Характеристика и назначение упражнений художественной гимнастики
Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позволяет применять их в занятиях с группами различного возраста и подготовленности. От других видов упражнений они отличаются целостностью, динамичностью и танцевальным характером исполнения.
Целостность упражнений характеризуется одновременностью выполнения основного и дополнительных движений, отсутствием остановок и фиксаций промежуточных положений в упражнениях и соединениях и предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Примером целостных упражнений служат «волна» и волнообразные движения, взмахи.
Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями скорости, темпа, ритма, амплитуды, направления и силыдвижений.
Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тесной связи с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску. При этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последовательности (циклично).
Целостность, динамичность, танцевальный характер выполнения упражнений тесно взаимосвязаны.
К средствам художественной гимнастики относятся: строевые, общеразвивающие, акробатические и прикладные упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и спредметами (мячом, скакалкой, лентой, обручем, булавами), специальные упражнения на согласование движений с музыкальным сопровождением.
Эти средства предоставляют большие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся: повышение у них функциональных возможностей организма, обогащение знаниями в области художественной гимнастики и смежных сней практических и теоретических дисциплин, двигательным опытом, развитие координации движений, быстроты и точности двигательных реакций, гибкости, прыгучести, выносливости к мышечной рабо-
те, видов и свойств внимания, памяти на движения, чувства ритма, музыкального слуха, воспитание эстетических, нравственных и других личностных свойств, формирование правильной, краси-Бой осанки, легкой походки, грациозности, изящества движений.
К элементам художественной гимнастики относятся разновидности шагов и бега, пружинные движения, «волны» и волнообразные движения, махи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев, упражнения с предметами.
Разновидностями шагов и бега являются следующие движения.
Мягкий шаг. Он выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе.
Высокий шаг выполняется с подниманием согнутой ноги (бедро и голень образуют прямой угол).
Острый шаг выполняется резко, отрывисто, из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед, стопа другой ноги — на носок.
Широкий шаг выполняется выпадом вперед с разноименным движением рук.
Перекатный шаг выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу, одновременно с этим сгибая и затем разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую вперед-книзу. Движение повторяется с другой ноги.
Пружинный шаг выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично.
Бег. Многие разновидности бега являются аналогами ходьбы и сохраняют соответствующие названия (высокий бег, острый бег, широкий бег и т.д.). Бег, в отличие от ходьбы, имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными.
Пружинные движения характеризуются одновременным сгибанием во всех суставах и последующим их разгибанием. Они выполняются равномерно, непрерывно, упруго, с большим мышечным напряжением и различной скоростью. Пружинные движения могут быть одновременные, поочередные и попеременные. Разно-
видностями пружинных движений могут быть: пружинные движения руками — сгибание и разгибание рук из различных исходных положений в различные конечные положения (рис. 254); пружинные движения ногами — из стойки на носках одновременно или попеременно; туловищем из круглого приседа на всей стопе или на носках; целостно — выполняется с равно-Мерным напряжением сгибанием туловища, рук и ног.
«Волны» и волнообразные движения характеризуются последовательным сгибани-
ем и разгибанием суставов. «Волны» выполняются руками, туловищем, целостно, равномерно без излишнего мышечного напряжения. «Волна» руками выполняется из исходного положения руки в стороны, соединяя лопатки, последовательно согнуть руки во всех суставах, разводя лопатки, последовательно разогнуть руки во всех суставах. «Волна» туловищем характеризуется последовательным протеканием гребня «волны» в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника. Она может выполняться в упоре стоя на коленях, в седе на пятках, в стойке на носках и т.д. Исходным положением для целостной «волны» является круглый полуприсед. При этом последовательно выводятся вперед коленный, тазобедренный суставы, поясничный и грудной отделы позвоночника, круг руками вперед-книзу выполняется равномерно.
Махи выполняются руками, ногами и туловищем. Маховые движения туловищем связаны с наклонами вперед, в сторону, назад и с поворотами. Махи руками и ногами выполняются в основных и промежуточных плоскостях, в различных направлениях, по дуге и кругу, одноименно, разноименно, поочередно и последовательно.
Взмахи выполняются руками, туловищем (вперед и в сторону) и всем телом (вперед, в сторону и с поворотом). Для взмахов характерен начальный толчок и продолжение движения по инерции в других звеньях тела. При взмахе последовательность движений такая же, как и при «волне», но скорость неравномерная — максимальная в начале и затухающая к концу.
Равновесия подразделяются на статические и динамические. Статические равновесия делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные равновесия выполняются с вертикальным положением туловища, с различными положениями свободной ноги и рук. Горизонтальные равновесия выполняются с горизонтальным положением туловища и разделяются на переднее (туловище наклонено вперед), заднее (туловище наклонено назад), боковое (туловище — в сторону). Сложность равновесия зависит от величины опоры, положения туловища и свободной ноги.
Динамические равновесия — это равновесия с изменением положения туловища и свободной ноги.
Повороты делятся на повороты на двух ногах и одной. Повороты на двух ногах — переступанием, скрестно на 180°, 360° и т.д.; на одной — одноименные и разноименные.
Одноименные повороты выполняются на правой ноге в правую сторону, на левой ноге — в левую. Разноименные повороты выполняются на правой ноге в левую сторону, на левой — в правую, с различными положениями свободной ноги, туловища, рук-Сложность поворотов зависит от количества градусов, на которое выполняется поворот, от положения свободной ноги и туловиша в момент поворота.
Прыжки в художественной гимнастике делятся на прыжки толчком двух ног и одной.
Прыжки толчком двух ног: выпрямившись (рис. 255), согнув ноги назад, касаясь, «разножка» продольно и поперек и т.д.
Прыжки выпрямившись выполняются на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, с поворотами на 90°, 180°, 360°; при выполнении прыжка согнув ноги назад прогнуться и слегка согнуть ноги так, чтобы между туловищем и бедрами не было угла; при выполнении «разножки» ноги в полете максимально разведены, приземление на обе ноги.
К прыжкам толчком одной относятся: скачок, открытый, закрытый-открытый, шагом, перекидной и т.д.
Скачок выполняется аналогично высокому шагу, но с подскоком (рис. 256).
Открытый прыжок выполняется шагом одной вперед, другая назад, руки в стороны.
Закрытый-открытый прыжок начинают шагом левой, правую согнуть вперед, прыжок, руки дугами книзу-вперед, плечи и голова слегка опущены. Затем выполняется шаг правой с последующим прыжком на ней, левую назад, руки дугами книзу в стороны, прогнуться (рис. 257).
Прыжок шагом выполняется толчком одной ноги с приземлением на другую. В фазе полета одна нога вперед, другая назад, рука противоположна маховой ноге (рис. 258).
Перекидной прыжок выполняется шагом левой с последующим прыжком на ней, правой энергичный мах вперед с подъемом рук Дугами вперед-вверх. В фазе полета после маха правой ногой быстрый поворот налево на 180° с последующей сменой ног сзади и приземлением на правую ногу (рис. 259).
К элементам бальных танцев относятся галоп, полька, вальс и др.
Шаг галопа. Музыкальный размер \. Выполняется вперед, в сторону, реже назад, в быстром темпе, легко и изящно. Начинается отведением ноги вперед или в сторону, шагом на всю стопу, пры-
жок вверх, соединяя ноги в полете. В момент приземления на одну ногу, другая скользит по полу, повторяя шаг галопа в том же направлении. Подводящим упражнением к шагу галопа является приставной шаг.
Шаг польки. Музыкальный размер \. Выполняется вперед, назад, в сторону с поворотом. Полька вперед начинается с небольшого подскока на левой, правую вперед-книзу («и»), шаг правой вперед (1), приставить левую к правой небольшим прыжком («и»), шаг правой (2). Повторить движение с другой ноги, легко и изящно. Шаг польки в сторону можно выполнять с поворотами кругом, поворот производится на подскоке в начале движения на счет «и». Подводящим упражнением к шагу польки является переменный шаг.
Шаг вальса. Музыкальный размер \. Начинается из стойки на носках, состоит из трех шагов: 1 — перекатный шаг правой вперед, 2 — шаг левой на носок, постепенно разгибая колено, 3 — шаг правой на носок. Все шаги одинаковые по длине, выполняются ритмично на каждую долю такта. Техника выполнения вальсового шага назад аналогична технике вальса вперед. Шаг вальса в сторону начинается из стойки на носках, 1 — перекатный шаг правой в сторону, 2 — шаг левой на носок скрестно за правую, 3 — приставить правую в исходное положение. Движение повторяется в другую сторону.
К элементам народных танцев относятся русский попеременный, припадание, веревочка, па-де-баск, ковырялочка, шаг с притопом и т.д.
Русский попеременный шаг. Музыкальный размер \, \. Исходное положение — стойка, руки на пояс. Выполняется по счетам: сч. 1 — шаг правой с носка, сч. «и» — шаг левой с носка, сч. 2 — шаг правой с носка, сч. «и» — пауза, на следующий такт повторить движение с другой ноги. Русский тройной является разновидностью русского попеременного шага. Исходное положение то же. Сч. I — шаг правой с носка, сч. 2 — шаг левой с носка, сч. 3 — шаг
правой, спружинивая, левую вперед-книзу, скользя стопой по полу, сч. 4 — выпрямить правую ногу.
Припадание. Музыкальный размер \. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция. Сч. «и» — левую ногу в сторону-книзу, слегка поднимаясь на носок правой, сч. 1 — небольшой шаг левой в сторону с носка, сгибая колено, правую приподнять от пола, сч. «и» — встать на носок правой за левой, выпрямляя ее, левую в сторону-книзу, сч. 2 — повторить движение сч. 1. Движение повторяется с нового такта.
Ковырялочка. Музыкальный размер \. Ковырялочка часто выполняется в сочетании с тройным прыжком. Исходное положение — стойка, руки на пояс. Сч. 1 — небольшой подскок на левой, правую в сторону на носок, пятка кверху, колено согнуто, сч. 2 — небольшой подскок на левой, правую на пятку (на то же место), нога прямая, сч. 3—4 — тройной притоп.
Па-де-баск. Музыкальный размер \. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция, руки на пояс. Сч. «и» — небольшой прыжок толчком левой, правую дугой вперед, сч. 1 — приземлиться на правую, левая согнута вперед, колено наружу, сч. «и» — тройной притоп в небольшом полуприседе, то же в 3-й позиции, левая впереди. На следующий такт движение начинается с другой ноги в другую сторону.
Веревочка. Музыкальный размер 2. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция. Сч. «и» — согнуть правую (колено наружу), одновременно подскок на левой, сч. 1 — правую на носок скрестно на левой, сч. «и» — 2 — повторить движение с другой ноги.
Шаг с притопом. Музыкальный размер \. Исходное положение — 3-я танцевальная позиция, колени слегка согнуты, руки на пояс. Сч. 1 — небольшой шаг правой на всю стопу, пружиня, сч. «и» — скользящий удар о пол левой пяткой около правой.
Упражнения с предметами. В процессе овладения упражнениями с предметами занимающиеся приобретают разнообразный двигательный опыт, совершенствуют умение управлять движениями рук и особенно кистей/Такое умение имеет большое значение не только для достижения высокого мастерства в художественной гимнастике, но и для овладения многими профессиональными умениями и навыками. Кроме того, при выполнении упражнений с предметами создаются благоприятные условия для совершенствования функций зрительного, кожного и двигательного анализаторов.
Упражнения со скакалкой являются эффективным средством развития прыгучести, выносливости, быстроты и ловкости. Прыжки со скакалкой способствуют развитию и укреплению сердечно-сосудистой системы. Музыкальное сопровождение при выполнении упражнений со скакалкой благоприятно сказывается на Развитии выносливости, так как создаваемый эмоциональный фон
заметно понижает ощущение усталости и помогает занимающимся выполнять интенсивные и продолжительные упражнения. Для упражнений со скакалкой подбирается музыка жизнерадостного, веселого характера. Наиболее удобными являются музыкальные произведения размером \ (галоп, полька) и народные плясовые мелодии.
Скакалка выбирается в соответствии с ростом занимающихся. Для этого нужно встать на середину скакалки (ноги вместе) и натянуть ее. Она будет соответствовать росту, если ее концы доходят до подмышечных впадин.
Упражнения со скакалкой — это прыжки, махи и круги, переводы, броски.
Прыжки выполняются с вращением скакалки вперед, назад и в боковой плоскости, с одиночными и двойными вращениями, с промежуточным прыжком (междускоком), через сложенную скакалку. Скакалку можно вращать просто и «петлей». Формы прыжков могут быть самыми разнообразными: на двух, на одной, другая вперед, назад, с ноги на ногу и др. Прыжки через скакалку выполняются на носках с мягким приземлением, носки и колени в полете вытянуты. Высота прыжка должна быть такой, какая необходима для того, чтобы можно было перепрыгнуть через нее.
Махи и круги скакалкой можно выполнять одной или двумя руками в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. Круги бывают малые (выполняются только кистью), средние (выполняются предплечьем), большие (выполняются всей рукой от плеча). При выполнении этих движений недопустимо «сломанное» положение скакалки. Махи и круги используются для активного отдыха после прыжков и для смены положения плоскостей.
Переводы скакалки позволяют изменять направление движения предмета, разнообразить упражнения, служат для отдыха после прыжковых упражнений. Они выполняются вперед или назад перемахом или круговым движением руки над головой («петлей»).
При выполнении махов, кругов и переводов нельзя нарушать целостность скакалки, она не должна ломаться, касаться пола и тела занимающегося.
Упражнения с мячом являются отличным средством для развития ловкости, быстроты и точности двигательных реакций. Они требуют от занимающихся внимания и точного соразмерения движений в пространстве и во времени. Упражнения с мячом — броски и ловля, отбивы, перекаты, круги и выкруты.
Броски и ловля мяча выполняются одной или двумя руками в различных плоскостях. Броскам предшествует пружинное движение ногами с последующим выпрямлением тела и рук вверх. В момент ловли мяча для смягчения удара его о ладонь рука слегка опускается, как бы продолжая движение с мячом вниз, стараясь погасить его скорость.
Отбивы выполняются одной или двумя руками, вертикально вниз или под углом, нажимом руки на мяч. Отбивать можно непрерывно или с ловлей после каждого отбива мяча.
Перекаты мяча выполняются по полу или по отдельным звеньям тела. Подскоки мяча при перекатах являются ошибкой.
Круги и выкруты мячом выполняются внутрь или наружу в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При этих движениях используется центробежная сила: в кругообразных движениях, при выполнении которых рука остается с внешней стороны, центробежная сила прижимает мяч к руке. Такие упражнения выполняются без захвата мяча пальцами. На начальном этапе обучения все группы упражнений с мячом выполняются в сочетании с пружинными движениями ног стоя на месте.
Упражнения с обручем — это повороты, вращения, махи и круги, перекаты, прыжки в обруч и через него, броски и ловля.
Повороты обруча выполняются двумя руками в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях с различными движениями туловища и ног.
Вращения обруча осуществляются в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях слегка согнутой в локтевом суставе рукой. При этом обруч находится между большим и указательным пальцами, кисть вертикальна, большой палец обращен вверх, для того чтобы обруч не соскальзывал на предплечье. Вращение производится только на кисти, независимо от положения руки (вперед, в сторону, вверх). Нарушение плоскости при вращении является ошибкой.
Махи и круги обручем выполняются по дуге, по кругу, восьмеркой в различных плоскостях; подразделяются на малые (выполняются движением кисти прямой руки), средние (сгибанием руки в локтевом суставе), большие (выполняются ненапряженной рукой от плеча).
Перекаты обручем могут быть выполнены по полу в боковой и лицевой плоскостях и по различным звеньям тела без нарушения направления движения.и плоскости обруча.
Прыжки в обруч и через него характеризуются сложной координацией движений. Выполняются в качающийся обруч в передне-заднем, боковом направлениях; обруч вращают как скакалку. При выполнении прыжка в качающийся обруч кисть с обручем прижата к туловищу на уровне пояса. После прыжка из обруча — прямая рука с обручем вперед (в сторону) параллельна полу. Прыжок в обруч, вращая его назад, выполняется в момент опускания его к пяткам. Прыжки в обруч и из него, через него выполняются легко, с мягким приземлением.
Броски и ловля обруча — сложные движения, выполняемые в наклонном, вертикальном и горизонтальном положениях, двумя Или одной рукой. Чтобы обруч сохранил правильное положение в
полете, необходимо придать ему нужное направление в исходном положении.
Начинать обучение броскам следует с бросков двумя руками. Броски двумя руками выполняются в наклонной плоскости (вперед-кверху), в горизонтальной плоскости (хватом обруча сбоку снизу), в вертикальной плоскости (хват обруча снизу). Броски сопровождаются пружинным движением ног.
Броски одной рукой выполняются в боковой и лицевой плоскостях, после маха или с вращения. Ловля также может осуществляться хватом или во вращение. Сложность выполнения бросков будет зависеть от исходного положения, ловли и дополнительных движений во время полета обруча.
Упражнения с лентой способствуют развитию подвижности в суставах и силы мышц плечевого пояса и рук, тонкой и сложной мышечной координации, связанной с умением выполнять сильные, широкие движения туловищем и рукой, а также мелкие, быстрые движения только рукой. Упражнения с лентой характеризуются слитностью, динамичностью и пластичностью движений. Основа техники движений с лентой заключается в непрерывном поддержании инерции полета ленты при последовательном выполнении различных рисунков. Движения с лентой, выполняемые в сочетании с разнообразными движениями т,ела (прыжками, бегом, равновесиями и т.д.), оказывают значительное физиологическое воздействие на организм в целом.
Упражнения с лентой делятся на махи и круги, восьмерки, змейки, спирали, броски.
В начале изучения упражнений с лентой необходимо освоить хват палочки. Ее держат свободно тремя пальцами — большим, указательным и средним. Конец палочки слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Хват должен быть ненапряженным, чтобы можно было легко, без значительных усилий вынуть палочку из руки.
Махи и круги в зависимости от величины радиуса вращения ленты могут быть большими, средними и малыми. При выполнении больших махов и кругов палочка и кисть составляют прямую линию. Махи и круги выполняются в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях по часовой и против часовой стрелки.
Восьмерки, как и махи, делятся на малые, средние и большие, выполняются последовательными поворотами кисти или всей руки внутрь или наружу. Восьмерки подразделяются на вертикальные и горизонтальные и выполняются в трех основных и промежуточных плоскостях, по полу и по воздуху.
Махи, круги и восьмерки лентой при их изучении на месте сопровождаются пружинными движениями ног.
Змейки бывают вертикальные (зубцы ленты вертикально полу) и горизонтальные (зубцы горизонтально полу), выполняются по
полу и по воздуху. Змейки выполняются только движением кисти, при слегка согнутом локте: либо ее сгибанием и разгибанием (вертикальная змейка), либо отведением и приведением (горизонтальная змейка). Змейки выполняются быстро, но с полной амплитудой, хват палочки свободный. Зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми по высоте. Обучение начинается с движений по полу. рисунок змейки не должен изменяться из-за соприкосновения ее с полом. При движении змейки по воздуху повышается частота движений кистью. Основными ошибками исполнения являются вялый рисунок, змейка с большими и широкими зубцами.
Спирали выполняются круговыми движениями предплечья и кистью, локоть свободно согнут. Витки спирали должны быть одинаковыми по величине и располагаться близко один к другому. Спирали бывают вертикальными и горизонтальными (соответственно витки вертикально полу или горизонтально), направление движения определяется по часовой стрелке или против нее. При выполнении вертикальной спирали палочку держат параллельно полу, при выполнении горизонтальной — палочка обращена вверх или вниз. Возможные ошибки — нарушение формы витков и их наклонное положение.
Броски лентой относятся к сложным движениям, поэтому в условиях школы они могут применяться только на секционных занятиях. На уроке по физической культуре они не используются из-за сложности движений и методического неудобства.