Развитие связной речи обучающихся в процессе обучения изложению.
Лингвистические основы методики обучения изложению. Формирование понятия «текст». Элементы стилистической дифференциации в развитии связной речи младших школьников. Воспроизведение текста-образца как способ совершенствования речевой деятельности младших школьников. Условия эффективности работы по обучению школьников написанию изложения. Процесс работы над изложением. Возможности современных учебников русского языка разных авторов для обучения младших школьников изложению. Характеристика деятельности обучающихся при изучении данного материала и планируемых результатов его освоения.
Представьте, что Вам предложили выступить на родительском собрании, рассказать о том, как помочь ребенку подготовиться к изложению (пересказу). Предложите конкретные рекомендации.
Экзаменационный билет №11
Учебный процесс и его характеристика
Составляющие дидактической системы. Сообщающее, проблемное, программированное обучение. Обучение как двусторонняя деятельность преподавателя и обучающегося. Функции процесса обучения. Компоненты процесса обучения: мотивационно-целевой, содержательный, операционно-действенный, контрольно-регуляционный, оценочно-результативный. Их представленность в уроке как единице учебного процесса.
Проанализируйте структуру двух уроков и раскройте особенности подходов к ее определению.
Комбинированный урок.
1. Организационная часть. Цель - создать рабочую обстановку (1-2 мин.)
2. Проверка домашнего задания, повторение пройденного (10-12 мин.)
3. Сообщение новых знаний (10-30 мин.)
4. Закрепление нового материала, установление связи с ранее изученным, упражнения, дидактические игры (5-15 мин.)
5. Домашнее задание, его сущность, методика выполнения. (5-10 мин.)
6. Подведение итога урока (1-2 мин.)
Проблемный урок (по М.И.Махмутову)
1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы (5-10 мин.)
2. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы (5-10 мин.)
3. Доказательство гипотезы (10-15 мин.)
4. Проверка правильности решения проблемы (5-10 мин.)
Научные основы методики чтения художественного произведения.
Исходные литературоведческие положения, определяющие особенности чтения и анализа художественного произведения. Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Процесс работы над художественным произведением. Первичное ознакомление с художественным произведением. Анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Задачи и характер обобщающей работы над произведением. Обучение составлению плана и пересказу прочитанного. Творческие работы обучающихся в связи с чтением художественных произведений. Специфика анализа художественных произведений различных родов и жанров. Характеристика деятельности обучающихся при изучении данного материала и планируемых результатов его освоения.
Представьте, что Вы приглашены на урок к коллеге. Какие аспекты анализа урока, выбора методов и форм организации урока станут для Вас определяющими при определении его эффективности?
Экзаменационный билет №12
Содержание целостного педагогического процесса.
Определение содержания образования. Факторы, влияющие на отбор содержания образования. Элементы содержания образования. Фундаментальное ядро содержания образования. Носители содержания. Закон РФ «Об образовании». Образовательный стандарт (ФГОС), базисный учебный план, основная образовательная программа, учебники.
Определите адекватность системы образования в современной России требованиям, которые могут быть предъявлены от лица общества каждому гражданину в связи с экономическими и политическими изменениями в жизни страны.