-
дагогика — это наука о воспитании и обучении людей разного
возраста, имеющих нарушения зрения.

Объектом тифлопедагогики как самостоятельной научной дис-
циплины является специальное образование людей с нарушения-
ми зрения. В качестве ее предмета выступает практика воспита-
ния, обучения, социализации людей разного возраста с дефекта-
ми зрения.

Современная тифлопедагогика, представляющая одну из под-
систем специальной педагогики, развивается в контексте гумани-
стических идей и взглядов, провозглашающих прежде всего раз-
витие личности человека, находящегося в условиях зрительной
депривации, признавая его равноправным членом общества, име-
ющим право на личностное развитие и самореализацию. В контек-
сте обозначенного подхода в качестве основной цели тифлопедаго-
гики выступает обеспечение интеграции людей с нарушениями
зрения в широкий социум путем достижения ими максимального
уровня самостоятельности и самореализации. Эта главная цель до-
стигается посредством разработки и осуществления ряда научно
обоснованных педагогических систем образования людей с нару-
шениями зрения, направленных на развитие их личности, про-
филактику, коррекцию и компенсацию нарушений, непо-
средственно и опосредованно вызванных условиями зрительной
депривации.

Наши рекомендации